Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Развитие компетенции учителя в части формирования естественно-научной грамотности средствами профессионального сетевого сообщества
«Педагогическое сообщество – это группа людей педагогической профессии, объединенная определенными нормами мышления, поведения и взаимодействия между ее членами». Н.А. Вершинина «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду». В. В. Путин В настоящее время в современных условиях образовательного пространства превалирующее и первостепенное значение имеет цифровизация, и информатизация сферы образования. Новые требования к современной школе, обновление содержания биологического образования, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс – в данный процесс учитель должен включать новые формы учебной деятельности обучающихся, инновационные формы организации процессов воспитания и обучения, такие как проектная, исследовательская, кружковая, и внеурочная. Учитель должен уметь и иметь возможность использования новых учебных инструментов, электронных и цифровых носителей. Все вышеперечисленное определяет новый вектор направления в деятельности учителя. Постановка новых задач перед учителем порой не позволяет все решить в одиночку, но с помощью коллег - единомышленников, участников сетевых сообществ, которые используют на практике новые подходы к образовательному процессу и имеют возможность транслировать этот опыт. Новые компьютерные технологии, достаточно прочно вошли в практику работы учителей. Педагоги не только пользуются ими ежедневно, но и появляется потребность в передаче и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, в обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем, при использовании потенциала развивающихся информационно- цифровых технологий. Так появилась возможность, используя созданное профессиональное сетевое сообщество для учителей биологии в городе Новосибирске и Новосибирской области обмениваться опытом по подготовке обучающихся к оценке естественно-научной грамотности обучающихся. В указе Президента от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. В целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что сильной стороной российских обучающихся является овладение предметными знаниями на уровне их воспроизведения или применения в знакомой учебной ситуации, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях незнакомых, приближенных к жизненным. Естественно-научная грамотность (далее ЕНГ) – это один из аспектов функциональной грамотности. Функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Новосибирская открытая образовательная сеть на сайте https://edu54.ru/community/group/38/ позволяет, используя доступный инструментарий, наполнять полезной и актуальной информацией профессиональное сообщество учителей биологии города Новосибирска и Новосибирской области. Благодаря сетевым сообществам педагогов достаточно легко решать ряд важных задач, решение которых раньше было возможно лишь при непосредственной встрече, на семинарах, съездах и педагогических советах, обмене информацией по почте, или через электронные носители. В настоящее время сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса – одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Транслирование информации по развитию естественно-научной грамотности в рамках сетевого пространства позволяет пополнять свою методическую копилку всем учителям, что необходимо для максимально успешного развития у обучающихся интеллектуального потенциала. Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в отдаленных районах Новосибирска и Новосибирской области, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень. В сетевом сообществе для учителей биологии каждый может использовать ресурсы, которые разработали его коллеги, учителя других дисциплин. Наиболее активно используются учителями, входящими в сетевое сообщество, а таких единомышленников уже 692 участника, такие разделы как: «Дискуссионный клуб», «Цифровые образовательные ресурсы» и «Лаборатория». Именно в данных разделах коллеги размещают как необходимую информацию, так и методические разработки, которые прошли апробацию на уроках биологии. В рамках раздела «лаборатория» учителя Новосибирска и Новосибирской области оповещаются обо всех вебинарах, которые посвящены естественно-научной грамотности различного уровня и разнообразны по продолжительности. При необходимости, учитель может также размещать собственные материалы, в том числе технологические карты уроков, статьи в разделе «Цифровые образовательные ресурсы», где можно получить сертификат о публикации материала, оцененного 5 звёздами, а также участвовать сообща, создавая единую методическую копилку материалов по ЕНГ, которые могут так же использоваться в работе. Отлаженная работа сетевых сообществ позволяет объединять единомышленников, слаженно работать в одном направлении, накапливать и распространять педагогический опыт. Список литературы 1. Материалы к заседанию Президиума РАО 27 июня 2018 г. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования) Доклад Г.С. Ковалевой, руководителя Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.п.н. 2. Общественные и профессиональные объединения педагогов – ресурс развития инновационной деятельности современного педагога / В. Зыков, Кардашина С. Г. 3. Методическое объединение как ресурс формирования и развития инновационной культуры педагога / С. Г. Кардашина, Корюкина Е. Н. 4. Роль методических формирований в повышении профессиональной компетентности педагогов / Е. Н. Корюкина, Лейман Н. Н. 5. Внутрифирменное повышение квалификации педагога дополнительного образования детей: Методические рекомендации / Н. Н. Лейман, Пахомова Е. М. 6. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. 2009. № 1. С. 28 7. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений и учителей / Под науч. ред. М. М. Поташника. М., 1997. 246 с. Матвеева С. Б., председатель комитета по образованию Администрации Великого Новгорода, Почетный работник общего образования Рыбникова Н. П., ректор МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», Заслуженный учитель РФ. Затолькина М.А. зам дир. по УВР ГБОУ СОШ № 136. Поделиться: |