Авторcтво: Грачева Ольга Юрьевна |
Не очень понятно, для чего необходима эта новая форма итоговой аттестации. Объяснение, что «данный эксперимент предполагает произвести профильную дифференциацию учащихся с целью зачисления их в профильные классы», не очень убедительно. Если математику написал на «2» , то гуманитарий. Так что ли? А для чего это испытание детям, которые уходят из школы в училища, техникумы? Будут ли принимать или как-то учитывать сертификаты с баллами в других учебных заведениях? Да и будут ли эти сертификаты?
Вопросов больше, чем ответов. Где бланки заполнения и как они выглядят, не знает никто. Как выставляется школьная (по пятибалльной шкале) оценка за экзамен, не знает никто. Демонстрационный вариант в сети не совпадает с вариантом АППО: не совпадают критерии оценок, не совпадает количество слов в изложении и сочинении. Чему верить непонятно. В продаже только московские варианты ЕГЭ, которые также не совпадают с интернетовским. К подобной организации и полной неразберихе все уже привыкли. Так было и с ЕГЭ по русскому языку для 11 классов. Все станет ясно к концу апреля, маю. Но готовить детей надо раньше.
Интересно другое. Только 13 школ Невского района принимают участие в этом эксперименте для 9 классов и только в одной пишут и русский язык, и алгебру, причем все выпускники. В остальных двенадцати только несколько человек. Обзвонив коллег из других районов, выяснила, что они тоже не принимают участия в эксперименте. Почему? «Ой, у нас такие тяжелые 9 классы!» А у кого они легкие? Что же так пугает учителей или администрацию?
Может быть, сложность работы? Вряд ли. По сути, новая форма мало, чем отличается от прежней. То же изложение, даже из того же сборника, только меньшего объема. То же сочинение, связанное с темой изложения. Примерного того же объема. Единственной новостью стал тест, 10 вопросов. Неужели он стал причиной отказа? Конечно, нет. Дело в опубликовании результатов экзамена, в том, что уровень выпускников данной школы станет известен всем. Ну а как пишут изложение в 9 классе, а главное, как проверяют, известно всем. «Наша школа принимает участие во всех конкурсах, нам светиться не надо», - это из другого телефонного разговора. А почему бы и не засветится. Не показать, организаторам школьных реформ, на каком уровне находятся выпускники средней (основной) школы, куда катится поколение, ставшее подопытными кроликами самых разнообразных нововведений. Наши 9 классы не лучше и не хуже обычных 9 классов, которых выпускает наша школа, дети как дети, разные. Мы согласились на новую форму, так как это неплохая подготовка к будущему ЕГЭ 11 класса, да и нам, учителям, интересно попробовать что-то новое.
Все наши девятиклассники принимают участие в эксперименте. Показываем все, что есть и всех, какие есть. Выше головы не прыгнем, результаты, видимо, будут невысокие. Может мы такие смелые, что в конкурсе не участвуем и нам нечего терять, кроме своих цепей.
Теперь мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами подготовки к этой работе.
Третья часть, самая сложная, - сочинение. Именно с ним у ребят возникает самое большое количество трудностей: что писать, с чего начать и т.д. При проведении хотя бы одной репетиции этой формы аттестации можно выявить группу сильных учеников, которые после прочтенных им критериев оценки, понимают, что писать, а главное, писать умеют. Таким ученикам достаточно напомнить о некоторых средствах выразительности, которые украсят их сочинение: назывные предложения, риторические вопросы, анафора, метафора и т.д. Жаль, что таких детей немного.
Со слабыми учениками при подготовке к сочинению необходимо создать шаблон, включающий три основных части сочинения. Сочинение должно включать три части: представление темы и демонстрация верного понимания основной мысли, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты; согласие или несогласие с авторами и отражение собственной позиции; два аргумента в защиту своей позиции. В соответствии с этим планом и шаблонные предложения:
Автор ставит вопрос, волнующий многих, вопрос о …
В этом тексте поднята актуальная для нашего времени проблема…
Авторы размышляют о…
Авторы обращают наше внимание на…
Эти тексты заставляют нас задуматься о …
Авторы затронули важную тему…
Я согласен с авторами, потому что
Нельзя не согласиться с авторами, что …
Я разделяю мнение автора о том, что …
Я считаю, что…, потому что…
По-моему, …, ведь…
По моему мнению, …, так как…
Мне кажется, …, например, …
Я распечатываю крупным шрифтом такие или подобные заготовки и на уроке предлагаю детям, пользуясь этими шаблонами, написать по прочитанному тексту несколько предложений. На таких уроках надо быть деликатной и предлагать образец только тем, кто затрудняется. Сильным ученикам или порывистым творческим натурам, надо, как мне кажется, дать полную свободу для самовыражения. Подобные же шаблоны незаменимы для детей косноязычных. Коих в моем девятом, к сожалению, большинство.
Потом я эти шаблоны развешиваю по классу (по методике изучения иностранных языков) и придумываю новые образцы для другого сочинения-рассуждения. Когда процент овладевших умением писать такую работу повышается, таблички снимаю, а с отстающими занимаюсь на дополнительных занятиях. Интересных, творческих работ таким путем, естественно, получить нельзя, но создаются работы, написанные по-русски. А нам не до жиру, нам быть бы живу.
Поделиться: