Поиск по сайту

Проект «Истоки веры и добра» в детском саду, как первое зерно в воспитании чувства любви к своей родине


Авторcтво: Рубина Татьяна Валентиновна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №29 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Педагоги дошкольного образования – это те люди, которые работают с нашим будущим, от них во многом зависит, какие люди будут в этом будущем жить, и какие в нём будут преобладать ценности. Хорошо, если среди этих ценностей главное место займут духовность и нравственность. Есть мнение, что перемены, происходящие сейчас в нашем образовании, всё-таки ведут к лучшему, так как с определённого времени на государственном уровне стал поддерживается курс на духовно-нравственное воспитание.

       Не остаётся в стороне и детский сад №29 Выборгского района, где в русле духовно-нравственного воспитания реализуется проект «Истоки веры и добра». Мы надеемся, что на интегрированных занятиях проекта сеются первые зёрна любви к своей родине – России, делаются попытки познакомить с её традициями, культурными ценностями, в том числе православными, семейными, нравственными, художественно-эстетическими…

       С октября по май на занятиях «Истоков» дети подготовительной группы совершают виртуальные экскурсии в Русский музей, решают экологические задачи, усваивая значение слово космос, то есть «порядок и красота», инсценируют нравоучительные сказки, путешествуют с Авраамом по пустыне, плывут с Ноем в ковчеге, идут за звездой в Вифлеем, где родился Христос и учатся отличать нравственное от безнравственного, искать истоки дружбы, любви, добра, радости.

       Возьмем, к примеру, тему «Космос – порядок и красота!». Покажем детям картину космоса, и они ахнут: звёзды, планеты, галактики! И как они прекрасны! Это – красота. И вместе с тем – порядок. Везде в мире - в жизни растений, животных, в глубине моря и среди гор - всё послушно выполняет свою работу, не мешая друг другу. Птицы в своё время улетают на юг и возвращаются, планеты движутся по определенному пути, не сталкиваясь. Это и есть порядок. О законах физических говорим с детьми на понятном для них языке, опираясь на знакомые им образы и ментальные картинки, подкрепляя рассказ красочными слайдами. А затем мы с детьми учимся искать красоту и порядок в отношениях друг с другом и с окружающим миром. Разбираемся, как мы можем сохранить мир таким же прекрасным, каким он был создан, как это могут сделать именно они – шестилетние дети. Благодаря этому занятию расширяется кругозор ребят, пополняется словарный запас. Дети узнают, что знакомое слово «космос» в переводе с греческого означает «порядок» и «красота», и после занятия идут домой убирать игрушки в своей детской комнате, чтобы сказать удивленной маме: «Вот, у меня теперь свой космос в квартире!»

       Или в виртуальном путешествии по пустыне находим в песке остатки древнего города. И вот уже с ветхозаветным Авраамом, погрузив всё имущество на верблюдов и осликов, движемся в прекрасную страну, в которой, как обещал Аврааму Бог, у него будет множество потомков. И - новое детское открытие: если вслушаться в слово «потомок», то догадаешься, что это тот, кто будет «потом», то есть после. Кстати, вслушиваться в слова детям на занятиях придётся не раз. Например, в теме «Благое слово – «благословение».

       Прекрасное занятие получается по русской народной сказке «Гуси-лебеди». В этой сказке и тема послушания, и тема неверного, неправильного поступка, который надо иметь мужество признать, а затем исправить. В этой же сказке содержится важная идея - надо быть благодарным. И что маленькое добро может породить добро большое. Ну что стоило Машеньке вытащить пирожки из печки? А печка и ей, и братцу Иванушке жизнь спасла! Кстати, снова вслушаемся в слово «благодарность»: благо дарить, добро дарить! А в конце занятия поиграем в весёлую игру «Гори, гори ясно», в которую Машенька с подружками играла.Занятия «Истоков» имеют трехсоставную структуру. В первой части – познавательной – дети знакомятся с основным содержанием темы. Во второй части - играют и поют. Песни и игры могут быть тематическими, а могут служить эмоциональной и физической разгрузкой. Любые игры, будь то словесные, подвижные, ролевые, имеют коммуникативный характер, а народные традиционные музыкальные игры, и подавно.

В третьей части занятия дети создают поделку на пройденную тему. Как правило, коллективную. Например, чудесный Ноев ковчег. Один, большой, на всех зверей и птиц, которые из окошек весело глядят на детей. В каждом окошке –пара. Вот и игра нашлась к теме занятия – «Назови пару»: тигр- тигрица, лев-львица. Чем не лексическое упражнение на тему животного мира? А если взять в руки мяч, то игра станет ещё динамичней: вопрос- бросок мяча, поймал мяч – дай ответ.

      О всех занятиях в одной статье не расскажешь. Почти три десятка интересных тем на весь учебный год.  Конечно, участие в подобном проекте дети принимают с письменного согласия своих родителей, так как на занятиях рассказывается о Боге, православном храме, праздниках, освещаются некоторые евангельских истории. А в итоге ребёнок может отличить картину от иконы, объяснить, что означает белая лилия в руках изображенного человека или, например, белый цвет одежды. А может быть, родители приведут когда-нибудь своих детей в Русский музей, и, неожиданно их «потомки» расскажут папам и мамам сюжеты картин А. А. Иванова, В.Д. Поленова, М. Нестерова, Г.И. Семирадского, связанные с библейской историей? Кто знает?...  

      Есть и несколько итоговых занятий. На них и дети, и взрослые учатся проживать традиционные православные праздники с народной музыкой, песнями, играми и хороводами. Это и Рождественские вечера, Рождественский теневой театр с пением колядок, Пасхальный Праздник с катанием яиц и пением волочебных песен, Троицкие гулянья.

      Важно, что темы, затронутые на занятиях «Истоков», ручейками текут дальше, к воспитателям, психологам, родителям. И вот уже разговор с детьми о значении их имен (тема «Ты и твоё имя») продолжается изготовлением коллективного коллажа «Хоровод имён», а дома превращается в задушевную беседу с родителями «Почему меня так назвали?» Чуть позже эта тема имеет продолжение на занятии с психологом, где используются такие интересные приёмы технологии развития критического мышления, как Круги Венна (работа в парах и подгруппах «Что нас объединяет») или кластеры («Мои мечты», «Грустно-весело»).

      Посеянные зёрна добра, мы надеемся, прорастут в душах наших детей интересом к своей стране, любовью к ней, любовью заботливой, деятельной, сыновней и дочерней.



Поделиться: