Поиск по сайту

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры посредством народных игр


Авторcтво: Колодная Ольга Николаевна, музыкальный руководитель, Андрианова Марианна Альгимантасовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Василий Александрович Сухомлинский советский педагог-новатор писал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

     Детство - это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. 

     Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования определяет, что среди основных принципов дошкольного образования являются и те, которые касаются нравственного и духовного развития личности ребенка: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей.

     Таким образом, детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. Целью воспитательной работы по приобщению дошкольников к фольклору через народные игры, является формирование у детей базиса культурных ценностей, на основе которого развиваются нравственные качества; воспитывается уважительное отношение к культурному наследию и традициям российского народа. Работы по приобщению дошкольников к истокам русской культуры в детском саду реализуется по трем направлениям:

- создание предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ;

- широкое использование народных игр в режимных моментах ДОУ;

- участие детей и педагогов в народных праздниках, фестивалях, конкурсах как результат приобщения дошкольников к истокам народной культуры.

     Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

     В нашем детском саду есть все необходимое для приобщения дошкольников к фольклору, как в музыкальном зале, так и в групповых помещениях: детские народные инструменты, атрибуты, костюмы как для взрослых так и для детей, декорации к народным праздникам и развлечениям. В музыкальном зале имеется большая печь, декорация народной избы, плетни, предметы кухонной утвари, деревянные лавки и столы с хохломской росписью, музыкальные народные инструменты и т.д. Создана картотека народных игр, в электронном и печатном виде. В картотеку вошло более пятидесяти народных игр, с описанием и музыкальным сопровождением. Современные дети растут в технократической среде и это нужно учитывать. Нами создана видео- и аудиотека, которые используются во время образовательной деятельности и в ходе различных мероприятий. Мы разработали презентации для детей и родителей к народным календарным праздникам, а так же мультфильмы с русскими народными сказками.

     В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир и общается со сверстниками. Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, и поэтому ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

     После проведенного опроса и анкетирования, мы пришли к выводу, что современные родители в большинстве своем, не знакомы с народными играми и не умеют играть с детьми. На педагогическом совете было решено использовать как можно больше русских народных игр во время пребывания детей в детском саду, и проводить их не только на музыкальных занятиях и во время досугов, но и в режимные моменты, а так же в непосредственной образовательной деятельности. В целях повышения компетенции были организованы консультации для родителей и мастер класс для молодых педагогов.

     Включение народной игры в режимные моменты во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В утренние часы, до завтрака, лучше проводить игры с несложными заданиями, спокойного характера, например: «Колпачок», «Ходит Ваня», «Ворон», «Метелица», «Колечко» и т.д. Такие подвижные народные игры как «Сова», «Медведь», «Лиска лиса», «Утка – гусь», «Заря заряница», «Гори, гори ясно», мы используем как элементы утренней гимнастики.

     Если перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подходят игры сюжетные во время прогулки: «Гуси-гуси»«Филин и пташки», «Баба Яга», а так же различные «жмурки» и «догонялки». После занятий по ознакомлению с окружающим миром, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями на закрепление полученных знаний, например: «Прянична доска», «Пирог», «Плетень», «Улитка», «Шишки, желуди, орехи», «Горшки», «Земля, вода, небо», «Летит, ползет, плывет».

    Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно, такие как: «Дедушка рожок»«Корзинки», «Ловишки», «Гуси и волк», «У медведя во бору».

    На музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности включаются народные игры с пением и танцевальными движениями, а так же многоплановые сюжетные игры для развития творческих способностей, например: «Теремок», «Колобок», «Золотые ворота», «Бояре, а мы к вам пришли», «Ручеек», «Гуси и леса», «Сидит Яша», «Как у дядюшки Федота было семеро детей». Во время проведения народных игр, перед детьми ставятся различные задачи - научиться организовываться, договариваться, идти на компромисс, подчиняться общепринятым требованиям, соблюдать дисциплину.

    Также, народная игра может послужить толчком к более глубокому изучению какого – либо понятия, или события, народной культуры посредством проектной деятельности. Например – всем знакомая игра «Плетень». На музыкальном занятии ребята узнают, что плетень – это забор, сплетенный из ивовых прутьев; им объясняют правила игры; знакомят с народной музыкой, которая звучит во время действия и затем проводится игра. После занятия, во время совместной свободной деятельности, детям предлагают посмотреть презентацию «Крестьянский быт на Руси», в которой более подробно раскрываются взаимосвязанные понятия: плетень, лапти, корзины, туески и т.д. Все эти вещи выполнены посредством плетения. Таким образом, заинтересовав детей, мы предложили им самим сплести разноцветные туески.

    А вот еще один пример – игра «Прянична доска» послужила началом проекта «Чудо пряник». В результат проекта: дети познакомились с понятием - пряничные доски – из чего они изготавливались, для чего и кто их делал, а так же с понятием - русский пряник. В заключении ребятам было предложено сделать самим пряники из соленого теста. В такой естественной, игровой форме дети постепенно усваивают народные обычаи и культуру своего народа.

    Конечно же, народные игры являются неотъемлемой частью любого традиционного календарного праздника. В нашем детском саду сложилась определенная система досугов и развлечений. Мы отмечаем самобытные народные праздники, которые неразрывно связаны с христианством: «Святки - колядки», «Масленица», «Красная горка», «Троица», «Яблочный спас – угощай нас!», «Осенняя ярмарка», «Кузьминки», «Капустные вечерки». Так в ноябре проводится интерактивный досуг «Капустные вечерки». Ведущая и дети, рассказывают о традиции «Помочи» - отмечать окончание сельскохозяйственных работ засолкой капусты и веселыми вечерками. Во время досуга педагог демонстрирует тематические видео ролики, звучат народные песни, поговорки, частушки. Дети исполняют с взрослыми хороводы, участвуют в играх. Затем все дружно принимают участие в засолке капусты. Для этого заранее, в стороне, на столах, приготовлены необходимые продукты и кухонная утварь (все накрыто полотенцами). Завершается праздник угощением – это чай, сладости и конечно, пирог с капустой. Все участники, в игровой форме, приобщаются к традициям и культуре русского народа, и получают удовольствие от общения друг с другом. Еще один пример – весенний досуг «Красная горка». Дети продолжают знакомство с народной культурой и традициями. Родители принимают активное участие в подготовке и проведении этого досуга. На музыкальных занятиях с помощью презентации детей знакомят с праздником, разучивается заранее музыкальный материал: песни, игры, хороводы. Дети в группе красят яйца, что бы вечером использовать их во время мероприятия. В этот день, праздник начинается с колокольного перезвона (в записи). Затем проводятся различные состязания, звучат народные песни, загадки, прибаутки. Для родителей проводится викторина на знание народных песен и загадок. Праздник заканчивается совместным исполнением народных мелодий на музыкальных инструментах (деревянные ложки, бубны, колокольчики и т.д.) и чаепитием.

    Игры, создаваемые на протяжении веков, становятся подлинной сокровищницей русского народа. Они впитали опыт и творческие находки сотен поколений и несут их новым поколениям. Таким образом, народные игры в сочетании с другими образовательными технологиями представляют собой основу начального этапа формирования гармонично развитой личности, сочетающей духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.

 


Поделиться: