Авторcтво: Турусова Ольга Валентиновна, учитель-логопед, Ильина Татьяна Андреевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №91 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансы, экономика и ребенок на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Но малыш с первого дня включается в экономическую жизнь семьи, став старше сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи. Овладевает экономической информацией на житейском, часто искаженном, уровне. Ведь это не просто информация, а «контур» того, что условно можно назвать мировоззрением. В этих общих представлениях начинают складываться тенденции непросто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи. (по Д.Б. Эльконину)
Грамотность в сфере финансов воспитывается на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Введение детей в мир финансовой грамотности реализовался в следующей последовательности игр:
Предварительная работа.
· Подвижная игра «Выбор профессии».
Цель: развивать у детей ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы.
Оборудование: резиновый мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку), после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.
· Игра « Что можно купить за деньги?», «Что нельзя купить за деньги?» Деление интересов дошкольников на материальные и нематериальные.
· Настольно-печатная игра «Пиши-стирай» на липучках для обозначения круга материальных интересов. С дошкольниками выясняли, что они считают необходимым для жизни, и как это связано с финансами.
Базовая логико-математическая игра "Банк России" в системе воспитания финансовой грамотности дошкольников.
Старшая группа
Цель: практическое моделирование количественных отношений (1,2,5,10)
Задачи:
1.Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10;
2. Познакомить детей с понятием банк, какие функции он выполняет.
3. Развивать логическое мышление, продолжать формировать навык работы в коллективе.
4. Развивать основы финансовой грамотности посредством дидактических игр.
5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Дидактический материал: банковские карточки, монеты, палочки Кюизенера, карточки с логическими играми.
Сюжет-завязка: в гости к ребятам пришел банкир, он хочет выяснить, знают ли дети, для чего нужен банк, и какие функции он выполняет.
Сюжет:
Воспитатель:
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (деньги)
Дети:
Деньги, монеты.
Воспитатель:
Правильно, ребята. А для чего нужны деньги?
Ответы детей:…..
Воспитатель: совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. А где лучше всего хранить деньги?
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?
Ответы детей: Банк
Педагог: А к нам сегодня в гости пришел банкир.
Банкир: Здравствуйте, ребята! Меня зовут… Ребята, а для чего нужен банк?
Ответы детей…
Банкир: Молодцы, я очень довольна вашими ответами. Есть ли у вас карты, по которым можно получить деньги? Возьмите их с собой. Я приглашаю вас в свой банк.
Дети с воспитателем идут в «Банк» и по картам получают деньги (1,2,5,10 рублей)
Банкир: А не желаете ли вы открыть вклад в нашем банке? Кто знает, что означает слово вклад?
Ответы детей…
Банкир: на какую сумму вы хотите открыть вклад?
Ответы детей (дети открывают вклад)
Банкир:
- сколько монет у вас осталось?
- какие монеты?
- назовите самую маленькую монету
- назовите самую большую монету
Педагог: ребята, давайте с помощью палочек Кюизенера узнаем, сколько рублей в каждой монете. Как это сделать?
Дети выкладывают монеты в ряд по горизонтали, под каждой монетой кладут палочку, равную денежному эквиваленту. Устанавливают соответствие: 1 рубль – число 1, 2 рубля – число 2, пять рублей – число 5, 10 рублей – число 10.
Педагог: ребята, сегодня в магазин привезли яблоки. Предлагаю вам их купить. Ребята, какова стоимость данного товара? (Ответы детей)
- Дайте, пожалуйста, 7 рублей без сдачи.
Продавец проверяет стоимость товара. Какими монетами ты будешь рассчитываться?
Дети покупают яблоки.
Педагог: Ребята, вы все деньги израсходовали? (Ответы детей)
Педагог: А что такое расходы? (Ответы детей)
Педагог: перед вами лежат карточки с изображением товаров. Как вы считаете, какие из них относятся к основным расходам, а какие к неосновным?
Логическая игра «Виды расходов»
Рис. 3
Банкир: Ребята, я разменяла в магазине деньги, но мне кажется, продавец допустил ошибку. Посмотрите на карточки, сосчитайте размен и скажите, допустил продавец ошибку или нет.
Логическая игра «Исправь ошибку в размене»
Рис.4
Дети спрашивают банкира, чем он еще занимается?
(Выдает кредиты – деньги в долг на дорогую покупку, выдает заработную плату)
Банкир сообщает о том, что ему пора уходить. Прощается с детьми.
Заключение
В результате проведённых с детьми мероприятий отмечалось повышение уровня заинтересованности и осознанности детей в сфере финансово-экономических отношений. У дошкольников зародился интерес к профориентации, появилась возможность реализации своей индивидуальности в играх финансовой направленности. В игровой форме дошкольники познакомились с азами финансовой грамотности, результатом чего стало желание расширить свои знания в экономической сфере.
Литература.
1. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного
возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М. О. Еремина [и
др.]. – Калининград: Калининградская книга.
2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок для финансовой грамотности для старших дошкольников. – Сборник методических материалов на основе парциальной программы.
Поделиться: