Поиск по сайту

Формирование пространственной ориентировки дошкольников в городской среде с помощью квест-игры «Все на поиски ученого кота»


Авторcтво: Гончарова Людмила Александровна, старший воспитатель, Пенькова Елена Владимировна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 33 Приморского района Санкт-Петербурга


Как человеку в незнакомом месте найти объект? Всегда полезно обладать навыками ориентирования. Особенно в наше время, когда все привыкли доверять электронике и полагаться только на навигаторы. Однако, электронике свойственно выходить из строя, да и просто нужен источник питания. В ситуации, когда всего этого под рукой нет, умение ориентироваться в незнакомом пространстве другими способами становится актуальным.

Большинство исследователей (А.А. Люблинская, Э.Я. Степаненкова и др.) сходятся в понимании «пространственной ориентировки» как способности человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем. На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие умения ориентироваться в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой.  В возрасте от года до трёх лет, по мнению Л.А. Венгера, развитие ориентировки в пространстве у детей идёт через занятия конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием. Занимаясь такими видами деятельности, усваивают такие внешние свойства предметов, как форма, размерные и пространственные отношения.

Взрослому и ребенку, живущему в городском пространстве, важно уметь:

-                   находить необходимый объект в городском пространстве;

-                   прокладывать маршрут по схеме, карте;

-                   ориентироваться в определенном месте, уметь описать ориентир словами.

Ориентироваться в пространстве дети учатся медленнее, чем ориентироваться в других направлениях (цвет, величина, форма). Поэтому учить детей пространственным представлениям, умению двигаться в заданном направлении необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР, ЗПР) нашего дошкольного учреждения, в образовательной области «Познавательное развитии» ставит такие цели:

-                   Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-                   Формирование познавательных действий, становление сознания;

-                   Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

-                   Совершенствование умений ориентироваться в детском саду, на участке детского сада, ближайшем микрорайоне,

-                   Совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.

-                   Формирование навыков ориентировки по простейшей схеме, плану.

На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность.

В младших группах нашего детского сада, строя из кубиков, дети моделируют не только формы, но и пространственные отношения. Они учится передавать их в рисунке, определённым образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги, овладевает умением раскладывать определенное количество предметов в указанном направлении: и верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине и пр. Дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше - ниже, ближе - дальше, около, из-за, вдоль).

Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях.

В старшем дошкольном возрасте ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы), закрепляют умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.

Но, к сожалению, полноценно реализовать эти поставленные задачи без помощи родителей и выхода в городскую среду очень трудно. Поэтому детский сад ищет инновационные формы работы с семьями воспитанников, которые будут развивать наших детей в данном направлении.

В качестве примера подобной работы хотим привести пример квест-игры «Все на поиски ученого кота!». Данный семейный досуг проведен в рамках изучения интересной темы с детьми, посвященной котам и кошкам Санкт-Петербурга. Чтобы подготовиться и реализовать данную задумку, был разработан долгосрочный проект , рассчитанный на 3 месяца.

Педагогическая цель данного проекта:

-                   воспитание интереса к истории и культуре родного города.

-                   социализация личности воспитанников путём организации их познавательной и практической деятельности совместно с родителями, основанной на освоении природного и историко-культурного наследия Приморского района Санкт-Петербурга;

-                   развитие умения ориентироваться в городском пространстве, используя план-схему, выполняя творческие и игровые задания.

Задачи:

-                   расширить представления детей о родном городе, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, природе, исторических памятниках Приморского района.

-                   способствовать ознакомлению дошкольников с историей родного города и с людьми, которые его прославили.

-                   формировать умения ориентироваться в пределах микрорайона, составлять и понимать простейшие картосхемы.

-                   развивать умение детей составлять творческий рассказ, задавать и отвечать на вопросы.

-                   воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Особенностью данного мероприятия является то, что он не только развивал умение у детей ориентироваться в городском пространстве, используя карты-схемы, архитектуру, значимые объекты, но и помогал решать логопедические задачи (совершенствование слоговой структуры слова, развитие фонематических представлений, словообразование и словоизменение, умение рассказывать стихотворение по мнемотаблице).

Проблемный вопрос: Санкт-Петербург по праву можно считать кошачьей столицей. Здесь расположены десятки скульптурных композиций с кошкой — во дворах, парках и даже на карнизах домов, и именно здесь установлен первый памятник кошке. Сможем ли мы найти скульптурные композиции с кошкой в нашем Приморском районе? Давайте попробуем исследовать наш Приморский район и отправиться на поиски ученого кота, используя карту-схему.

Первое с чего начали - это предварительная работа с детьми. В ходе реализации проекта дети узнали, какими бывают кошки, узнали, где в городе можно встретить скульптуры, какую роль сыграли кошки в жизни людей во время блокады Ленинграда. Познакомились с иллюстрациями художников-иллюстаторов разных времен, которые изображали ученого кота в сказках А.С.Пушкина.

Следующим этапом была разработка сценария квест-игры и оформление дидактических раздаточных материалов. Накануне «Семейного выходного», в Приморском районе, где находится детский сад, ребята получили видео обращение от Баги Яги, в котором она сообщила, что в Лукоморье пропал ученый кот, и просит детей помочь найти кота, и передает детям посылку из Лукоморья. В данной посылке, которая доставляется в детский сад заранее, находятся дидактические материалы в помощь родителям в проведении квест-игры, в городском пространстве. Данная посылка вручалась одному из родителей (был выбран дублер на случай неявки ответственного родителя). В ней находились: инструкция, маршрутный лист, карта микрорайона, тексты заданий, оформленные в виде фантов, Книга ученого кота, пазлы, «кошачьи лапки», «волшебная коробка», с необходимыми материалами (дерево, стекло, ткань, пластмасса, резина). Также, накануне мероприятия, афиша и кара-схема проезда к месту были размещены в приемной комнате детского сада, на информационном стенде для родителей.

В назначенное время, в условленном месте встретились семьи-участники. Ответственный родитель был организатором проведения мероприятия. Его задачей было представлять детям дидактические материалы и организовывать выполнение заданий.

Первая остановка. В назначенном месте, на остановке по проспекту Испытателей, собрались все желающие принять участие в квест-игре. Организатор открыл посылку, и участники рассмотрели ее содержимое. Из посылки достали инструкцию проведения квест-игры, карту-схему, игру «Фанты».

Первым заданием было найти высокий 17-этажный дом, зеленого цвета и дойти до его начала. На исходном месте дети выполнили задания, за каждый правильный ответ получили пазлы. Вторым заданием было дойти до середины зеленого дома, пройти вдоль магазина «Строитель» и остановиться на углу дома. Затем, следуя по карте-ориентиру, повернуть налево и дойти до конца дома. Следующим ориентиром стала школа. Итогом первых заданий было составление пазлов в единую картинку - изображение Ученого кота. Это и было заданием квест-игры, поиск скульптуры ученого кота.

В качестве ориентиров были выбраны типовые ориентиры, которые выделяются, как городские объекты, они и помогли ребятам быстро найти дорогу к памятнику. Детям было легко и удобно ориентироваться по значимым объектам нашей городской среды.

Увидев скульптуру Ученого кота, дети были очень рады, а многие родители удивлены. Они не догадывались, а многие и не знали, что есть такой памятник в нашем Приморском районе. Продолжением квест-игры были «Игры ученого кота» - книга с интересной информацией и заданиями: вначале детям рассказывается об истории возникновения данного памятника, затем ребята рассматривают скульптуру и отвечают на вопросы и задания:

1. Детям предлагается игра «Волшебная коробка» с различными материалами. Надо определить, из какого материала сделана скульптура. Дети берут материалы из «Волшебной коробки» и на ощупь определяют, сравнивая образцы и реальный памятник.

2. Задание «Пластические этюды»- выполняются различные движения.

3. Задание на закрепление логопедических задач, закрепление словообразования существительных – нос – носики - носища и т.д.

4. Задание «Посчитай ученых котов», на развитие фонематических представлений, согласование существительных с числительными, игра «Четвертый лишний».

5. Игра «Узнай по следам», на развитие внимания, мышления, наблюдательности

6. Игра «Кошачьи тропинки», дети сами, надев на руки специальные «кошачьи лапки», покрасив их краской, оставляют на снегу свои тропинки-следы. Получились длинные, разноцветные дорожки с отпечатками лапок, оставленные котами и кошками из сказочной страны. Это задание вызвало восторг у детей. Также ребята рассказали Ученому коту стихотворение «У Лукоморья…», используя предложенную мнемотаблицу.

В заключении квест-игры дети получили письмо от Ученого кота, в котором он просит помочь найти ему друзей в Санкт-Петербурге. Ребятам было предложено задание для совместного с родителями выполнения дома, надо было собрать информацию про котиков, которых дети получили, выполняя последнее задание из книги, оформить в виде рассказа с текстом и фото.

Совместные маршруты выходного дня оставляют незабываемые впечатления не только у детей, но и у родителей. Совместные игры, квесты, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор гербария, природного материала, изготовление совместных творческих работ в ходе таких мероприятий объединяют, сплачивают детско-взрослый коллектив, помогают установлению взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами, детьми и родителями.

Наше мероприятие «В поисках ученого кота» вызвало огромный интерес, как у детей, так и у родителей, которые с удовольствием приняли участие и помогали оформлять пособия, атрибуты. Родители рассказали, что в ходе таких мероприятий происходит объединение, сплочение детско-взрослого коллектива, устанавливаются взаимопонимание и взаимоуважение между педагогами, детьми и родителями. Дети и родители лучше узнали городское пространство Приморского района. Что отметили еще родители: было весело, увлекательно, познавательно и интересно, нашли памятник, который никогда не видели, по-новому взглянули на своих детей.

Но в ходе проведения мероприятия могут возникнуть некоторые риски, как их преодолеть:

-                   назначить дублера-ведущего (на случай неявки ответственного родителя);

-                   обилие бумажных материалов, которые могли быть испорчены ветром, снегом, дождем:

а) надо ламинировать все пособия,

б) можно использовать электронную версию,

- родители могли увлечься игровой деятельностью в ущерб смысловой, поэтому в инструкции четко прописать главную задачу данного мероприятия.

Ориентировка в городском пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Умение ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений делает речь ребенка более точной, конкретной, грамматически правильной. Именно благодаря тому, что ребенок овладевает навыками пространственных отношений, перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями – причинные, целевые, наследственные. От простейшего познания и словесного обозначения пространственных отношений дети постепенно переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях.

Продолжение работы по данному направлению в других видах деятельности. Ребятам было предложено задание для совместного с родителями выполнения дома, надо было собрать информацию про котиков, которых дети получили, выполняя последнее задание из книги, оформить в виде рассказа с текстом и фото. С ним все справились замечательно, и у нас в группе появился альбом «Такие разные коты!», к 1 марта - всемирному дню кошек, мы планируем посетить Музей- КОТэдж.

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они и не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах, конкурсах, выставках.

Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.

Мы не останавливаемся на достигнутом, и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.


Приложения

 

Используемая литература

1.                  Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М. 2004.

2.                  Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. Дошкольное воспитание. 1982. № 9.

3.                  Веракса Н. Формирование единых временно-пространственных представлений. Дошкольное воспитание. 1976. № 5.

4.                  Ковалец И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. М. Владос. 2014.

5.                  Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. М.: ТЦ Сфера. 2014.

6.                  Симановский А. Развитие пространственного мышления ребенка. М.: Айрис Пресс: Рольф. 2012.

7.                  Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. М.: ТЦ Сфера. 2004.

 


Поделиться: