Поиск по сайту

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ (к проблеме актуализации педагогического потенциала культурного наследия города).


Авторcтво: Ступненкова Анастасия Андреевна, педагог-психолог, Автономова Ольга Борисовна, инструктор по физической культуре, ГБДОУ детский сад № 130 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга


        Проводя мониторинг опубликованных научных статей, квалификационных работ по дошкольному образованию за 2021-22г. (сайт art-talant.org; moluch.ru и др.) и, анализируя те из них, в которых поднимаются вопросы социального развития детей, можно отметить, что процессы эти сложны и многогранны [1]. Необходимо учитывать возрастные изменения, происходящие в дошкольном возрасте и не пропустить благоприятное время для начала социального воспитания, то есть создания условий для развития и социализации ребенка [2]. В работах отмечается, что интенсивное развитие познавательной сферы происходит к моменту достижения ребенком старшего дошкольного возраста. Он становится более активным в поисках новой информации, происходят изменения в установлении положительных отношений с окружающими [3]. Интересы и общий кругозор старших дошкольников расширяются. Детей данного возраста начинает привлекать широкий социальный мир и их общение постепенно выходит за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи [5]. В некоторых педагогических исследованиях говорится о возникновении трудностей в реализации программ по социальному развитию из-за отсутствия в детских образовательных учреждениях единой программы, методической литературы, теоретической подготовки. Отмечается низкая педагогическая компетенция родителей в этом вопросе. Анкетирование показывает, что родители понимают, что такое социальное развитие и большинство родителей заинтересованы в помощи и участии в совместных мероприятиях, занятиях, направленных на социальное развитие детей. Однако, не все понимают свою роль в формировании и развитии процесса приобретения ребенком умений и навыков, необходимых для освоения социальных отношений [4].

       Нам, педагогам, необходимо разъяснять родителям, что социальное развитие - это процесс, при котором ребенок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. Какие будут преобладать нравственные ценности – зависит от нас, родителей и педагогов. Социальное развитие предполагает, как минимум, решение трех задач. Во–первых - освоение ребенком норм и ценностных ориентиров общества (здоровый образ жизни, любовь к Отечеству, уважение к культурному наследию, труд и др.), во–вторых – освоение ребенком норм и правил поведения в обществе, в–третьих – развитие умения общаться, вступать во взаимодействия с другими членами общества. Решение социальной задачи в целом является актуальной и с точки зрения ФГОС, которому следуют педагоги для успешной реализации программ. Социальное развитие ребенка может происходить разными путями. Он социализируется постоянно и непрерывно, находясь не только в стенах детского сада, но и за пределами, например, в магазине, транспорте, театре, общаясь с родителями, близкими, друзьями по двору и т.д. Но следует помнить, что в одиночку дошкольное учреждение не сможет решить этой задачи. ам, педагогам, нужно создавать такие культурно-образовательные практики для применения как в семье, так и в детском учреждении, которые помогут решить проблему социального развития без дополнительных финансовых вложений и трудностей в применении. Педагогами разрабатываются практические руководства, например, ценные материалы представлены в программе краеведческой направленности «Город на ладошке» [6].

       Понимая необходимость привлечения родителей к социальному воспитанию детей и сбора подобных дидактических материалов, нами был задуман и воплощен долгосрочный проект. Целью этого проекта было популяризация среди детей игровых видов спорта. Вместе с тем мы включили родителей в этот процесс, показав им, что очень важно лично поддерживать интерес ребенка к здоровому образу жизни. В рамках данного проекта был придуман семейный досуг «Нескучный выходной», который разворачивался в пространстве города и предполагал на выбор три маршрута: в детскую районную библиотеку им. М.Ю. Лермонтова, в парк Победы, в Петропавловскую крепость. Главное, что объединяло эти социокультурные институты и объекты – это совместное занятие в них игровыми видами спорта: дартсем, настольным теннисом, городками. Это нам давало возможность помимо того, что повторно говорить с детьми и родителями о здоровом образе жизни, но и возможность изменить свой привычный взгляд на город. Тот факт, что в библиотеке можно не только выбрать книгу для чтения, но, как оказывается, совершенствовать навыки игры в дартс или в Петропавловской крепости не только рассматривать крепостные сооружения и архитектурные шедевры, но и собрать целую «команду из зайцев» для игры в городки, позволил многим родителям заинтересоваться маршрутами и потратить свой выходной с пользой.

       В качестве примера дидактических материалов, которые выдавались родителям с детьми, мы приводим один маршрутный лист к Петропавловской крепости, связанный с городошным спортом (см. Приложение1). Этот маршрутный лист, как и остальные, выдавался после того, как были решены задачи по обучению детей элементам спортивных игр, т.е. проведены следующие мероприятия:

1. Приобретение оборудования и инвентаря для игр (участие родителей).

2. Изучение истории развития игр (рассказы, слайды).

3. Обучение элементам спортивных игр (непрерывная образовательная деятельность).

4. Проведение соревнований по каждому виду спорта (н/т, городки, дартс).

5. Творческие занятия (рисование, лепка).

      Направляясь в Петропавловскую крепость, родители с детьми должны были отметить на карте свой маршрут следования, т.е. с какой стороны подъехали, куда вошли, что встретили на пути. Проходя мимо стен крепости снаружи и внутри, необходимо было обращать внимание на скульптуры зайцев, отмечать на карте и считать их количество для сборной команды по городошному спорту.

      Придя к Алексеевскому равелину, дети должны были рассмотреть то пространство, на котором располагался стадион для городошного спорта, определить, по каким признакам можно понять, что они находятся на стадионе. Детям предлагалось познакомится со стендами по истории городошного спорта, узнать новое об этой игре. Используя принесенный инвентарь, детям и родителям нужно было устроить игру в городки. Здесь на помощь детям приходила собранная по маршруту “команда зайцев”: количество зайцев в команде позволяло сделать такое же число попыток при сбивании городка битой. Родители фиксировали игру на фото.

      На обратном пути домой была возможность у родителей с детьми чуть больше узнать о Петропавловской крепости, отвечая на вопросы в маршрутном листе. Этому способствовали QR-коды по каждому вопросу в списке.

      В домашних условиях, придя домой после прогулки, ребенку предлагалось еще раз вспомнить свой маршрут, картинки с изображением различных фигур для городков на стадионе, придумать свою фигуру, дать ей название и зарисовать ее на маршрутном листе.

      После того, как дети принесли свои маршрутные листы в детский сад инструктору по физической культуре, на занятии были подведены итоги. По маршруту «Петропавловская крепость» на экране проектора показывался рисунок ребенка с изображением придуманной им фигуры для городка, затем ребенок выкладывал ее в спортивном зале, а остальные дети сбивали ее битой по правилам игры в городки.

      Апробируя этот маршрут, мы узнали, что данная форма организации семейного досуга прекрасно подходит для совместного решения задач по социальному развитию детей, где нужна тщательно продуманная подготовка как организации мероприятий, так и дидактического материала к ним. Совместное прохождение маршрутов (согласно отзывам родителей) показало, что данная форма взаимодействия детского сада с семьями интересна, занимательна, увлекательна с точки зрения прохождения и познавательна с точки зрения обогащения знаниями и освоения культурного наследия города. И самое главное! Родители и дети с нетерпением ждут новых маршрутов. А это значит, что есть востребованная площадка для взаимодействия с родителями, на которой детям можно усваивать нормы поведения в обществе, осваивать ценностные ориентиры общества, восполнять дефицит общения с родителями.

 

Список литературы:

 

1.                  Алиева Ш.Г. Социальное развитие дошкольников//Молодой ученый. - 2014. - № 2(61). - С. 711-715. - URL: https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 10.04.2022).

2.                  Вологдина И. В. Проблема социализации и социального развития детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии и педагогике / И. В. Вологдина //Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : Сб. трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения»: в 3-х томах, М, 15–16 апреля 2020 года / Мин. обр. Моск. обл.; Гос. обр. уч. высшего образования Моск. обл. Моск. гос. обл. университет, Факультет психологии. – М: Изд-во «Перо», 2020. – С. 90-98.

3.                  Психологический словарь [Текст]/ Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.2-е изд.,перераб. и доп. М.:Педагогика-Пресс,1999.440с.

4.                  Смирнова Г.Н. Социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации/ Квалификационная работа. - Екатеринбург, 2019.-С.35-38.

5.                  Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994. 60 с. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.dict.tmm.ru/enc_sl (дата обращения: 08.04.2022).

6.                  Открытая образовательная среда детского сада. 25 педагогических идей по использованию социокультурной среды города для развития дошкольников: Практическое руководство для воспитывающих взрослых/ Под ред. Н.Г. Шейко. СПб., 2020. 50 с.


Поделиться: