Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ БИОЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Авторcтво: Воронкович О.И., ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Скорины г. Минска», Республика Беларусь


       Этичное отношение ребенка к живому должно начать формироваться в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Этичное отношение ко всему живому начинает формироваться еще в раннем детском возрасте и во многом обусловлено ценностными установками и личным примером родителей и близкого окружения ребенка. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что далеко не в каждой семье отношения строятся на таких ценностных основах.
Современная семья испытывает значительные трудности в воспитании, что можно объяснить многими причинами, среди которых можно выделить недостаток времени и недостаток психолого-педагогических знаний самих родителей, позволяющих строить отношения в семье на общечеловеческих ценностях. Поэтому школа выступает тем важным институтом образования, который призван укреплять и развивать ответственность детей за свою жизнедеятельность и за окружающий мир в целом.
       Биоэтика как наука о взаимоотношениях людей друг с другом и с живыми объектами, преобразовывается в реальную практику развития отношений человека с окружающей средой [4]. Культивирование нового сознания по отношению к природе – процесс длительный. Образовательное учреждение призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта постоянной заботы [2].
       В этом контексте хотелось бы рассказать о системе работы гимназии в данном направлении. На рис. 1 представлена система работы в области экологического образования и формирования экологического мышления в гимназии № 1 г. Минска.


Рис. 1. Система работы по развитию экологического мышления

       Не секрет, что воспитывающая среда имеет огромное влияние на формирование системы ценностей школьников. Поэтому наше учреждение много лет участвует в конкурсе «Зеленая сказка школьного дома» и является призером данного конкурса (рис. 2).
      Территория гимназии живописно оформлена цветущими кустарниками, можжевельником, многолетними и однолетними цветочными культурами. Более того, с прошлого учебного года в гимназии проходит акция «Зеленое дерево»: классные коллективы и индивидуальные семьи помогают с посадочным материалом, а часто и с дизайном цветочных композиций.


  Рис. 2. Реализация проекта «Зеленая сказка школьного дома»

      Мы осознаем, что экологическое образование ценно своей системностью и последовательностью, в связи с этим его элементы формируют образовательное пространство гимназии на всех ступенях обучения.
Учащиеся начальной школы имеют возможность узнать о проблемах защиты животных и растений не только в рамках уроков «Человек и мир», но и во время подготовки к таким конкурсам как «Фестиваль детских экологических инициатив» (рис. 3), «Пространство для жизни защищай, береги, умножай» и «Познание и творчество». С юного возраста будущие граждане Республики Беларусь и мира учатся доносить до слушателей свои идеи о том, как сохранить биоразнообразие планеты. Вопросы спасения бездомных животных, условиях содержания животных в зоопарках, использовании химикатов в обработке огородов – вот те важные вопросы, которые волнуют умы юных гимназистов.


  Рис. 3. Участники конкурса «Фестиваль детских экологических инициатив»

      Уже несколько лет наша гимназия как Ассоциированная школа ЮНЕСКО является активным участником Недели по продвижению Целей устойчивого развития [3].
В сентябре 2015 г. Республика Беларусь стала одной из 193 стран, выразивших приверженность Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка – 2030), и приняла обязательства обеспечивать устойчивый, всеохватный и поступательный экономический рост, социальную интеграцию и защиту окружающей среды, а также способствовать обеспечению мира и безопасности на планете [1].
Юные «экологи» и защитники природы принимают активное участие в осуждении проблем мирового океана (составление интеллект-карт) и вопросов загрязнения воздуха в городах (подготовка агитбригады).