Авторcтво: Бажеева Вероника Валерьевна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №34 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга, Базина Наталья Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад №34 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников, активное взаимодействие с ними.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных, так как в реальности возникают следующие трудности в работе с семьёй:
-
Пассивность и недоверие родителей
-
Низкая мотивация к сотрудничеству
-
Социальная закрытость семей
Семья играет главную роль в жизни ребёнка. У ребёнка, живущего в атмосфере доверия, доброжелательности, искренней заботы, взаимопомощи, естественно и органично развиваются способности к позитивному взаимодействию с окружающим миром.
Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия. И мы, педагоги, испытываем трудности в выборе форм взаимодействия, нововведений в сотрудничество с родителями, активного включения их в жизнь ДОУ.
В своей работе – поиск форм сотрудничества с родителями мы рассматриваем в качестве одной из важных направлений деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. Стараемся использовать весь потенциал традиционных и современных форм сотрудничества с семьёй, пробуем проводить их в новых нетрадиционных формах.
Стремимся решать следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:
-
Повышение педагогической культуры родителей
-
Изучение и обогащение лучшего опыта семейного воспитания
-
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы
-
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями
-
Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Для успешного проведения «Недели открытых дверей» была создана творческая группа. Разработан план проведения и расписание, программки для родителей, пригласительные. В каждой группе была создана почта, где родители на протяжении недели могли анонимно задать любой вопрос заведующей.
1 день - «Урок гостеприимства»
Само мероприятие начиналось со встречи с заведующей под названием - «Урок гостеприимства» (рис. 1), в ходе которой мы знакомили родителей с историей русского гостеприимства.
Рисунок 1. Встречаем гостей
«Гостеприимство» - значит принимать гостей! Встретив гостя, его нужно было приветить, развеселить и чаем напоить:
-
На встречу были приглашены представители родительских комитетов. Для того, чтобы настроить родителей на предстоящую встречу, погрузить их в атмосферу предстоящего мероприятия, ну и конечно, для установления контакта между всеми участниками, создания атмосферы доверия и принятия друг друга, встречу мы начали с игры «Я по горенке иду…» (рис.2)
Рисунок 2. Игра «Я по горенке иду..»
-
Поиграли, познакомились и пригласили гостей за стол. За чашкой ароматного чая родители смогли задать заведующей волнующие их вопросы и обсудить проблемы, поговорили о роли семьи в воспитании ребёнка (рис.3). Заведующая ответила на вопросы «Почты», которые касались:
-
Уборки снега;
-
Посыпки участка песком;
-
Организации предстоящих выпускных мероприятий;
-
В связи с предстоящим закрытием одной из площадок на ремонт, волновал вопрос организации работы детского сада в летний период и т.д.
-
Говорили на встрече и о роли семьи в воспитании ребёнка, о том, что семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка. Отец и мать – самые близкие «образцы», которым он подражает, по которым он строит свое поведение.
Также напомнили родителям о соблюдении правил внутреннего распорядка, которые обеспечивают эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, а также комфортное пребывание детей и в группе, и в дошкольном образовательном учреждении. Играли в игру «Найди половину» где мы начинали, а родители заканчивали, подбирая правильный ответ (рис.3).
Рисунок 3. Примеры вопросов к игре
2 день – «День спорта».
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед образовательным учреждением. Лучшая пропаганда здорового образа жизни – это занятия физкультурой и спортом. И на физкультурном занятии были представлены основные направления физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, познакомили родителей с работой платных образовательных услуг «Са-фи-дансе», «Фитбол», которые направлены на развитие чувства ритма, координации движений, профилактики нарушений осанки, плоскостопия, развитие гибкости и выносливости.
Проводилось открытое занятие совместно с родителями (рис.4). Программа спортивного занятия была довольно насыщенной. Были предложены занимательные, иногда очень непростые конкурсы с бегом, прыжками на мячах, передвижение на самокате, где они смогли проявить свои спортивные навыки.
Рисунок 4. Занятие с родителями
3 день – «В мире Музыки»
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Для родителей музыкальные руководители провели открытые занятия с детьми (рис.5). Обсудили с родителями основные направления музыкального развития детей в ДОУ, поговорили о взаимосвязи музыки, движения и речи, о правилах поведения родителей на музыкальных утренниках. Так же поговорили о роли совместных детско-родительских праздников, о том, что они не просто служат развлечением для детей и родителей, а дают возможность увидеть и оценить уровень социальной уверенности поведения ребёнка в коллективе сверстников и взрослых. Само же включение родителей вызывает у ребёнка ещё больший интерес, побуждая к инициативе и творческой активности.
Рисунок 5. Совместное занятие с родителями
4 день – «Что? Где? Когда?»
Одна из встреч с родителями в рамках «Неделя открытых дверей» прошла в форме игры «Что? Где? Когда?» (рис. 6). В игровой форме познакомили родителей с историей нашего детского сада, с существующими традициями и людьми, работающими в ДОУ, с благотворительными проектами, в которых мы принимаем участие («Крышечки Доброты»), как мы взаимодействуют с социальным партнёрами, среди которых: Пансионат для пожилых людей, Центр социальной реабилитации «Парголово», Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4, библиотека «Парголовская».
Рисунок 6. Игра «Что? Где? Когда?»
5 день - «Творческая мастерская»
В заключение «Недели открытых дверей» провели творческую мастерскую с родителями «С днём рождения, детский сад!». Познакомили родителей с историей появления первых иллюстрированных открыток и предложили им на память для детского сада сделать своими руками поздравительную открытку в подарок.
В ходе совместной деятельности познакомили родителей с приёмами и способами работы с бумагой, клеем и другими материалами, возможностью использования полученных знаний и умений в работе с детьми в домашних условиях (рис.7)
Рисунок 7. Мастер-класс для родителей
Все формы взаимодействия с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Чем лучше налажено общение между семьёй и педагогами, тем большую поддержку получит ребёнок, тем выше вероятность того, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый социальный опыт общения в его жизни окажется успешным.
Подобное взаимодействие было очень интересное и важное как для нас, так и для родителей. Нам хочется надеяться, что диалог, прозвучавший в ходе «Недели открытых дверей», получит своё продолжение в повседневной работе детского сада. Ведь совместные мероприятия дают родителям возможность лучше узнать ребёнка, создают и укрепляют в семье обстановку столь необходимую для решения любых воспитательных задач, способствуют созданию дружеского партнёрства между дошкольным учреждением и семьёй, позволяют наглядно презентовать работу детского сада и всех участников образовательного процесса.
Поделиться: