Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Некоторые особенности позиции современного учителя
С.Г.Вершловский
Учитель испытывает тройную психологическую нагрузку: каждый из них - обыкновенный человек, и все испытания, что ложатся на плечи людей, он несет на себе. В то же время, как государственный служащий, он должен выполнять социальный заказ, а как гражданин – говорить правду взрослеющему человеку. Так возникает проблема личностного, профессионального и гражданского самоопределения учителя, во многом определяющая направленность и эффективность образования. За минувшие десятилетия учительство пережило нелегкие психологические нагрузки, вызвавшие кризисы в педагогическом сознании и в педагогической практике. В первую очередь речь идет о кризисе идеалов, ценностей, целей воспитания, о проблемах в сфере способов, методов и форм работы, а также о трудностях адаптации к новым финансово – экономическим условиям. Дискуссии, борьба мнений, анализ передовой педагогической практики, происходивших в конце ХХ века, позволили сформулировать несколько идей, выражавших устремления гуманистически настроенной части педагогической общественности: - понимание воспитания как взаимодействия (сотрудничества) взрослых и детей с целью создания условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса; - идея реализма целей воспитания, понимаемых не как всестороннее, а как разностороннее развитие личности; - идея жизненного самоопределения личности воспитанника как основополагающая для гуманистической ориентации педагога в образовательном процессе; - идея коллективной творческой деятельности, как совокупность задач, методов, технологий, обеспечивающих создание развивающей самоуправляющейся общности детей и взрослых. Однако, уже в конце 90-х годов обнаружились методологические и практические трудности в реализации этих идей: невнятная политика в отношении к образованию, неоднозначность ряда общегосударственных акций ( например, ЕГЭ), недостаточная готовность учителей к работе «по – новому» и т.д. Дополнительные проблемы в деятельность учителя внесло информационное общество, породившее «конкурентов» учителю: оценить свои знания учащиеся могут без помощи учителя, самостоятельно с помощью тестов, в изобилии представленных в разнообразных изданиях; недостающие знания можно компенсировать с помощью интернета, репетиторской службы и т.д. По – существу, молодой человек, ориентированный на поступление в вуз, может вообще обойтись без школы, заменив ее экстернатом. Снижение роли школы в социальном становлении молодых людей фиксирует целый ряд исследований.[1] Но ничто ( и ничто) не может заменить учителя как личности, его способности преодолеть жестко социализирующие функции школы и прийти на помощь молодому человеку в его личностном самоопределении. Анализ деятельности учителей «на местах», творческих поисков, подчас вопреки конкретным условиям, анализ инициатив позволяют выделить несколько типов учителей в зависимости от понимания ими своей профессиональной роли. Один – идентифицирует себя с инструкциями, предписаниями, сложившимися нормами. Представители этого типа уверены в обоснованности и правильности своих профессиональных действий. В условиях растущей технологизации социальной и экономической жизни учитель подобного типа становится звеном технологической цепочки и превращается в транслятора знаний и умений. Он может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения учащимися ЗУНов, подготовить к экзаменам или профессии. Но подобная позиция ведет к отчуждению детей от образовательной деятельности и снижает мотивацию учения. Функциональное отношение к ребенку, в конечном счете, оборачивается функциональным отношением к самому себе. Деятельность «транслятора» приходит во все большее противоречие с потребностями общества в инициативных, критически мыслящих, любознательных, готовых переучиваться молодых людях. В условиях рыночной экономики, активно вторгающейся в систему образования, все более популярным становится понятие «образовательная услуга». Учитель, ориентированный на предоставление образовательных услуг представляет самостоятельный тип учителя. Конечно, школы не могут не ответить на натиск времени. Рыночная экономика неминуемо порождает рынок образовательных услуг, признаком которого является наличие множества заказчиков и множества тех, кто готов на этот заказ ответить. Но зачастую учителя самиработники сферы услуг. «Рыночная философия», коммерциализируя сферу образования, выдвигает на первый план «полезный эффект изученного». Он ориентирует учителя на достижение конечного успеха, а не на процесс социального и духовно – нравственного развития ребенка, поскольку рынок не очень считается с человеческой уникальностью и в человеке нуждается лишь как в представителе группы покупателей, избирателей, в молодых людях – как учащихся, за которыми «следуют деньги». себя воспринимают как Если исходить из великой миссии образования, то ни первый, ни второй типы не должны и не могут стать ведущими в педагогической действительности. Все более остро ощущается потребность в воспитателе. Речь идет о позиции учителя как посредника, по словам Л.С. Выготского, обеспечивающим встречу ребенка с его потенциальными возможностями. Главными инструментами в этой «встрече» выступают: · профессионализм - владение комплексом теоретических знаний и умений, нацеленных на поддержку и помощь в саморазвитии ребенка, в его личностном и социальном самоопределении, развитии способности самостоятельно вырабатывать нравственно ценные моральные принципы и руководствоваться ими в жизни; · самостоятельность – духовный поиск, способность к самоанализу, критическое осмысление оснований, идей и методов своей деятельности, способность выйти за пределы сложившегося опыта; · ответственность – способность предвидеть последствия своих действий на основе компетентностного понимания и истолкования общественных требований к учительской профессии. В какой мере учитель готов ответить на эти вызовы времени и стать подлинным воспитателем? Ответ на этот вопрос дают выпускники школ, участвовавшие в исследовании «Выпускник – 2009», поскольку педагогическая профессия адресована непосредственно им. С одной стороны, респонденты отмечают, что большинство учителей умеет общаться с разными детьми (35%); учит думать (33%); учитывает способности (30%). Но, с другой стороны, 52% респондентов жалуются, что среди учителей мало тех, кто поощряет в учениках независимое мнение, зачастую расходящееся с мнением учителя, в большинстве своем они не умеют наладить отношения с детьми на основе сотрудничества и партнерства. Можно заключить, что значительная часть учителей, при всех призывах к инновациям, остается в плену привычных педагогических догм и сложившихся стереотипов. Так, только 14% опрошенных выпускников полагают, что отметки не определяют отношение к ним учителей. К числу трудностей, с которыми часто приходилось сталкиваться, 26% респондентов отнесли скучные и не интересные уроки. Чаще всего в профессионально сознании учительства эти проблемы объясняются низким общественным статусом профессии, который сводится к уровню заработной платы и негативному «образу» педагога в «мире мнений». Но повышение заработной платы (оно, разумеется, необходимо) прямо не определяет способность учителя быть воспитателем. Что касается образа учителя в общественном сознании, то действительно, в СМИ чаще представлены его негативные черты. Но справедливости ради следует отметить, и другую, не менее важную причину конфликта между требованиями времени и позицией учителя: потребность учащихся в неформальных контактах с учителем наталкивается на его «ролевое» восприятие себя. Значительная часть учителей не состоянии научить детей чему-либо за пределами своего предмета. А сложившийся в работе с детьми статус превосходства не позволяет общаться с коллегами на равных. Привычно полагают, что учитель постоянно работает над собой. Это, действительно так, если иметь в виду предметно – методическое совершенствование. Но в современных условиях перед всей системой повышения квалификации на всех ее уровнях – от локального (школьного) до регионального - все более острой становится проблема развития концептуального «Я» педагога, осознания им современной социокультурной и образовательной ситуации, осознания себя как личности, а затем как специалиста, профессионала. В этом плане особое значение приобретает интеграция профессионального и общекультурного образования современного педагога. [1] Выпускник Санкт – Петербургской школы «Выпускник – 2007»( социальный портрет). Под редакцией С.Г. Вершловского СПб, 2008 Поделиться: |