Поиск по сайту

Развитие познавательного интереса семьи к культурно-историческому пространству Петербурга посредством организации городских квестов (на примере квеста «По заячьим следам Петропавловской крепости»)


Авторcтво: Горбенко Ирина Викторовна, педагог-психолог, Шестакова Марина Александровна учитель-логопед, ГБДОУ детский сад №92 Красносельского района Санкт-Петербурга


«Всеми возможными способами нужно

воспламенять в детях горячее стремление

к знанию и к учению».

/Я. А. Каменский/

 

Quest в переводе с английского означает «поиск, поиск предметов, поиск приключений».

Одной из наиболее интересных и близких воспитанникам форм организации, является игра. Квест – это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет участникам удовольствие. И даже взрослые с интересом принимают участие.

Такие задания требуют сообразительности и нестандартного мышления при решении задач, значит, игра будет развивать умственные способности. Преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, они узнают интересные исторические факты, события и даты.

Как правило, квест - коллективная игра, поэтому нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссное решение. Все вместе это создает атмосферу приключения, запоминается яркими впечатлениями и доставляет радость участникам.

С ранних лет ребенок созерцает красоту Санкт-Петербурга, накапливает представления о нем. По мере знакомства с его архитектурно-скульптурным обликом и содержательного общения с взрослыми – родителями и педагогами, эти представления углубляются и расширяются. В тоже время они выступают основой для развития интереса к самостоятельному познанию, для творческого самовыражения и созидательного поведения.

Учитывая возрастные интересы, уровень активности, стремление к познанию нового был разработан квест «По заячьим следам Петропавловской крепости», цель которого - формирование интереса к познанию историко-культурного пространства Петербурга, как важного аспекта воспитания и развития ребенка.

Были поставлены следующие задачи:

-        закрепление знаний о городе, его истории, культуре и достопримечательностях;

-        поддержание познавательной активности детей путем включения в информативно-поисковые ситуации;

-        побуждение родителей к совместному познавательному отдыху;

-        формирование созидательное поведение детей в общественных местах.

Квест проводился в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «Петербургский калейдоскоп», которая имеет большое значение для формирования у подрастающего поколения качеств патриота и гражданина.

Данная форма семейного досуга рассчитана на семьи с детьми от 6 лет. Чтобы участникам было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, материал должен быть понятен и соответствовать возрасту участников.

Для родителей был проведен инструктаж, который заключался в следующем: «Распечатайте или сохраните в телефоне (планшете) текстовый документ, с возможностью выполнять заданий, для этого убедитесь, что у Вас есть подключение к интернету. Так же Вам понадобится монеты (можно взять разным номиналом) и, конечно же, хорошее настроение». Таким образом, родители получили возможность либо самостоятельно распечатать маршрутный лист квеста, либо воспользоваться цифровыми устройствами.

Маршрутный лист включал вступление, где было прописано общее задание, размещена карта, на которой указаны точки-ориентиры, с номерами заданий. Это сделано для удобства понимания, какое задание соответствует метке на карте, но проходить квест можно в любой последовательности. Задание включало в себя поиск объекта, его рассматривание, а также QR-код, который выводит на историческую справку или на виртуальную игру.

Все задания разделены на две группы: основная часть рассчитана на совместное семейное выполнение, но есть задания, которые рассчитаны только для взрослой аудитории участников.

Путешествие завершено, но, как правило, хочется продолжения! Поэтому маршрутный лист содержит задания для тех, кто не хочет скучать по дороге домой. Их можно выполнить пока участники едут в автомобиле или общественном транспорте. Возможно, кому-то будет интересно продолжить в комфортной домашней обстановке. Дополнительные задания разработаны в виде игры-викторины, как для детей, так и для взрослых. Главная цель - закрепление полученных знаний с возможностью дальнейшего обсуждения в семейном кругу.

Еще один положительный эффект после прохождения городского квеста проявился в стремлении детей поделиться своими впечатления от увиденного в коллективе сверстников. Произошел эффект «заражения», другие семьи подхватили идею провести свой выходной в историческом пространстве Петербурга вместе с детьми, а кто-то и с друзьями семьи.

Выводы о результатах апробации: Квест «По заячьим следам Петропавловской крепости» был проведен 22 января 2022 года. Данная форма работы, показала, что познавательный интерес у детей повысился: они задавали много вопросов и активно делились впечатлениями.

Таким образом, после проведения игры можно сделать вывод о том, что:

1.                  Для семьи это новая и интересная форма проведения семейного выходного.

2.                  Воспитанники проявляли активность и заинтересованность, перемещение между заданиями удовлетворяло двигательную потребность детей.

3.                  Маршрутные листы и дополнительные задания для закрепления составлены с учетом интересов всех участников. Родители выполняли задания повышенной сложности, а дети с учетом их возрастных особенностей. Таким образом можно говорить о положительном познавательном эффекте мероприятия.

4.                  Так как среди семей воспитанников есть не коренные петербуржцы, участие в квесте позволило им расширить знания об истории города и его достопримечательностях.

5.                  После проведения игры участники высказали пожелания о продолжении такого формата выходного дня.

Образец маршрутного листа с заданиями и пример фотоотчета и отзыв о мероприятии можно посмотреть в приложениях

 

Список литературы и интернет-ресурсов

 

1.                 Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Спб., 2008

2.                 Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. с. 45 – 55

3.                 Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу. СПб.,2004

4.                 Солнцева О.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников
с Санкт-Петербургом: содержание и педагогическая технология краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. СПб., 2010 (в соавт.)

5.                 Толкачева Т.Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014

6.                 Феофанова О., Гурко О. Находилки-прогулки. Гуляем с детьми по Петербургу. СПб., 2015

7.                 Феофанова О., Гурко О. Прогулки по детскому Петербургу. СПб., 2014

8.                 https://www.spbmuseum.ru/themuseum/museum_complex/peterpaul_fortress/

9.                 http://www.kindergorod.ru/rasskazyi_detyam/


Поделиться: