Поиск по сайту

Логико-математические игры для развития финансовой грамотности дошкольников.


Авторcтво: Турусова Ольга Валентиновна, учитель-логопед, Ильина Татьяна Андреевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №91 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


«Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

А. Прево

   Финансы, экономика и ребенок на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Но малыш с первого дня включается в экономическую жизнь семьи, став старше сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи. Овладевает экономической информацией на житейском, часто искаженном, уровне. Ведь это не просто информация, а «контур» того, что условно можно назвать мировоззрением. В этих общих представлениях начинают складываться тенденции непросто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи. (по Д.Б. Эльконину)

      Грамотность в сфере финансов воспитывается на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

            Введение детей в мир финансовой грамотности реализовался в следующей последовательности игр:

Предварительная работа.

·         Подвижная игра «Выбор профессии».

Цель: развивать у детей ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы.

Оборудование: резиновый мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку), после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.

·         Игра « Что можно купить за деньги?», «Что нельзя купить за деньги?» Деление интересов дошкольников на материальные и нематериальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         Настольно-печатная игра «Пиши-стирай» на липучках для обозначения круга материальных интересов. С дошкольниками выясняли, что они считают необходимым для жизни, и как это связано с финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базовая логико-математическая игра "Банк России" в системе воспитания финансовой грамотности дошкольников.

Старшая группа

Цель: практическое моделирование количественных отношений (1,2,5,10)

Задачи:

1.Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10;

2. Познакомить детей с понятием банк, какие функции он выполняет.

3. Развивать логическое мышление, продолжать формировать навык работы в коллективе.

4. Развивать основы финансовой грамотности посредством дидактических игр.

5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Дидактический материал: банковские карточки, монеты, палочки Кюизенера, карточки с логическими играми.

Сюжет-завязка: в гости к ребятам пришел банкир, он хочет выяснить, знают ли дети, для чего нужен банк, и какие функции он выполняет.

Сюжет:

Воспитатель:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные! (деньги)

Дети:

Деньги, монеты.

Воспитатель:

Правильно, ребята. А для чего нужны деньги?

Ответы детей:…..

Воспитатель: совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. А где лучше всего хранить деньги?

В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи?

Ответы детей: Банк

Педагог: А к нам сегодня в гости пришел банкир.

Банкир: Здравствуйте, ребята! Меня зовут… Ребята, а для чего нужен банк?

Ответы детей…

Банкир: Молодцы, я очень довольна вашими ответами. Есть ли у вас карты, по которым можно получить деньги? Возьмите их с собой. Я приглашаю вас в свой банк.

Дети с воспитателем идут в «Банк» и по картам получают деньги (1,2,5,10 рублей)

Банкир: А не желаете ли вы открыть вклад в нашем банке? Кто знает, что означает слово вклад?

Ответы детей…

Банкир: на какую сумму вы хотите открыть вклад?

Ответы детей (дети открывают вклад)

Банкир:

- сколько монет у вас осталось?

- какие монеты?

- назовите самую маленькую монету

- назовите самую большую монету

Педагог: ребята, давайте с помощью палочек Кюизенера узнаем, сколько рублей в каждой монете. Как это сделать?

Дети выкладывают монеты в ряд по горизонтали, под каждой монетой кладут палочку, равную денежному эквиваленту. Устанавливают соответствие: 1 рубль – число 1, 2 рубля – число 2, пять рублей – число 5, 10 рублей – число 10.

Педагог: ребята, сегодня в магазин привезли яблоки. Предлагаю вам их купить. Ребята, какова стоимость данного товара? (Ответы детей)

- Дайте, пожалуйста, 7 рублей без сдачи.

Продавец проверяет стоимость товара. Какими монетами ты будешь рассчитываться?

Дети покупают яблоки.

Педагог: Ребята, вы все деньги израсходовали? (Ответы детей)

Педагог: А что такое расходы? (Ответы детей)

 

Педагог: перед вами лежат карточки с изображением товаров. Как вы считаете, какие из них относятся к основным расходам, а какие к неосновным?

Логическая игра «Виды расходов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3

 

Банкир: Ребята, я разменяла в магазине деньги, но мне кажется, продавец допустил ошибку. Посмотрите на карточки, сосчитайте размен и скажите, допустил продавец ошибку или нет.

Логическая игра «Исправь ошибку в размене»

Рис.4

Дети спрашивают банкира, чем он еще занимается?

(Выдает кредиты – деньги в долг на дорогую покупку, выдает заработную плату)

Банкир сообщает о том, что ему пора уходить. Прощается с детьми.

 

Заключение

          В результате проведённых с детьми мероприятий отмечалось повышение уровня заинтересованности и осознанности детей в сфере финансово-экономических отношений. У дошкольников зародился интерес к профориентации, появилась возможность реализации своей индивидуальности в играх финансовой направленности. В игровой форме дошкольники познакомились с азами финансовой грамотности, результатом чего стало желание расширить свои знания в экономической сфере.

 

Литература.

1.      Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного

возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М. О. Еремина [и

др.]. – Калининград: Калининградская книга. 

2.      Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок для финансовой грамотности для старших дошкольников. – Сборник методических материалов на основе парциальной программы.


Поделиться: