Авторcтво: Скнарь Марина Августовна, учитель русского языка и литературы ГОУ гимназии № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга |
М.А.Скнарь
В сентябре-декабре 2008 г. мне, учителю русского языка и литературы, классному руководителю 6 класса, посчастливилось заниматься по образовательной программе «Формы и методы театральной деятельности в системе работы учителя». Автор программы, канд. пед. наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования СПбАППО Т.Н. Полякова, показала нам удивительную палитру возможностей для приобщения учеников, да и нас, учителей, к гуманитарной культуре.
Среди разнообразных тем, которые обсуждались на занятиях, мое внимание привлекла «Методика подготовки учащихся к просмотру / восприятию спектакля». С чем это связано? Как классный руководитель, я не раз сталкивалась с проблемой плохого поведения ребят в театре. Что стоит за этим явлением? Отсутствие навыков культурного поведения в общественных местах? Низкое качество постановки, неспособное увлечь юных зрителей? А может быть, непонимание языка театра, его специфики как вида искусства, а отсюда невозможность «включиться» в театральное действие, эмоционально и интеллектуально присоединиться к нему? Наверное, за каждой несостоявшейся встречей с театром стоит целый комплекс социо-культурных проблем. На мой взгляд, методика, предложенная Т.Н. Поляковой, помогает учителю решить некоторые из них.
Поэтому я с радостью приняла приглашение участвовать в эксперименте, в котором сравнивалось восприятие спектакля у школьников двух групп: экспериментальной (эта группа готовилась в походу в театр по методике Т.Н.Поляковой) и контрольной (ребята смотрели спектакль без подготовки). Задача эксперимента – выявить возможности целенаправленного воздействия на приобщение учащихся к театральной культуре.
Для эксперимента был выбран спектакль «Тряпичная кукла» в «Театре дождей». Выбор этот не случаен. Весь наш курс, занимавшийся по программе Т.Н. Поляковой, побывал в этом театре, получил огромное удовольствие от спектакля, познакомился с режиссером, который заинтересованно и искренне отвечал на наши вопросы. «Театру дождей» 19 лет, и все эти годы атмосфера поиска, азарта, искренности и творческой самоотверженности помогает оставаться ему молодым и ярким.
В беседе с Натальей Никитиной, главным режиссером, мы почувствовали, с одной стороны, горячую заинтересованность театра в талантливом зрителе, а с другой – тревогу о том, что таких зрителей среди школьников найти все труднее и труднее.
Итак, и перед школой, и перед театром становится задача воспитать зрителя, помочь школьнику 21 века, в значительной мере утратившему театральную культуру, освоить язык театрального искусства, без понимания которого невозможно искреннее сопереживание происходящему на сцене.
Участниками эксперимента стали ученики гимназии №92: 6-1 класс – экспериментальная группа и 5-1 класс - контрольная группа. Ученики 6-1 класса, в котором я являюсь классным руководителем с 5 класса, с самого начала нашего знакомства удивляли меня какой-то особой эмоциональной, творческой и даже нравственной невосприимчивостью. Видимо, возрастная особенность учеников (они пришли в школу раньше, чем им исполнилось 7 лет, в основном с 6,5 лет), нацеленность родителей на раннее интеллектуальное развитие своих детей сказались на особенностях их эмоционального и психологического развития. Хотелось думать, что творческая система Поляковой Т.Н. поможет пробудить в учащихся 6-1 класса эмоциональную чуткость, способность к переживанию, сочувствию и перевоплощению.
5-1 класс - один из самых сильных классов в своей параллели, их отличает трудолюбие, стремление к познавательной деятельности. Благодаря своему классному руководителю Лихиной Е.Е. они неоднократно, в отличие от 6-1 класса, бывали в разных театрах нашего города.
Цель экспериментальной работы:
предметный уровень – развить речевые умения и усовершенствовать практические навыки написания сочинения разных жанров на уроках русского языка и литературы.
надпредметный уровень – развить гуманитарную культуру учащихся, воспитать эмоциональную и эстетическую отзывчивость, способность к сочувствию и сопереживанию.
Задачи:
§ развить умение понимать язык театра;
§ развить способность включаться в игровую деятельность;
§ ориентировать на интерес к культурным (театральным) традициям нашего города;
§ формировать навыки самостоятельной работы;
§ развить умение взаимодействовать в парах и группе;
§ развить вкус к выразительности слова, творческие способности учащихся.
Подготовка учащихся экспериментальной группы проводилась на уроках русского языка и во внеурочное время и проходила в несколько этапов (см. таблицу 1 и комментарии к ней).
Таблица 1
Циклограмма работы над подготовкой учащихся 6 класса к просмотру/восприятию спектакля «Тряпичная кукла» («Театра дождей»), скорректированная в соответствии с программой по развитию речи (Н.Никитина «Русская речь» 5-7 кл. – М.: «Просвещение», 1992) и воспитательной работой
№ п/п
|
Тема образовательной программы по развитию речи
|
Коррекция программы в соответствии с подготовкой к просмотру и восприятию спектакля
|
Формы работы
|
Результаты (формы контроля)
|
на уроке
|
вне урока
|
1
|
Тип речи – описание (помещения, одежды, костюма)
|
«Портрет» моей любимой игрушки/куклы
|
· Открытие интерактивной выставки рисунков (возможность подписать реплики к рисунку)
· Конкурс рисунков (жюри, состоящее из учеников класса, оценивает представленные работы по следующим критериям:
1. фантазия, выражения
2. узнаваемость)
· Составление предложений на тему «портретная галерея» по определенным грамматическим схемам
|
Д.З.: нарисовать портрет любимой игрушки (сделать коллаж, аппликацию) и подписать (название, какую-то фразу)
|
· Интерактивная выставка рисунков
· Устные мини-отзывы о творческих работах
· Письменные реплики, «оживляющие» портреты, воспроизводящие игровую ситуацию
|
2
|
Сочетание разных типов речи в одном тексте
|
Сочинение-миниатюра (на выбор)
· «Моя любимая игрушка/кукла»
· «Мои игрушки разговаривают»
· «История от имени куклы»
|
Работа в парах (за партой).
· опишите свою игрушку (1 мин), второй участник добавляет к сказанному свои наблюдения (1 мин).
· придумайте совместную игру с любимыми игрушками (3 мин).
· сообщите одноклассникам, что из добавлений соседа было наиболее важным, расскажите о вашей игре.
Работа над сочинением-миниатюрой (20 мин).
|
|
Сочинение-миниатюра
|
3
|
Тип речи – повествование
|
Рассказ о посещении театра (Бывал ли ты в театре? Как часто? Как ты собираешься в театр? Какие известные театры нашего города можешь назвать? и др.)
|
· Составление словаря театральной лексики: партер, амфитеатр, реплики, сцена, режиссер, пьеса и др.
· Письменные диалоги на тему «В театре»
|
Театрально-игровое занятие:
1. В кругу:
- «Я - игрушка»
- «История игрушек»
2. По группам:
- «В магазине игрушек»
- «Ночью, когда куклы оживают»
|
· Театральный словарик
· Письменные диалоги на тему «В театре»
· Устные рассказы о встрече с театром (учеников и учителя)
· Опыт создания мини-спектаклей в творческой группе
|
4
|
Тип речи – рассуждение
|
Отзыв о спектакле «Тряпичная кукла»
|
Составление плана сочинения
|
Посещение театра вместе с классным руководителем
|
Сочинение-отзыв о спектакле
|
Как видно из таблицы 1, на первом уроке появился только «Портрет» любимой игрушки, однако сама идея интерактивной выставки с возможностью дописать фразы, реплики от имени игрушки, прокомментировать портрет в роли эксперта жюри, вызвала неподдельный интерес ребят. В течение перемены, предшествующей открытию выставки, шестиклассники «прогуливались» по галерее, вглядываясь в изображения, что-то горячо обсуждая.
На уроке ребята получили задание выделить и оценить наиболее выразительные с их точки зрения портреты. Заранее оговорили критерии: первый – узнаваемость (от 1 до 2 баллов), второй – фантазия выражения (от 1 до 3 баллов). Учитель поставил в журнал только 4 и 5 (в сумме баллы по первому и второму критериям как раз складываются в такие оценки). За комментарии к оценке к выбранным рисункам ребята получали разное количество плюсов, в зависимости от развернутости высказывания. В классе действует накопительная система оценок (5 плюсов – это оценка 5, которая впоследствии ставится в журнал). Это задание стимулировало ребят внимательно разглядывать творческие работы своих товарищей, подмечая в них интересные находки, учило аргументировать свое оценочное суждение. Учитель тоже поделился своими открытиями, обратив внимание на те «портреты» (детали, надписи, цветовые решения…), которые ребята по той или иной причине не заметили.
Ко второму уроку ребята получили задание принести любимую игрушку в класс. Этот урок проходил в удивительно теплой и творческой атмосфере, будто игрушки перенесли мальчишек и девчонок в дорогой, радостный мир детства, им захотелось играть! На предложение: «расскажите о вашей игре» ребята откликнулись встречным предложением: «а можно мы не только расскажем, но и покажем?». Можно! Ребята выходили к доске парами и рассказывали -показывали свою игру. Примечательно, что придумывая совместную игру, ребята отталкивались от «характеров» своих любимых игрушек. Так, юркий мышонок играл в догонялки с быстроногим олененком. А неуклюжий, но смышленый медвежонок предложил моднице-обезьянке поиграть в «Зеркало».
В заключение урока ученики писали сочинение-миниатюру, а их любимые игрушки сидели на партах, вдохновляя своих хозяев.
Что удивило меня в сочинениях ребят? Во-первых, выйдя из игровой ситуации, оставшись наедине с собой, ребята в своем большинстве пошли по традиционному пути, выбрав тему «Моя любимая игрушка» (Почему выбрал именно эту игрушку? Как она попала к тебе? Ее место дома? Когда и как ты в нее играешь? и пр.). Только небольшая группа ребят (4 из 25) продолжила начатое в игре «оживление» своих любимцев (тема «История от имени игрушки»). Во-вторых, оказалось, что для многих ребят любимая игрушка сегодня (когда им по 11-12 лет) это друг, которому можно «излить свою душу в минуты огорчения, когда поговорить не с кем» (Лиза Г.) или «рассказать свои секреты, поделиться сокровенным» (Аня Б.).
На следующий день, помимо урока развития речи, на котором весь класс вспоминал театральную лексику и строил диалоги с ее использованием, я назначила внеурочное театрально-игровое занятие для группы ребят – будущих зрителей (к сожалению, в театр из 25 учеников класса захотели пойти только 10).
Однако небольшая группа имела свои преимущества: у каждого ученика появилась возможность играть, действовать, воображать, изображать, т.е. максимально активно прожить игровую ситуацию.
Мы договорились с ребятами, что эту ночь любимые игрушки проведут в школе, в особом теремке, устроенном в учительском столе, ведь завтра и нас, и их ждут необычные испытания.
Испытание №1.
В кругу:
- «Я – игрушка» (назвать себя игрушкой и показать жестом), остальные повторяют;
- «История игрушек». Посадить несколько игрушек в середину круга; каждый, начиная фразу, берет куклу, изображает ее действие и говорит только одно предложение, следующий ученик продолжает историю, добавляя в нее следующую игрушку.
Испытание №2.
По группам:
- «В магазине игрушек». Продавец показывает игрушки, рекламирует их, покупатель расспрашивает, предлагает цену (но не деньгами, а добрым делом, которое стоит личных усилий, обещанием, которое требует выполнения).
- «Ночью, когда куклы оживают». Разделившись на две группы, ребята разыгрывают придуманную историю: одна из игрушек заболела. Как помочь?
Ребята легко и с удовольствием включались в творческие испытания. Жаль, что теперь уже трудно по памяти воспроизвести «Историю игрушек», на мой взгляд, она творчески складывалась, имела нестандартные повороты сюжета.
Итак, подготовка к просмотру спектакля завершена. Любимые игрушки отправились по домам, но осталась надежда, что огонек творчества и человеческой отзывчивости, который благодаря им зажегся в классе, останется с нами. А на моем учительском столе под раскидистым папоротником с той доброй поры осталась жить моя любимая игрушка – участница всех наших общих испытаний – самодельный лягушонок со светящимися пуговками-глазками, подарок шестиклассницы.
После просмотра спектакля участники экспериментальной (6-1 класс) и контрольной (5-1 класс) групп написали сочинение, опираясь на следующий план (сохранение последовательности не являлось обязательным):
1. Назови действующих лиц.
2. С чего начались и как развивались события. На что обратили внимание: костюмы, музыка, действия героев, декорации, предметы на сцене и пр.
3. Кому вы сочувствовали в процессе просмотра, за кого переживали?
4. Почему игрушки решают спасти больную девочку?
5. Что значит «отдать свое сердце»?
6. Почему героиня выздоравливает?
7. Хотели бы вы посмотреть спектакль еще раз? Почему?
8. Какой вы хотите задать вопрос самому себе, актерам, режиссеру?
9. Дайте название своему сочинению, отразив свое отношение к спектаклю (свое понимание спектакля).
Педагогическая диагностика. Контент-анализ итогового сочинения.
Таблица 2
Результаты контент-анализа сочинений учащихся
№п/п
|
|
Эксперименальная
группа
|
Контрольная
группа
|
|
Количество участников
|
9
|
6
|
|
Критерии
|
Кол-во показа-телей
|
%% показа-телей
|
Кол-во показа-телей
|
%% показа-телей
|
1
|
Умение вживаться в театральное действие (единство, неразделенность восприятия театрального как реального)
|
4
|
44
|
0
|
0
|
2
|
Умение воспринимать язык театра (замечают театральные знаки и интерпретируют их)
|
8
|
89
|
0
|
0
|
3
|
Воздействие на эмоциональную сферу
|
8
|
89
|
6
|
100
|
4
|
Воздействие на интеллектуальную сферу
|
8
|
89
|
1
|
17
|
5
|
Понимание идейного содержание (попытка осмыслить поступок куклы)
|
8
|
89
|
3
|
50
|
6
|
Умение интерпретировать увиденное (описание или попытка оценить)
|
7
|
78
|
4
|
67
|
Из таблицы видно, что в сочинениях можно выделить показатели, свидетельствующие о том, что ребята экспериментальной группы глубже и полнее поняли спектакль, восприняли язык театра, творчески интерпретировали увиденное. Анализ сочинений также подчеркивает более высокую речевую культуру участников экспериментальной группы. Ребята точнее передали свое эмоциональное восприятие, их наблюдения детальны и конкретны, и в то же время можно отметить стремление осмыслить характеры героев, замысел драматурга и режиссера.
Участники контрольной группы только фиксируют свои наблюдения: «я обратила внимание на декорации» (Диана Б.) или «мое внимание привлекли декорации и костюмы» (Евгения С.) и даже выражают желание еще раз посмотреть спектакль, чтобы «лучше узнать костюмы, декорации» (Анна Р.).
Ребята из экспериментальной группы пытаются не только описать поразившие их декорации, костюмы и музыкальное оформление спектакля, но осмыслить их роль в театральной постановке: «я сразу обратил внимание на… многофункциональные декорации. Чего только стоит одна таинственная дверь» (Максим В.); «в спектакле мне понравилась музыка. Она соответствовала характеру персонажей» (Наташа Ф.); «красиво расшитые и разукрашенные одежды носили только два отрицательных героя, а все остальные казались простыми и добрыми людьми» (Егор П.).
Особого внимания заслуживает критерий воздействия на интеллектуальную сферу. В работах ребят из экспериментальной группы часто встречаются слова: «думаю», «понял», «размышляла». «Я понял, что нельзя отчаиваться, нужно всегда помогать друзьям… быть терпеливым» (Максим В.). «Я долго размышляла о том, что происходило с Марселой дальше» (Лиза Г.). Ученики 6-1 класса задавали самим себе непростые вопросы: «А могла бы я от дать свою жизнь ради другого? Смогла бы я принять такой подарок от другого?» (Маша С.). Даже в названиях сочинений (ни одно из них не повторялось!) сказалось желание осмыслить пережитое на спектакле, например: «Исцеляющая сила любви» (Наташа Ф.). В работах ребят контрольной группы можно выделить только один подобный пример: «Мне хотелось бы узнать, что стало с генералом У и его помощниками – ведь зло не может исчезнуть?» (Егор Б.).
Сравним умение интерпретировать увиденное. Ребята контрольной группы лишь немногим героям дали характеристики, часто поверхностные. Врачи – «смешные» (Арина Ч.), «обычные» (Анна Р.); генерал – «злобный» (Егор Б.); остальные герои – «очень милые и добрые» (Арина Ч.). Палитра характеристик в экспериментальной группе богаче: «мудрая Панда», «любопытный Энди» (Оля К.); «верблюд – уродливые колени и доброе сердце», «Панда – всезнайка» (Аня Б.); «доктора – шарлатаны»(Егор П.); «безобразник Энди» (Лиза Г.).
В работах ребят экспериментальной группы неоднократно подчеркивается ощущение театрального действия как реального: «музыка, декорации, костюмы… создавали ощущение не театрального действия, а живой, настоящей истории» (Лиза Г.); «актеры так близко к тебе, что ты становишься участником волшебной истории» (Аня Б.); «Очень хорошо играли актеры – казалось, что это не спектакль, а реальная жизнь» (Женя К.). В контрольной группе высказываний на эту тему обнаружить не удалось.
Таким образом, хотя ребятам как экспериментальной, так и контрольной группы спектакль очень понравился и, безусловно, воздействовал на эмоциональную сферу (100 % в контрольной группе и 89% в экспериментальной), уровень понимания (воздействие на интеллектуальную сферу, способность интерпретировать поступки и характер героев), а также способность вживаться в театральное действие, воспринимать язык театра, в экспериментальной группе проявились в большей степени, а значит, продуманная подготовка к восприятию (просмотру) спектакля дала свои плоды.
На основании сравнения данных результата эксперимента можно сделать выводы о том, что целенаправленная подготовка учащихся к просмотру/восприятию конкретного спектакля:
§ повышает качество восприятия спектакля на эмоционально-интеллектуальном уровне;
§ развивает речь учащихся, наполняя ее театральной и эмоционально окрашенной лексикой;
§ учит коммуникативной культуре, диалогу;
§ пробуждает желание играть и творить;
§ подчеркивает, что ближайший путь к искусству театра лежит через игру.
Поделиться: