Поиск по сайту

Специфика индивидуального образовательного проекта как формы итоговой аттестации обучающихся средней школы


Авторcтво: Слепова Александра Валерьевна, к.филол.н. учитель ГБОУ гимназии №622 Выборгского района Санкт-Петербурга


     Исследовательская и проектная деятельность стала неотъемлемой частью современного школьного образования. Защита индивидуального проекта - одна из форм итоговой аттестации обучающихся средней школы. К данному виду деятельности обучающиеся и родители относятся настороженно, порождая и транслируя большое количество мифов. Задача учителя – развеять эти мифы, чтобы подготовка и защита проектов не вызывала предубеждений и проходила максимально успешно.
     «Для самопознания человека необходимо испытание: никто не узнает, что он может, если не попробует». Лу́ций Анне́й Се́не́ка[
В связи с новыми образовательными стандартами проектная деятельность стала обязательной составляющей учебного процесса. Под проектом (от лат. ргоуесtuz — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:
     1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
     2) предварительный текст какого-нибудь документа;
     3) замысел, план.
     В рамках образовательного процесса проектом называют «самые различные работы, выполненные учащимися самостоятельно: от обычного написания реферата и нестандартного выполнения простого задания» (например, ответ по географии с исполнением танцев и песен изучаемой эпохи или страны) «до настоящего серьезного исследования с последующей его защитой» [5;4].
     Современная научно-методическая литература подробно описывает подходы к школьному исследованию, его формы и виды, этапы работы, подсказывает пути выбора темы, общие правила оформления и многое другое. Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Е.С. Полат [4] и других ученых России.
     Если к проектам в урочной и во внеурочной деятельности современная школа уже адаптировалась, то как к форме итоговой аттестации общественность относится неоднозначно. Чтобы разрушить мифы, которые сложились о проектной деятельности у обучающихся и их родителей, необходимо, прежде всего, чтобы учитель понимал причины появления этой формы аттестации и ее специфику.
Миф 1. Исследовательская и проектная деятельность - форма работы с одаренными учащимися
Метод проекта является базовой образовательной технологией, которую может освоить любой обучающийся. Поэтому не нужно брать сложные темы и трудоемкие исследования, а сконцентрироваться на самом проектировании, на освоении его этапов и их рефлексии.
Миф 2. Исследовательский проект проверяет предметные знания учащихся и дублирует итоговую аттестацию в формате ЕГЭ.
Прежде всего, необходимо понимать, что данный экзамен проверяет, прежде всего, не предметные, а надпредметные навыки.
   - постановка проблемы анализ задачи;
   - разработка модели решения поставленной проблемы;
   - выбор необходимого инструментария и его обоснование;
   - планирование этапов деятельности;
   - выполнение плана и если необходимо его корректировка;
   - написание отчетной документации;
   - защита выполненной работы.
Проектная деятельность подразумевает не только интуитивное применение, но, прежде всего, сознательный выбор логических операций.

Также необходимо информировать родителей и обучающихся, что существует разнообразие видов проектов:
    исследовательские
    информационные
    творческие
    социальные
    практико-ориентированные
И если нет принципиальных возражений со стороны администрации школы, обучающийся может выбрать тот вид проекта, который ему видится более простым и понятным, так как все виды проектов в относительно равной степени требуют демонстрации надпредметных навыков.
Миф 3. Знания по проектной деятельности обучающимся пока не нужны, и так в школе детей перегружают. А исследовательская работа – это прерогатива вузовского образования.
Проектная деятельность не снабжает набором сухих знаний, а является обязательной частью современной жизни. Она дает бесценный опыт, который можно экстраполировать в разные сферы жизни: профессиональную, семейную, социальную и тд. Так, спланировать праздник в классе или в рамках школы, выехать на экскурсию, открыть собственную фирму, распределить семейные обязанности – это все примеры практического применения тех знаний, который обучающийся получает в процессе работы над проектом и защиты его.
Миф 4. Исследование не может носить самостоятельный характер, так как уже по всем темам работы написаны и выложены в интернет.
Степень самостоятельности будет значительно выше, если обучающийся будет решать проблему, связанную с его личным опытом, с жизнью школы, с его увлечениями.
Примеры таких тем:
   1. Создание школьной метеорологической станции.
   2. Правильно ли составлено школьное меню с точки зрения правил здорового питания?
   3. Дизайн клумбы пришкольного участка.
   4. Способы и приемы решения олимпиадных задач.
Подобную проблему выпускник будет решать с высокой мотивацией, а результаты станут частью его мировоззрения.
Миф 5. Оценивание проектов носит субъективный характер.
По сравнению с традиционными формами проверки знаний при оценивании проектных работ благодаря четким критериям оценивания и работе комиссии, субъективные факторы минимизируются, и это позволяет максимально обезличить контроль результатов. А благодаря промежуточным аттестациям и предзащите обучающийся может прогнозировать итоговую оценку, что снижает степень тревожности на защите.
Миф 6.

Защита проектов в качестве итоговой аттестации – новая, пока мало опробованная форма. Но при понимании ее специфики и правильной организации, она принесет и обучающимся, и учителям только положительные эмоции.
                     
                                         Литература

  1. Громыко, Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова/ Ю.В. Громыко // Изв. Рос. акад. образования. [Текст]- 2000.- N 2.- C. 36-43.
  2. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. [Текст] – М., 2001.
  3. Кротова Т.П. Учебно- исследовательская деятельность в рамках ФГОС как способ развития личности школьника – [Электронный ресурс] - http://www.fgos-spb.ru/ Режим доступа: 31.05.2013.
  4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. Ред. Е.С. Полат. [Текст] – М., 2000.
  5. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. [Текст]– М.:АРКТИ, 2004

Поделиться: