Поиск по сайту

«Подвиг во имя любви» (занятие для детей подготовительной группы)


Авторcтво: Резчикова Т.А., воспитатель МДОУ № 18 «Сказка» УМР


      Цели: Знакомство детей дошкольного возраста с основными жизненными вехами, воинским и духовным подвигом благоверного князя Александра Невского.
- Содействие развитию творческих навыков детей старшей и подготовительной группы.
      Задачи:
-создавать условия для накопления, систематизации и обобщения информации о личности и эпохе А.Я. Невского;
- способствовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи, поисково-познавательной активности, коммуникативной и информационной культуры детей дошкольного возраста; сформировать представление о таких понятиях как «подвиг», «защитники» и «богатыри русской земли»;
- создать условия для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
- активизировать историческую память подрастающего поколения.
В разработке реализованы следующие подходы:
- Культурологический подход – процесс воспитания заложен в трансляции этнического склада, психологических особенностей русского этноса, а также традиций, ценностей, которые заложены в генетическую память русского народа.
- Ценностно-смысловой подход – трансляция базовых традиционных ценностей и жизненных смыслов русского народа обучающимся.
- Гуманистический подход ориентирован на личность ребенка, уважение его достоинства, создание оптимальных условий для свободного развития.

Оборудование:
• компьютер;
• проектор;
• презентация;
• медиаресурсы
• выставка книг, посвящённая Александру Невскому;
• выставка репродукций картин, посвященных Александру Невскому.

Методы и формы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, игровой, индивидуальная, фронтальная и групповая формы.

                                                                                           Ход занятия.
Вводная часть. Актуализация.

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли..
Презентация сопровождает ход занятия. https://disk.yandex.ru/i/yIRxIhhz4Dy24w 1. Слайд. “Тридцать три богатыря” и “Три богатыря”.
- Ребята, что общего у этих картин? (Изображены Богатыри, которые защищают свою родину).
- Чем они отличаются? (На первой картине - сказочные богатыри, а на второй -реальные или одни защищают землю русскую с моря, а другие на земле.)
- Правильно, ребята, на картине мы видим богатырей, которые защищали нашу землю и несли дозор. Наша страна - родина - Россия - Россиюшка - самая большая в мире, у нее есть еще одно название - Святая Русь! (далее слайды о природе презентации сопровождает музыка). https://disk.yandex.ru/d/e9fqAVyAy2y-eA
Она славилась своими святыми людьми, которые подражали Богу в жизни, полноводными реками с множеством рыбы, голубым небом как головки льна, жемчужными озерами, дремучими и густыми лесами, где водилось много зверей, а также птиц, грибов и ягод, высокими горами, холмистыми долинами, широкими, раздольными разнотравными полями -нивами с колосящейся пшеницей, ячменем, рожью, гречихой. И все это богатство привлекало многочисленных врагов со всех краев земли. В трудный час вставали на защиту земли родной витязи-богатыри, о которых слагали песни, стихи, писали картины.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Богатыри.

Основная часть.

- Звук колокольного звона. https://disk.yandex.ru/d/Fx2zPFr6pHXDDg
- Что за звуки раздаются? (колокольный звон). Зачем звонят в колокола? (На службу, не было часов и жили по звону колокола, звонят на праздники и на Пасху, созывали людей в случае беды, встречали защитников-героев)
- А каких защитников богатырей знаете вы? (Илья Муромец, Алеша Попович, Александр Пересвет, Андрей Осляба и т.д)
- Молодцы! Но сегодня, мы познакомимся с еще одним богатырем земли русской- защитником князем Александром Невским. Поможете мне в моем рассказе? https://disk.yandex.ru/d/CiQtagNZlSS1dA - звуки боя.
Это было очень давно. Много врагов обрушилось на Русь Святую: с юга свирепые монголы, а с Запада - жестокие немецкие рыцари. И стал народ русский в отчаянии просить Бога о помощи, чтобы послал защитника - милостивого и справедливого, отважного и смелого. Таким человеком и
был самый любимый князь- Александр. Он жил недалеко от Углича в городе Переславль-Залесский. Ему было всего 4 года, когда его отец Ярослав посадил сына на коня, вложил в руки меч и обвел на боевом коне вокруг храма 3 раза. Как вы думаете зачем? (он должен был взрослеть и становиться войном)
- Когда Александр подрос, то стал править в Новгороде.. Однажды зима была морозная, как наша, вымерзли все озимые (хлеб, который сажают под зиму), в Новгороде наступил голод, нечего было есть, и много людей умирало от голода. Александр приказал раздавать запасы хлеба из княжеских житниц (места для хранения хлеба). Он не спрятался и не ел где-то в одиночку и не продавал хлеб в три дорога. Он проявил заботу о людях и милосердие.
- А какие примеры милосердия можете привести вы из своей жизни, чтобы сказать: «Я тоже похож на юного князя Александра!»?
А сейчас мы проведем необычную игру. Перед нами герои русских сказок: Василиса Премудрая, Емеля, Кощей Бессмертный, Баба- Яга, Иван -царевич, серый волк, Лихо одноглазое, Три богатыря. Все эти герои сказок перепутались и заблудились - они потеряли свой дом. Одни герои жили в русском терему, другие в доме на курьих ножках на болоте. Поможем им вернуться в их дома. Дети соотносят героев и их дома.
- “Ролик вставайте люди русские”. https://disk.yandex.ru/d/tgtEeZkv2rOhaw
-Когда князю было 20 лет, на Новгородские земли напали шведские войны во главе с Биргером. Он написал князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”. Князь Александр с войском, помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу. Рано утром завязалась битва. Эта битва произошла на реке Нева... Князь Александр сумел достать Биргера — ударил длинным копьём в лицо. Удар ослабил стальные пластины шлема, но, скользнув, копьё пропороло щёку. Целыми у шведов остались два корабля. Их доверху нагрузили мёртвыми телами. Кроме того, вырыли огромную яму и погребли в ней тех, кому на кораблях не хватило места. Дело было к ночи. Два чёрных корабля с обвисшими парусами, влекомые течением Невы, покачиваясь, уплывали на север. Туда, откуда пришли»
После битвы князь скажет “Не в силе Бог, а в правде”! А самого князя нарекут НЕВСКИМ.
Игра 2. Поможем Александру собраться в поход.
ПРЕДЛАГАЮТСЯ КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЛОШАДИ, КОРОВЫ, ОВЦЫ, КОЛЬЧУГИ, ШИНЕЛИ, ШАПКИ-УШАНКИ, ШЛЕМА, МЕЧА, АВТОМАТА, КАСКИ, САБЛИ, ПИСТОЛЕТА, ЩИТА, РЫЦАРСКИХ ДОСПЕХ. Дети выбирают атрибуты воинского подвига применительно к времени Александра Невского.
- Игра 3. Нева. Предлагается ребятам карта битвы на реке Нева - По аналогии с другой картой они должны соотнести карточки определенного цвета: синие - шведы, красные - русские и поместить их на карте в правильном порядке.
- Ребята, а вы хотите быть героями?
Читает ребенок стихотворение.
- Я вырасту добрым, отважным бойцом,
Все наши ребята уверены в том
И, если придется, не дрогнет рука,
И острою саблей достану врага”.
- Посмотрите на экран. Где высвечивается цитата “Где любовь, там и свет”. Воспитатель зачитывает ее. (На доске изображен солнечный диск с надписью “Герои”).
- Что не хватает солнышку? (Лучиков). Предлагаю подобрать нашему солнышку лучики. А для этого вы должны ответить на вопрос: Какими качествами или добродетелями должны обладать настоящие герои? (Сила, храбрость, милосердие, сострадание, любовь и т.д). Ребята, называют добродетель и прикрепляют лучик и солнышку.
- Посмотрите, какое героическое солнышко у нас получилось!
- Что общего между героями и солнышком? (Они дают тепло, радость , спасают,)
- Да, ребята, герои отдают душу свою за близких людей, за Родину, за веру. Как сказал наш Спаситель - “Нет чести выше, если кто положит душу свою за други своя!”
- Ребенок читает стихотворение.
Здесь теплое солнце наполнено светом
Здесь плещутся зори в ладонях лугов
Сюда златокрылые ангелы Божии
По лучикам света сошли с облаков.
Здесь воинов русских и доблесть и сила,
И солнышко ясное шепчет о том,
Что нет у нас родины, кроме России
Здесь мама, здесь я, здесь отеческий дом!

Итог.

-Ребята, как в России поминали погибших воинов? (молились, ставили свечи в храмах, памятники, строили храмы.)
Продуктивная деятельность - изготовление свечи памяти по шаблону.- Предлагаю Вам сделать свои свечи. (Перед детьми лежат аппликационные конструкции “Свеча”).
-Ребята, эта свеча символ памяти о русских героях и Александре Невском о великом святом русском князе.
(Символично зажигаются свечи, на презентации горит свеча, дети встают полукругом вокруг иконы Александра Ярославовича). https://disk.yandex.ru/i/yBm8vI54TBpj_w
- Посмотрите, сколько свечей горящих, словно сердца героев, они своими огоньками и теплом напоминают нам о тех, кто отдал жизни за веру, родину, за свой народ.
Стихотворение-реквием.
Слава русских богатырей бессмертна,
В историю вписаны имена,
Тех, кто любил Россию беззаветно
И отдал за Родину свои сердца.



Поделиться: