Поиск по сайту

Наставничество - умение понимать и слышать


Авторcтво: Кряжева Светлана Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад №43 Санкт-Петербурга


      Наставничество, наставник, наставлять….

      В толковом словаре С. И. Ожегова, слово «наставник» толкуется, как учитель, воспитатель, руководитель. Наставить – научить кого-нибудь чему-нибудь хорошему, наставить на ум (вразумить), наставить на путь истинный.

      Наставничество - отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. В этом отношении есть наставник и наставляемый.

     «Существуют две разновидности дисциплины - та, что, подобно прижиганию, действует снаружи вовнутрь и закаляет человека, и другая, что подобно свету, лучится из сердцевины вовне и, не отнимая у него мягкости, делает человека бесстрашным. Для первой нам всегда нужен наставник, в то время как другая нередко, как зерно семени, зарождается в нас самих.» - Эрнст Юнгер (немецкий писатель, мыслитель и офицер).

      Данное высказывание точно определяет понятие «наставник» в моем понимании. Это тот, кто своей одновременно твердостью и мягкостью, мудростью, своим суждением, своим видением мира, зарождает во мне внутренний свет, желание быть полезной этому миру, постараться увидеть происходящее глазами другого человека, поставив себя на его место.

      В 2008 году я, тогда еще Сорокина Светлана Александровна, окончила педагогический университет С. М. Кирова в г. Пскове по специальности учитель начальных классов, считая, что необходимо устроиться на работу по профессии, отказалась от предложенной вакансии (воспитатель дошкольной образовательной организации), стала искать, где трудоустроится. Работодатель нашел меня сам, им оказался директор Ветвеницкой церковно-приходской школы, настоятель церкви Петра и Павла, протоиерей Подкорытов Константин.

      Батюшка повлиял на мое восприятие окружающей действительности. Своим советом, историями из жизни, своими действиями, направляя поток моих мыслей в нужное русло. Наблюдая за ним, за его многогранной, невероятной и захватывающей жизнью, я каждый раз делала для себя какие-то выводы и понимала, в каком направлении хотела бы развиваться. Он всегда знал, когда и где нужно меня поддержать, когда сделать замечание, когда направить на «путь истинный». Все эти наставления были преподнесены настолько тонко, мягко, но в тоже время действенно. Это общение изменило мое мировоззрение.

     «Зачастую мы ищем какого-то хорошего человека, чтобы поведать ему о своих проблемах в тайной надежде, что он снимет груз с нашей души и освободит ее от мучительного одиночества. Как часто временное облегчение после такой встречи сменяется еще более тяжелым состоянием, когда мы вновь остаемся наедине с собой. Но бывает, что нам встречается особенный человек, который говорит нечто непривычное: «Не беги, побудь в тишине и покое. Внимательно вслушайся в то, что бушует в твоей душе. Ответы на твои вопросы таятся в глубине твоего же сердца»… Истинным духовным наставником окажется тот, кто вместо советов — что делать или к кому идти — поможет нам остаться наедине с самим собой и войти в собственное сердце. Он даст нам понять, что нет смысла лить жалкие струи воды на иссушенную почву души, что нужно спуститься глубже — под толщу своих жалоб и стонов, где нас ждет живительный источник.» - Генри Нувен.

     Во время своей профессиональной деятельности в роли учителя я была наставником для своих детей, своего класса, а они в свою очередь своим маленьким коллективом наставляли меня, обучали меня видеть их потребности, их внутренний мир, путем решения проблем поведения, воспитания, обучения. Мы учились взаимодействовать, учились уважать друг друга. Благодаря моему первому классу, я осознала, что мир маленького человека очень значим, многогранен и с ним нужно считаться. Чтобы дети принимали наставления, слушали и слышали, необходимо научиться слышать их, пытаться их понять, разбирая ситуацию.

    «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребёнка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; я хочу, чтоб он тоже слушал своего питомца.» — Мишель де Монтень французский писатель и философ.

     Взаимодействие наставника и наставляемого - это процесс, в котором претерпевают изменение оба субъекта отношений.

     Наставничество для меня — это прежде всего внимательность к происходящему, умение понимать и слышать, сопереживать и, благодаря этому, учить и учиться видеть светлое, живое, настоящее.

 


Поделиться: