Поиск по сайту

Семейная культурно-образовательная практика «Нескучный выходной в Кронштадте»


Авторcтво: Газиева Алла Михайловна, учитель-дефектолог, Кормилицына Евгения Станиславовна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 13 Кронштадтского района Санкт-Петербурга


Попытка воспитывать детей младшего возраста

без помощи и поддержки со стороны семьи

подобна сбору листьев граблями в сильный ветер

А.В. Сухомлинский

 

Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка, здесь формируется нравственный опыт маленького человека. Современным родителям приходиться нелегко из-за нехватки времени и противоречивых «советов», которые они получают в социальных сетях. Миссия современного педагога: направить семью, оказать родителям эффективную помощь в организации общения с ребенком. Поиск новых приемов работы с семьей остается актуальной задачей педагогов дошкольного образования. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. В традиционном взаимодействии «педагог - родитель» активность семьи была недостаточной. Как повысить активность родителя в современных условиях? Как от монолога в общении с семьей перейти к конструктивному и эффективному диалогу?

Досуговая деятельность в детском саду не является новой формой работы с семьей. Мы пересмотрели организацию традиционного досуга и усовершенствовали его, наполнив досуг новым, инновационным содержанием. Одним из значимых факторов в нашей работе выступила активная и целенаправленное привлечение родителей к участию в досуге. Более того, педагоги стали только организаторами и координаторами досуговой деятельности, а фактически ее осуществляли сами родители воспитанников.

В статье пойдет речь об организации семейного досуга «Нескучный выходной в Кронштадте», который был успешно реализован в ГБДОУ детский сад №13 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Авторские дидактические материалы адресованы семейной аудитории с детьми старшего дошкольного возраста (в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: тяжелым нарушением речи, задержкой психического развития).

Перед нами поставлена цель: помочь родителям воспитанников организовать семейный досуг во время прогулки в городском пространстве.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

-     Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

-     Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

-     Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.

-     Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

-     Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

При организации семейного досуга был реализован принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства через ближайшее окружение, в котором живут дети.

Отбор содержания материала для работы с детьми учитывал социокультурные условия малой родины, особо выделяя то, что с детства окружает маленького петербуржца.

Проектируя досуг, мы учитывали эпидемиологическую обстановку. Данное мероприятие разработано для проведения «Нескучного выходного в Кронштадте» на свежем воздухе с учетом минимизации контактов.

Первым этапом работы стало создание авторского игрового путеводителя «Кронштадтская считалочка» и интерактивной «Кронштадтской викторины» в программе Power Point.

Созданный нами ЭОР «Кронштадтская считалочка» является не только путеводителем, но и главным мотиватором к пешей прогулке в выходной день всей семьей по родному городу.

Стихотворная форма помогает детям выучить маршрут, развивает память, выразительность речи, уточняет и закрепляет знания детей о достопримечательностях Кронштадта. Яркие, мультимедийные картинки стимулируют детей к быстрому запоминанию, создают положительный эмоциональный фон.

Считалочка – часть детского фольклора. Ключевой особенностью считалки является ритмичность. Она является прекрасным тренажёром мозговой деятельности, так как ее запоминание способствует развитию памяти и умственных способностей детей. Считалка выступает эффективным инструментом, способствующим формированию многих качеств и навыков в игровой форме. Мы выбрали именно эту форму рифмованной речи для создания своего интерактивного путеводителя, потому что считалочка способствует развитию познавательной и речевой сферы дошкольников (обогащение активного словаря, закрепление навыка счёта, совершенствование звуко-произносительной и просодической сторон речи, развитие слуховой памяти). Данный ЭОР позволил повысить активность детей, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.

«Кронштадтская считалочка» была придумана с учетом главных значимых объектов – достопримечательностей. Морской собор, футшток, памятники Петру I и адмиралу Макарову, Якорная площадь, Летний сад и другие объекты стали ориентирами для пешей прогулки по Кронштадту. В считалочку включен наш детский сад, как один из объектов, близкий и понятный ребенку. Важно отметить, что в создании мультимедийной считалочки участвовали дети ДОУ: они озвучивали слова считалочки.

1.JPG 

Интерактивная считалочка была размещена на сайте ДОУ, в группе VК Детский сад №13 Кронштадт, в группах воспитателей и родителей WhatsApp.

«Кронштадтская викторина». Разработанная нами «Кронштадтская викторина» – это очень увлекательный и интересный способ закрепления и усвоения полученной информации о своем городе. Красочные фотоиллюстрации значимых мест города, динамичность игры, музыкальное оформление (Л. Клемент «Над Кронштадтом туман»), игровая форма викторины позволяют ребёнку играть увлечённо, испытывая радость познания.

Викторина построена по принципу запуска стрелки на игровом барабане. Она содержит 12 вопросов. Ребенок может сам или с помощью взрослого запустить стрелку барабана и остановить ее. Нажав курсором на цифру, на которую указывает стрелка, игроки получают вопрос, правильность ответа проверяется нажатием курсором на кнопку «ответ».

Преимущество данной мультимедийной викторины состоит в том, что она является универсальной для развития познавательных процессов, тренирует наглядно-образное, словесно-логическое и ассоциативное мышления; помогает развивать у детей внимание, память, речь, зрительное и слуховое восприятие.

2.JPG

Для реализации семейного досуга и организации партнерских отношений с семьями воспитанников педагоги использовали традиционные и инновационные формы информирования:

-     стенды в групповых раздевалках,

-     пригласительные билеты на каждого ребенка и его семьи

-     QR код с информацией по досугу

-     приглашение для участия в досуге на сайте ДОУ, в группе VК Детский сад №13 Кронштадт, в группах воспитателей и родителей WhatsApp.

3.JPG

Педагоги пригласили воспитанников и их родителей участвовать в семейном досуге, который пройдет в ближайшие выходные дни. Площадкой для проведения досуга станет не детский сад, а пространство нашего города.

Педагоги предложили родителям пройтись пешком вместе с детьми по значимым местам Кронштадта. Во время прогулки делиться своими знаниями о городе с маленькими путешественниками, задавать вопросы ребенку, искать на них ответы. И тогда все члены семьи могут сделать интересные открытия и превратиться в самых настоящих исследователей. Прогулка по мостовым, у футштока, Петровского дока, памятника адмиралу Макарову на Якорной площади, вдоль военной гавани станет настоящей экскурсией по Кронштадту – музею под открытым небом. Будет ли интересно детям? Наш ответ однозначно да!

Что бы семейный досуг стал полезным и увлекательным для всех членов семьи педагоги подготовили короткий видеоролик «Как правильно организовать семейную прогулку по родному городу». Вот некоторые из рекомендаций:

1.                  расставьте приоритеты еще до прогулки, учитывая интересы всех членов семьи.

2.                  Семейная прогулка располагает к тому, что бы вы проявляли свои чувства и говорили о них друг другу. Если какой-то городской объект (скамейка, фонтан, родная школа и т.д.) вызывает у вас эмоцию, поделитесь своими чувствами с детьми.

3.                  Наша жизнь состоит из мелочей, так и на прогулке: обращайте внимание на надписи на памятниках, декор зданий, узоры решеток, флаги на кораблях и т.д.

4.                  Не оставляйте без внимания детские вопросы. Не надо стесняться, если вы не готовы дать ответ на вопрос любознательного малыша. Ответьте, что по окончании прогулки вы вместе попробуете найти ответ на страницах книг или в интернет-пространстве, а может, вам помогут старшее поколение: бабушка или дедушка.

5.                  Сохраняйте моменты эмоций в семейном архиве. Рассматривая фотографии, вы сможете обмениваться впечатлениями от прогулки.

6.                  Помните, что хорошая прогулка способствует сплочению семьи, установлению добрых и дружеских взаимоотношений!

Второй этап реализации досуга. Получив руководство к действию в форме считалочки, семьи воспитанников отправились по значимым местам Кронштадта. Многие разучили слова считалочки наизусть, и она стала их путеводителем по родному городу.

Семьи – участники досуга сделали фотоотчеты о проведенном выходном. Некоторые родители воспитанников подошли к проведению досуга творчески и создали небольшие видеофильмы. Связь с родителями осуществлялась через электронную почту и в группах WhatsApp.

4.JPG
      

Каждой семье, которая участвовала в досуге, был выслан поощрительный приз – викторина «Нескучный выходной в Кронштадте». Данная викторина играла не только призовую, поощрительную роль, но и позволила закрепить знания детей о городе в игровой форме.

Рефлексивный этап образовательной деятельности педагогов. Оценивая результаты взаимодействия с семьями, педагоги предложили родителям анкеты в Google Форме, где они могли выразить свое мнение об организации семейного досуга.

Анализируя анкеты родителей – участников семейного досуга мы сделали следующие выводы:

- родители считают семейный досуг «Нескучный выходной в Кронштадте» полезным не только для ребенка, но и для всей семьи

- форма предложенная педагогами ДОУ была удобной для всех родителей

- родители имеют потребность в подобных формах организации семейного досуга.

Считаем, что такие результаты были получены благодаря адресному характеру работы педагогов с семьями на всех этапах реализации семейного досуга.

Положительные отзывы родителей позволили нам сделать вывод об эффективности данной формы взаимодействия с семьями воспитанников. Приведем один из отзывов: «Прогулка была познавательной и увлекательной. Несомненно, удовольствие получили и ребенок, и взрослые) Время пролетело незаметно. От этой прогулки остались самые прекрасные впечатления! Еще раз убедились в каком прекрасном городе мы живем!»

Необходимо отметить яркие эмоциональные реакции детей – участников семейного досуга, которые проявились после выходных дней. Воспитанники делились впечатлениями от прогулки, декламировали наизусть слова Кронштадтской считалочки, знаниями, полученными во время экскурсии и прохождения викторины о Кронштадте.

Многие дети выразили свои впечатления в продуктивной деятельности через рисунки, изображая памятные места города Кронштадта.

5.JPG

Обобщая результаты проведенной работы, считаем, что реализация новой формы привлечения семьи к совместной работе с педагогами ДОУ способствовала:

- приобщению детей к социокультурным нормам;

- освоению детьми культурного наследия Санкт-Петербурга;

- стимуляции познавательной активности;

- воспитанию патриотизма, любви к малой родине;

- вовлечению семьи в совместную с детьми познавательную, игровую, коммуникативную деятельность, связанную с освоением культурного наследия Санкт-Петербурга.

Данная семейная культурно-образовательная практика «Нескучный выходной в Кронштадте», на наш взгляд, может быть использована в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации, в начальном звене общеобразовательной школы, а также в учреждениях дополнительного образования.

 

Литература:

1. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.-М: Мозаика – Синтез, 2007.

2. Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями. / Т.Н. Дронова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006.

3.  Свирская Л. В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2007.

4.  Шейко Н. Г. Город на ладошке, или Как помочь дошкольнику освоить культурное наследие? // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 7. – с. 6-17.

 

 


Поделиться: