Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Организация проектной деятельности старшеклассников как праксеологическая составляющая их готовности к продолжению учебы в ВУЗе.
Маслов Евгений Иванович,Кировский физико-математический лицей; г.Киров
Помогая выпускникам школы наиболее полноценно включиться в самостоятельную жизнь, педагог решает множество задач. К числу наиболее существенных следует отнести противоречие между развитием человеческой индивидуальности, ограниченной биологическим возрастом, и современным уровнем человеческих представлений о мире. Это выражается в создании информационного общества, где знания начинают занимать наиболее значимый статус, чем, например, материальный или энергетический. Здесь имеется в виду не столько техническая, гуманитарная или какая иная подготовка, сколько формирование культуры пользователей, уровень развития общих умений работы с информацией, позволяющих находить верные решения в ситуациях работы с большим объемом информации. Подобное достаточно распространено в образовательной практике ВУЗов любой направленности. В последующем у выпускников школ складывается образ жизни современного человека, который постоянно сталкивается с новой информацией и нередко в достаточно солидном количестве (обучение в автошколе, получение второго высшего образования, изучение иностранных языков, переквалификация, помощь в учебе собственным детям и т.п.). Вариант выхода из создавшейся ситуации – это использование в педагогической практике особых приемов организации учебной деятельности и принципов её усовершенствования. «Праксеология объединяет в единую систему все, что накоплено человечеством в области организации работы, но при этом синтезирует только то, что имеет всеобщий характер, применимо к любой деятельности»i. Руководствоваться этим концептуальным положением, выдвинутым более 30 лет тому назад, педагоги могут и сейчас. Так, вступая на путь решения своих четко дифференцированных предметных педагогических задач, они придут к тому, что у их общих учащихся сложится единая система работы с информацией. Но для этого у самих педагогов должна существовать эта система. В данной статье авторы предлагают некий комплекс приемов проектной деятельности, который могут использовать педагоги различных специальностей. Как указывает известный исследователь школьных технологий Г.К. Селевкоii, метод проектов – система действий, позволяющая «учебный материал сделать индивидуальным для ребёнка, позволяет проявить ему самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». В архитектуре, строительстве, менеджменте, политике, художественном творчестве проектирование является достаточно изученным феноменом. Так, в области гуманитарных дисциплин проектирование – это система действий по совершенствованию практики. В области инженерных наук проектирование понимается как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж. Д. Джонсiii), а также как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия. Но в любом случае проектная деятельность – это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проекта, будущее. Несмотря на различные толкования проектной деятельности, все исследователи отмечают её творческий преобразующий характер. Включаясь в проект, человек любого возраста получает возможность, по-другому взглядывая на мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинают развиваться творческое (продуктивное) воображение и критическое мышление. Кроме того, участникам проекта требуются воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина, наличие коммуникативной культуры, способность к рефлексии. Без этого затруднительно последовательно пройти шаги, которые предусматривает логика проектирования. Кроме этого проектную деятельность следует рассматривать в качестве междисциплинарного комплексного способа приобретения знаний. Поэтому на наш взгляд это наиболее оптимальное и эффективное средство для решения поставленной в нашем исследовании задачи в условиях школьной образовательной практики. Это объясняется тем, что сама эта технология имеет скрытый большой педагогический потенциал. Исследователи (Колесникова И.А., Газман О.С., Генисаретский О.И. и другие) обращают внимание на «многослойность» результата любой проектной деятельности. Включенность в проектную деятельность человека любого возраста меняет его позицию, превращая её в субъектную форму участия в преобразовании окружающего мира и социальном самоуправлении. Проектная деятельность преобразует практически все конструкты личности. Она становится средством развития и саморазвития как специфических проектных способностей, так и личности в целом, выступая источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия детей и взрослых. В нашем исследовании остановимся только на праксеологическом эффекте этого вида учебной деятельности. Для его определения нами была проведена работа по классификации и характеристике приемов проектной технологии. Мы обратились к личному опыту работы в школе. Для примера опишем педагогические возможности использования эссе как приема проектной деятельности учащихся на уроках биологии в 11 классе по теме «Генетика человека». В качестве теоретической базы выберем концепцию Колесниковой И.А.iv по конструированию учебного проекта. Ею были определены следующие этапы создания проекта: мотивационный, информационный, операциональный, презентационный и оценочный. Также она провела работу по определению набора действий учителя и учащихся в процессе создания проекта. На этапе мотивации проектной деятельности учителем предлагается набор проблемных вопросов по теме «Генетика человека», один из которых должен быть взят учащимися в качестве темы собственного эссе. Обязательным при этом является то, что все проблемы являются актуальными либо в социальном, либо в учебном, либо в личностном аспектах. Например, нами предлагались такие вопросы:
Далее учащиеся переходят к самостоятельной работе по разработке концепции проекта. Здесь ими проводится анализ уже изученной информации на уроках биологии, определение потенциала этих знаний для реализации проекта. После этого ставятся задачи по их расширению, чтобы успешно решить выбранную проблему. На этом этапе начинается процесс субъективизации знаний. После сбора информации учащиеся проводят анализ и выстраивают выводы по реализованности проекта. Важным является наложение собственного мнения о «продукте». Этот личностный аспект решения проблемного вопроса в теме «Генетика человека» очень удачно дополняется уровнем и объемом информации, поступающей через средства массовой информации, через общение в микросоциуме. Так рождается «личностное знание»v. На последнем этапе происходит оформление информационного проекта – эссе – с обязательным выполнением тех требований, которые выдвигает педагог в самом начале к его написанию (наличие списка использованной литературы, плана, верные ссылки на источник и пр.). Так происходит презентация проекта, представляется результат работы. Лучшие работы педагог предлагает учащимся довести до сведения общественности, т.е. делает их частью социокультурной среды коллектива. Так в ходе написания эссе у учащихся кроме умений систематизировать и обобщать полученные данные развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать природные объекты. Всё это можно отнести как раз к тем необходимым праксеологическим умениям, о которых говорилось в начале статьи. Кроме вышеописанного приема проектной деятельности с этой целью, можно использовать другие комплексы приемов
Здесь в основу классификации этих приемов положено ведущее средство и способ учебной деятельности. Опишем их последовательно.
Основными приемами письменной организации проектной деятельности считают:
К основным игровым организаторам можно отнести:
Подводя итоги сказанному, отметим, что педагогам при работе с выпускниками школы важно учитывать задачу обеспечения готовности продолжения учебы и уделять внимание формированию эффективных приемов обработки большого объёма информации в условиях минимального количества времени. Проектная деятельность – это один из наиболее оптимальных способов такой подготовки старшеклассников к продолжению учебы в ВУЗе.
i Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. – М.: Экономика, 1975, - с.17. ii Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. iii Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М., 1986. iv Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. – М.:, 2005. - с.27. v Полани М. Личностное знание. – М., Прогресс, 1985. vi Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2 – с. 25-31. vii Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004. Поделиться: |