Авторcтво: Базина Наталья Александровна, воспитатель, Фирер Елена Анатольевна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №34 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
Аннотация
Семейные ценности и воспитание патриотизма - это краеугольные камни будущего общества. Современное воспитание требует не только участия педагогов, но и активного взаимодействия семьи. Ведь именно в семье закладываются основы ценностей, которые формируют личность ребенка. Группа в детском саду становится прекрасной площадкой для сотрудничества педагогов и родителей в развитии семейных ценностей и патриотизма у воспитанников.
Сегодня мы хотим представить вашему вниманию два разных проекта, основанных на внешних событиях в мире и стране. Эти события обсуждались дома, дети невольно становились непосредственными участниками происходящего в их семье и наболевшие актуальные вопросы, которые дети слышали дома от родителей, приносились в детский сад в форме вопросов, они обсуждались с друзьями, делились своими чувствами и настроением, своими переживаниями. И это не случайно, ведь духовно-нравственное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка с самого раннего возраста. Особенно актуальной становится эта тема, когда мы говорим о дошкольниках из различных культур и национальностей, собранных в одном детском саду. В такой среде дети имеют уникальную возможность познакомиться с разнообразием традиций, языков, и культурных особенностей других народов.
Исторически сложилось так, что наша Родина – многонациональная страна. Издавна на её территории проживает множество народов. Практически в каждом детском саду воспитываются дети разных национальностей и наш садик не исключение. Так получилось, что в нашей группе собрались дети таких национальностей как: русские, дагестанцы, армяне, белорусы, корейцы, молдаване. Все мы знаем, что уже в дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к людям и это огромная, каждодневная работа, которая складывается и из образовательной деятельности, и из самостоятельной игровой деятельности, различных мероприятий.
В многонациональной группе детского сада дети ежедневно сталкиваются с различиями других культур. Важно, чтобы они учились уважать и ценить это многообразие. В современном мире, где многонациональные группы сливаются в единое целое, родители играют ключевую роль, рассказывая детям о своей семье и традициях. Этот процесс способствует формированию у детей уважения к разнообразию культур и укреплению семейных уз.
Редко встретишь в детском саду воспитателей, которые могут говорить на нескольких языках. Мы с вами не умеем прочитать сказку на родном для ребёнка языке, но у нас есть родители, которые могут нам в этом помочь. И для ребёнка это очень ценно. Язык других национальностей воспитывает культуру речи и красоту. Вместе с родителями мы можем помочь детям осознать, что каждый человек уникален, и в этом его ценность. Уважение к языку, песням и обычаям других народов способствует формированию толерантного отношения к окружающему миру, воспитывает патриотизм и любовь к нашей огромной многонациональной Родине.
Ознакомление с культурными традициями других народов, воспитание доброжелательного отношения к друг другу и легло в основу проведения одного из нашего мероприятия, которое в своём роде стало итогом работы в этом направлении. Мероприятие прошло под девизом – «Все мы разные, у нас разные традиции и обычаи, но в детском саду мы все живём одной большой дружной семьёй».
В суете современного мира, когда толерантность и дружба часто затмеваются стремлением к успеху и материальным благам, празднование Дня Дружбы становится актуальным. Этот день напоминает нам о важности взаимопонимания и уважения к различиям, о том, что истинное богатство не в материальном достатке, а в душе. Воспитывая толерантность и духовные ценности начиная с дошкольного возраста, мы создаем мир, где каждый может найти свое место, где дружба превращается в силу, способную изменить мир к лучшему.
Запланированное мероприятие совпало с событиями на Украине, это вызывало тревогу и беспокойство среди детей, дети задавали много вопросов, в группе среди детей эта тема обсуждалась очень активно. Родители восприняли нашу идею настороженно, видя в этом возможную агитацию.
С родителями была проведена предварительная беседа о цели нашего мероприятия, и они активно включились в нашу работу. Взаимное уважение к традициям, языку и культуре другого народа стали основой сотрудничества с родителями. Их активное участие в совместной работе приятно нас удивило.
Результат показал то, родители играют ключевую роль в формировании ценностей и нравственных установок у детей. Погруженные в свою культуру, они могут рассказать детям о своей семье, традициях, праздниках и обычаях. Это помогает детям понять, что существует множество различных способов жить, и все они могут быть интересны и ценны.
Предварительная работа играла ключевую роль в процессе подготовки праздника и в течении всего проекта. Дети знакомились с историей, национальными особенностями и традициями тех стран, которые запланированы к изучению. Мы знакомили детей со столицами, природой, национальной кухней, музыкальными инструментами, национальными костюмами. Это помогало расширить их кругозор, сделать познавательный процесс более интересным и наглядным. Костюмы, предметы быта, все это было представлено на выставке подготовленной совместно с родителями. Так же вместе с родителями были подготовлены выступления с рассказом, стихами и презентацией. На празднике ребенок вместе с мамой рассказывал о традициях и обычаях своего народа, родине своих предков, о самом дорогом и ценном для себя.
Хочется отметить, что детский сад - это особенное место, где родители могут принять активное участие в жизни своего ребенка. Для родителей было очень важно на празднике быть рядом с детьми в роли выступающих в таком дружеском пространстве. Ведь такие моменты не только укрепляют отношения между детьми и родителями, но и помогают детям чувствовать себя более уверенно, это возможность для ребенка рассказать о себе и своей семье. Именно в детском саду совместное участие родителей позволяет создать атмосферу доверия и поддержки, которая важна для развития детей.
Заключение: Духовно-нравственное воспитание в условиях многонациональной группы детского сада - это сложная, но важная задача. Родители и педагоги играют решающую роль в формировании у детей уважения к разнообразию, толерантности и понимания. Позитивное воздействие на детей в раннем возрасте поможет им стать открытыми, дружелюбными и уважающими людьми, способными жить в гармонии с окружающим миром. Общение с детьми из разных культур развивает у детей понимание того, что дружба не зависит от национальности или языка. Важно, чтобы дети видели, что их друзья могут быть совсем разными, но это не мешает им играть вместе, учиться и развиваться. Понимание и поддержка друг друга создают основу для здоровых и крепких дружеских отношений.
Ещё с одной работой, с которой мы хотели бы с вами сегодня поделиться является ролевая игра -"Я хочу стать президентом". Она была организована в подготовительной группе комбинированной направленности.
Одним из ключевых аспектов воспитания является речевое развитие. Оно включает в себя много направлений, которые мы с вами должны реализовать в соответствии с ФОП. Одной из задач, которую мы должны решить – способствовать развитию у детей монологической речи, способности связно описать игрушку, какой-либо предмет или рассказать развёрнутое сообщение на заданную тему. Сами взрослые иногда не умеют это делать, трудно преодолеть стеснение и волнение. Для ребёнка же это порой вообще не преодолимая задача, решить которую они могут только благодаря нам - взрослым. А ведь умение донести до слушателей развёрнутое сообщение будет так им необходимо в школе!
Все мы знаем, что ребёнок может активно принимать участие в какой - либо работе только тогда, когда ему это очень интересно. Интерес и мотивация ребенка - залог успешного воспитания. Представьте, что в группе дошкольников проводятся выборы Президента, где каждый ребенок выступает в роли кандидата. Это помогает ребятам сформировать уверенность в себе, развивать навыки общения и самовыражения и, конечно же, решить наши образовательные задачи. В ходе игры акцент делался на развитие лидерских качеств, развитие речи, а также на умение принимать самостоятельные решения. Важно, чтобы каждый ребенок мог рассказать о своей семье, своих любимых игрушках, книгах и дети с преогромным интересом включились в данный проект, игра приобрела неожиданный масштаб.
На протяжении года был разработан план работы, в соответствии с которым кандидаты, по 2-3 человека, были распределены по неделям. 28 детей в группе, игра началась в октябре и продолжается до сих пор. Были подготовлены фотографии будущих президентов, ящик для голосования. Голосование проводилось по понедельникам в начале дня во время «детского совета» (утреннего круга). Проведение настоящего голосования за кандидатов в "Президенты" группы дает детям возможность почувствовать себя участниками важного события. Это не только развивает лидерские качества и ответственность, но и формирует понимание ценности демократических принципов. Дети сами делали свой выбор. Выбранный Президент становился главным помощником воспитателей: назначал дежурных, следил за соблюдением установленных в группе правил, был ведущим и вёл за собой. Это может показаться наивно, но как оказалось, не все дети могут встать впереди всех и вести за собой. Многим пришлось преодолеть стеснение и волнение. Ведь всегда в любой группе есть лидеры, дети, которые хотят всегда быть везде первыми, не давая другим почувствовать себя значимыми. Каждый кандидат заранее, дома с помощью своих родителей, готовил рассказ о себе: о маме и папе, о своих любимых книгах, увлечениях, игрушках, о своих мечтах.
Совместная работа педагогов и родителей в развитии семейных ценностей и патриотизма через игровую активность - это прекрасный способ не только обучить детей важным навыкам, но и укрепить связь между семьей и детским учреждением. Хочется всем нам напомнить, что каждый шаг в этом направлении приближает нас к формированию гармоничного и созидательного общества, уважающего ценности своей семьи и любящего свою большую Родину.
Список используемой литературы:
1. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Детство-ПРЕСС, 2019
2. Федулова Ю.В., Рогожина О.А., Депутатова О.Ю. Люблю моё Отечество: сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников. ТЦ Сфера, 2019
3. Шарыгина Т.А. Беседы о патриотизме. ТЦ Сфера, 2023
4. Юревич С.Н., Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи. Москва Издательство Юрайт, 2024
5. Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП.- СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024
6. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2014
Поделиться: