Поиск по сайту

Как можно развить коммуникативные способности дошкольников средствами семейного досуга?


Авторcтво: Михеева Инна Николаевна, воспитатель, Зайцева Екатерина Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 143 Невского района Санкт-Петербурга


Детство – этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад это то место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 

Коммуникативные способности – есть важное условие развития ребенка дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.Н. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Коммуникативные умения представляют собой освоенные ребенком способы выполнения коммуникативных действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных коммуникативных знаний и навыков.

Развитие коммуникативных умений представляет собой процесс длительный и сложный, аккумулирующий все речевые достижения ребенка, опыт его социальных отношений.

И. С. Казаков утверждает, что на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста оказывает большое влияние его социальное окружение, а именно педагоги и семья. Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни. И потери эти в значительной степени являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения является организация досуга детей. Семейный досуг – время, проведенное вместе за приятными занятиями – совместной прогулкой, настольными играми, беседами и т.д. Хорошее проведение досуга – очень важный момент в жизни семьи, который укрепляет отношения, указывает на семейные ценности и создает общие приятные воспоминания. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Что же еще помогает ребенку развить коммуникативные навыки?

Использование окружающей среды также является важным условием развития коммуникативных навыков. Наш детский сад расположен рядом с музеем «Князь Александр Невский», который находится в жилищном комплексе, где проживает большинство наших воспитанников, по адресу пр. Обуховской обороны д. 138, корпус 2. В этом музее собрана коллекция предметов времен князя Александра Невского. Поход в этот музей дает возможность детям узнать новые слова и предметы, которые вышли из обихода, но встречаются в сказках.

Почему мы сделали такие выводы?

В нашей группе проводился проект по теме: «Князь Александр Невский – защитник Руси». Мы говорили с детьми об этом полководце, о защитниках того времени. Во время проведения проекта мы читали сказки, и особое внимание было обращено на предметы, которыми пользовался князь.

Чтобы дети увидели те забытые сказочные предметы, мы решили организовать для них семейный досуг: квест-игру «Найди то, что спрятано» в музее «Князь Александр Невский».

Какие же цели мы ставили?

1. Расширить представления детей об эпохе Александра Невского, обратив внимание на предметы, вышедшие из обихода

2. Научиться находить предметы по их описанию

3. Дать знания о преемственности прошлого и настоящего

Мы сняли видео-ролик с инструкциями к игре-квесту, где провели ознакомительную экскурсию по музею, чтобы они нашли тот или иной предмет и вписали его название в кроссворд (приложение 1).

Знакомясь с бытом, одеждой, военным обмундированием времен Александра Невского, которые встречаются в сказках, дети и родители смогут ответить на вопросы кроссворда и понять: получилось ли у них узнать много нового и интересного о предметах, вышедших из обихода или уступивших место более современным версиям. Настоящим открытием для участников квест-кроссворда было богатство экспонатов музея.

После посещения музея и завершения квеста проводилось обобщающее занятие, на котором мы с детьми подводили итоги пройденного квеста: что понравилось, запомнилось, а что вызвало трудности? Дети делились своими эмоциями, впечатлениями о проведенном совместном досуге с родителями, а в конце занятия была проведена рефлексия. Мы показывали детям картинки и спрашивали: «подумайте, догадайтесь, как использовался тот или иной предмет в прошлом». Мы с детьми пришли к выводу, что предметы не уходят из обихода совсем – их заменяют новые с более современным названием и назначением. Была предложена игра-лото «Найди пару». Детям нужно было правильно назвать предмет, вышедший из обихода и подобрать ему в пару более современный (приложение 3). Как они играли – можно увидеть в приложении 4.

Квест-кроссворд был реализован родителями и детьми подготовительной группы. Родители с интересом отнеслись к предложению педагогов провести нескучный выходной в музее. Хотя музей расположен недалеко от детского сада, но, как оказалось, никто из родителей и детей группы его не посещал. Несколько родителей собрались в музей группой и присоединились к экскурсии, проходившей в музее. После выходных дети делились впечатлениями. Заметно было, как они используют полученные знания в свободной игровой деятельности: обогатился сюжет ролевых игр, заметно обогатился словарный запас детей, за счет появления «новых» слов; в играх-театрализациях дети стали придумывать более интересные сюжеты. В художественном творчестве были отмечены перемены: чаще стали встречаться изображения давно забытых предметов. Была получена обратная связь от родителей. Они отметили, что такого рода семейный досуг очень полезен для развития ребенка, для формирования представления детей об истории своей страны. Фотоматериалы представлены в приложении 2.

Проделанная работа дает авторам право сделать вывод, что правильно организованный семейный досуг дает не только возможность весело провести время вместе с семьей, но и извлечь из этого пользу.

Организуйте нескучные выходные!


Приложения

Список источников и литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.

2.Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; под редакцией Л.В. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989, - 192 с.

3.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 1999. – 232 с.

4. Детская энциклопедия №1 2009 «Александр Невский» - Познавательный журнал для мальчиков и девочек.

5. Соколов А. «Святой витязь земли русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича невского / А. Соколов. – Н.Н. Новгород, 2008.

6. Санькова О.А. «К вопросу формирования коммуникативных умений. Электронный ресурс// Среднее профессиональное образование. №10, 2011 г. С. 21.

7. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. Электронный ресурс// М.: Академия, 2012 г.

 



Поделиться: