Поиск по сайту

Любовь к Родине начинается с любви к природе


Авторcтво: Головина Елена Викторовна, методист ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга; Синчук Татьяна Борисовна, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!



Экологические проблемы очень остро стоят перед современным обществом, особенно жителями крупных мегаполисов, каким является Санкт-Петербург. Наряду с известными проблемами большого города – таких как загрязнение атмосферного воздуха, растущая загрязненность среды обитания, проблемы обращения с отходами, одной из главных проблем является нарастающее отчуждение его жителей, в том числе и детей, от природы.

Формирование экологически грамотного поведения и экологической культуры надо начинать как можно раньше – в дошкольном возрасте. Дело в том, что заложить любовь к родной природе, к родному краю, к людям, к Родине можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. В связи с этим, в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.   Работа дошкольных организаций сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

Экологическая политика Санкт-Петербурга направлена на сохранение окружающей среды, естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, в том числе зеленых насаждений; особо охраняемых природных территорий регионального значения в Санкт-Петербурге, формирование экологической культуры населения города и развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Зарубежный опыт экологического воспитания детей дошкольного возраста в отличие от российского строится, главным образом, по двум направлениям – оздоровительному и экономическому. Система общественного дошкольного воспитания за рубежом имеет различные формы и модификации, часто сопряженные со школой и выполняющие функции предшкольного звена в общей цепочке звеньев образования. Создаются специальные типы учреждений: экологический детский сад, лесной детский сад. В экологическом детском саду много внимания уделяется выращиванию растений (комнатных, из семян), организации экологически чистой предметной среды (мебель, игрушки из натурального дерева, клейстер вместо синтетического клея и пр.); дети питаются экологически чистыми и полезными продуктами, конструируют из природного материала, заботятся о птицах.

В Швеции, например, предмет «Охрана природы» преподается в школах еще с 1919 года. Возможно поэтому Швеция одна из самых экологически благополучных стран мира. Малыши не сидят за книжками, они совершают экскурсии на природу, ухаживают за растениями, наблюдают за животными, учатся бережному отношению к любым природным ресурсам.

Швеция – одна из самых развитых и самая экологически чистая страна мира. Швеция намерена оставить в наследство будущим поколениям общество, в котором самые насущные экологические проблемы уже решены.

Гармония с природой – часть шведской культуры, национального самосознания. Культурная политика Швеции делает акцент на воспитании гармоничной, интеллектуальной, физически развитой личности, способной к творчеству и самоопределению, адаптированной к быстро изменяющимся условиям жизни.

Научить детей заботиться о природе - важная часть занятий. Уже в раннем возрасте они привыкают забирать с собой мусор с пикника, правильно разжигать, а затем тушить костер и многое другое. Та же мысль глубоко укоренена в шведском движении скаутов, уделяющем большое внимание вопросам окружающей среды.

Наряду с обычными стационарными дошкольными учреждениями в Швеции существуют уличные сады, в которых дети практически все время находятся на воздухе: они проводят садовые работы, сажают растения, ухаживают за ними, занимаются физкультурой.

Забота о природе формируется с детства, прежде всего, по типу имитации и подражания. Поэтому позитивное и бережное отношение к природе в поведении взрослых, а также образовательные и воспитательные программы СМИ, оказывают огромное влияние на формирование экологического сознания и поведения детей и подростков.

Система экологического воспитания носит непрерывный характер: семья - детский сад - школа - университет - профессиональная деятельность. Причем экологическое воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным звеном.

Очень популярны в Швеции лесные школы Мулле, созданные по инициативе Густава Фрома. Главная задача таких школ – длительное пребывание детей на воздухе, жизнь в согласии с природой.   Принципы лесной школы – развитие детей средствами природы, укрепление физического и психического здоровья. Воспитатели проводят с детьми наблюдения в природе, опыты с растениями и природным материалом, игры. Во всех затеях участвует лесной мальчик Мулле – символ школы. Методика «лесных школ» стала популярной и вышла за пределы Швеции: школы Мулле теперь есть в Норвегии, Японии, Прибалтике и даже в России (в Санкт-Петербурге). Они хорошо подходят для сельской местности, где дети могут много времени проводить в лесу.

Также популярны в Швеции экологические тропы в национальных парках. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности. Кроме того, пройдя по экологической тропе с экскурсоводом, можно узнать много интересного об обитателях парка, расширить знания о природных объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача экскурсоводов - научить слушателей видеть, замечать различные явления в зоне маршрута, уметь оценивать результаты влияния человека на природу.

На протяжении многих лет дошкольные учреждения Выборгского района сотрудничают с педагогами из Швеции по проектам «Школа Мулле» и «Семена Дружбы», которые организует экологическая общественная организация "Прозрачные воды Невы". Груздева.jpg

"Семена Дружбы" – это российско-шведский проект, в котором шведские семена высаживают дети Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Проект реализует экологическая общественная организация «Прозрачные воды Невы» при активном участии СПб АППО (Н.В.Груздева и Т.А.Шиленок).

Поставку семян из Стокгольма организуют Мерэлин Барден, координатор международных проектов, и К.М. Немчинов, председатель общественной организации «Прозрачные воды Невы». Участники проекта получили в подарок от шведской фирмы Frogarden большое количество семян для того, чтобы дети из школ и детских садов Петербурга и Ленинградской области выращивали на своих садовых и огородных участках овощи, зелень, цветы, вели бы за ними наблюдения и заполняли "Дневник огородника".

Шиленок.jpgПроект разработан для воспитанников детских садов и учащихся школ. Он дает возможность самостоятельно выращивать растения, наблюдать за их ростом, оценивать характеристику района, почв, подсчитывают экономический эффект при сборе урожая.

В рамках данной программы предусмотрена совместная деятельность родителей с детьми по выращиванию на дачном участке растений. В процессе совместного ухода дети и родители ведут дневник наблюдений за процессом роста растения.

Участники проекта выступают в ДОО, а затем – на Фестивале «Семена Дружбы» вучастники.jpg Санкт-Петербурге перед координаторами проекта из Швеции и России и представителями других учебных заведений города и области. Получают Дипломы и подарки.

В нашем районе занятия по экологическому воспитанию практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать Головина и 113.jpgвыводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

В рамках проекта "Семена Дружбы" педагогами был накоплен и обобщен разнообразный материал по системе наблюдений за растениями, которые окружают дошкольников, изучение детьми объектов живой и неживой природы, формирование у ребенка элементов экологической культуры. Наблюдая за детьми, можно заметить, что дети к животным относятся более бережно, чем к растениям. Вероятно, одна из причин этого заключается в том, что животных легче, чем растения идентифицировать собой, наделить их разумом и переживаниями сходными со своими собственными. Дети мало знают о растениях, об их потребностях, особенностях развития.

С ранних лет наши воспитанники ухаживают за растениями, животными в экологическом комплексе и в группах, видят красивые клумбы и рокарии, ходят по экологической тропинке, ухаживают за растениями огорода, проводят экологические праздники и эксперименты. С детства они привыкают к тому, что окружающая среда должна быть чистой и красивой – такой же, как и территория их детского сада. Значит, когда они вырастут, захотят сделать чистым и красивым свой город. Они не будут бросать мусор, ломать ветки, рвать цветы, - они будут вести себя как жители, которые любят свой город. Они будут осознавать, как важно, чтобы рядом с нами всегда была природа, и что мы должны ей помогать.

Пусть каждую весну вновь прорастают семена дружбы, превращаясь в цветущие сады!




Литература

1.  Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации".

3.  Приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 18.06.2013 N 400.

4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18 июня 2013 г. N 400 "Об Экологической политике Санкт-Петербурга на период до 2030 года" .

5. Хуррамов И. А. Проблемы экологического образования и воспитания на примере мирового сообщества // Молодой ученый. — 2012. — №11.

6. Прошкина И. Школа Мулле // Обруч. – 1999. – № 6.

7. Матс Вейдмарк, Роберт Лэттман-Маш «Познаем природу круглый год», Falun Research Centre, Швеция, 2014.

8.  Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

9. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7.

10. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7.

11. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2002.

12. В.А.Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, 1998, Академия развития.

13.  С.Н.Николаева «Эколог в детском саду», Москва, 2003, Мозайка - Синтез.


Поделиться: