Поиск по сайту

«Путешествие с друзьями» - развивающая игра для детей и родителей


Авторcтво: Романовская Елена Аркадьевна, воспитатель, Балашова Екатерина Николаевна, психолог ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга


Не для кого не секрет, что дошкольное детство – время становления личности. И именно в этот период закладываются интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему городу. Но чувство патриотизма не возникает сами по себе. Оно формируется с детства и на его становление сильное влияние оказывает окружающая социокультурная среда. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – мой дом, мой двор, мой детский сад, моя улица, мой город, родные места.

Целенаправленная работа по знакомству детей с историей и культурой Санкт-Петербурга дает наиболее высокие результаты при активном участии родителей. У детей возрастает познавательный интерес, стремление узнавать о родном крае как можно больше и делиться своими впечатлениями со сверстниками, когда это новое и интересное для них открывается при участии мам и пап, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев.

Одна из форм работ совместной деятельности семьи – игра-соревнование, в которой может принять участие «команда детей» и «команда родителей».

В качестве примера, пример организации подобного семейного досуга, в основе которого лежит использование авторской настольной игры-викторины.

Цели: создание условий для самореализации детей и обобщения личного опыта дошкольников, полученного посредством культурно-образовательных практик.

Задачи:

ü    Обобщать и расширять представления детей о Санкт-Петербурге, о его архитектуре и символах, достопримечательностях и памятниках.

ü    Формировать понятие «Мы – петербуржцы».

ü    Воспитывать любовь к родному городу, пробуждать интерес к его истории.

ü    Развивать внимание, память, мышление детей.

ü    Совершенствовать связанную речь дошкольников, обогащать их словарный запас.

ü    Развивать навыки коллективного взаимодействия.

Преимущества викторины:

• Развивают соревновательные навыки ребенка.

• Учат быстро думать и формулировать правильные ответы на вопрос. Стимулируют к дальнейшему обучению.

• Учат радоваться победе и принимать поражение.

Условия и особенности реализации игры: мероприятие проводится в просторном помещении, где предусмотрены места для болельщиков и зрителей. Игра рассчитана на детей старшего возраста (5–6 лет) и их родителей.

Материалы и оборудование:

ü    игровое поле.

ü    кубик.

ü    фишки, соответствующие по цвету героям игры.

ü    6 фигурок героев игры: Чижик-Пыжик, Лев, Змея, Кошка, Собака, Заяц.

ü    Карточки с загадками и QR-кодами.

Предварительная работа:

• ознакомление детей с основами петербурговедения в условиях ДОУ;

• создание развивающей среды в группах, направленной на ознакомление дошкольников с основами истории Санкт-Петербурга;

• чтение книг о Санкт-Петербурге;

• рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей города;

Ожидаемые результаты:

· Воспитанник осознает ценность памятников культуры и искусства.

· Воспитанник умеет адекватно оценивать свои поступки и поступки других людей.

· Узнает 10 основных достопримечательностей Санкт-Петербурга

· Имеет углублённые представления о доме – жилище человека.

· Ориентируется на улицах города, называет основные проспекты Санкт-Петербурга.

· Сформировано понятие «петербуржец».

Особенности взаимодействия с семьей

· Привлечение родителей к образовательному процессу: совместные экскурсии, походы в музеи, театры и т.д.

· Содействие родителей в организации культурных и других мероприятий ДОУ.

· Участие родителей в игре-викторине (команда родителей против команды детей)

Правила игры:

В игре участвуют 6 игроков. Ведущий предлагает детям и родителям отправиться в «далёкое путешествие с друзьями». Он знакомит участников игры с ее правилами:

1. Кидаем кубик, разыгрываем героев: все 6 сторон кубика раскрашены в определенный цвет.

2. В зависимости от выпавшей при жеребьевке грани кубика выбирается фигурка-фишка соответствующего цвета (Чижик-Пыжик, Лев, Змея, Кошка, Собака, Мышь).

3. Выбираем фишки, соответствующие по цвету героям игры.

4. Разбираем карточки с загадками и QR–кодами. 30 карточек раскрашены по цветам – желтый, белый, серый, чёрный, оранжевый, зеленый (как и грани кубика, и фигурки, и фишки).

Ход игры.

Участники игры: ведущий, дети и родители (несколько команд).

Команды игроков входят в зал под музыку (гимн Санкт-Петербурга). На экране демонстрируется презентация «Достопримечательности Санкт-Петербурга». Участники игры садятся за столы. Начинается игра!

Игроки ставят фишки на старт. Очерёдность фишек игроки обговаривают заранее. Можно договориться, можно тянуть листочки с цифрами для определения очерёдности и т.д.

В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Тот цвет, который выпал игроку, поступает следующим образом:

·                   Красный – пропускает следующий ход;

·                   Оранжевый, Белый, Чёрный, Серый, Желтый, Зеленый – вопрос от героя;

·                   Сиреневый – дополнительный ход или перемещает фишку по стрелке.

Участник, вытягивающий карточку, может прочитать вопрос или прослушать с помощью специальной программы, установленной в телефоне QR–кодам. Если ребенок или взрослый затрудняется ответить на вопрос, он проходит дальше, но не получает балл в виде «звезды». Но вопрос не остается без ответа, на него отвечает ведущий. Таким образом, ведущий дает возможность пройти игроку дальше.

Побеждает тот, кто, дойдя до финиша, наберет большее количество звезд.

Так же на игровом поле присутствует вопрос карты. Он обозначен синим цветом.

Вопрос карты:

- Сколько птичек ты видишь на картинке?

- Найди на картинке Александровскую колонну?

- Где пришвартован Крейсер Аврора?

- Посчитай все корабли и лодки?

- Проложи маршрут от Летнего сада до Эрмитажа?

Вопросы карточек:

- Назови главную площадь нашего города?

- Как называется главная река Санкт-Петербурга?

- На чем можно путешествовать по нашему красивому городу?

Слово «викторина» мы подсознательно ассоциируем со словом «победа», поэтому логическое завершение викторины – определение победителей. Вне зависимости от того, кто победил, педагогу нужно проследить, чтобы каждый участник получил какую-нибудь награду.

Итак, викторина – это игра! А любая игра – это развлечение. Использование подобных «развлечений» в образовательном процессе помогает упорядочить знания, пробудить интерес к познавательной деятельности и расширить кругозор.

 

Литература:

 

1.                Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город». – СПб., 2000.

2.                Василевская В.С. Моя родословная. – М., 2001.

3.                Махинько Л.Н. Строим город. – СПб., 2000.

4.                Никонова Е.А. Мы горожане. – СПб., 2005.

5.                Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт - Петербурга». СПб, 1994.


Поделиться: