Авторcтво: Джабирова Кристина, педагог-психолог ГБДОУ № 43 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Эмоционально-личностного развитие ребенка напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии, взрослые отодвигают на второй план эмоционально-личностное развитие ребенка. В процессе развития ребенка очень важно уделять достаточно внимания развитию эмоциональной сферы. Как отмечают педагоги Л.С.Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Технологизация жизни приводит к тому, что современные дети очень много времени проводить около экранов компьютера и телефона, меньше общаются со сверстниками и взрослыми. Они становятся менее отзывчивыми, не всегда способны контролировать и понимать свои эмоции, что в свою очередь проявляется в импульсивности, агрессивности, тревожности.
Актуальность данной проблемы, очевидна. Родители, не владея в достаточной мере знанием о эмоциональном мире дошкольника, порой вслепую осуществляют воспитание. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребенка.
Методическая разработка родительского собрания
«Эмоциональный мир дошкольников»
Цели:
1.Познакомить родителей с особенностями развития эмоционального мира дошкольников
2. Выявить причины эмоционального неблагополучия и наметить пути решения появившихся проблем.
Участники: родители дошкольников старшей группы, воспитатель, педагог-психолог
Оформление: на доске прикреплен плакат со схемой (солнышко).
Ход собрания.
I. Предварительный
• Упражнение «Солнышко» (в приемной вывешивается плакат, и родители его заполняют)
• Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального развития ребенка» (родителям на дом выдаются бланки с тестом).
• Оформление папок «Эмоциональный мир дошкольника»
II. Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые родители!
Положительные эмоции - своеобразная "награда" организму за труд
затраченный им в процессе достижения полезного результата.
Тем самым положительные эмоции – сильнейшее средство
закрепления полезных для организма условно – рефлекторных реакций. П.В.Симонов.
Развитие эмоционального благополучия ребенка важное условие в развитии личности дошкольника, поэтому на нашем собрании мы говорить об особенностях развития эмоционального мира дошкольников, причинах и последствиях эмоционального неблагополучия детей.
III. Упражнение «Солнышко».
Цель: выявление проблем в эмоциональном развитии детей старшей группы
(В центре плаката записывается слово или предложение, связанное с проблемной темой. Родители индивидуально записывают свои ассоциации на плакате. Полученная информация анализируется психологом, ход собрания строится на полученных данных).
Предполагаемые ответы родителей
* эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку
* веселый, целеустремленный
* позитивное эмоциональное самочувствие.
* стабильный позитивный эмоциональный фон
* адекватная самооценка
* эмоциональная связь и взаимопонимание с близкими взрослыми
* отсутствие проблем в коммуникативной сфере
* эмоционального самочувствие ребенка определяется прежде всего
* характером внутрисемейных отношений
* наличием эмоциональных привязанностей между близкими,
* личностной и воспитательной позицией родителей в отношении ребенка.
Как ВЫ понимаете эмоциональный мир ребенка.
После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся высказывания. По вашему мнению, эмоциональный мир это…. эмоциональная связь и взаимопонимание с близкими взрослыми, отсутствие проблем в коммуникативной сфере, эмоционального самочувствие ребенка определяется, прежде всего, характером внутрисемейных отношений, наличием эмоциональных привязанностей между близкими, личностной и воспитательной позицией родителей в отношении ребенка. Все это и есть эмоциональный мир детей.
IV. Психологические особенности эмоционального мира дошкольников.
Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат- появление неврозов.
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию.
Старшие дошкольники владеют внешними проявлениями эмоций. Чаще всего ребенок может плакать, чтобы получить желаемое, - плачет в присутствии определенного человека, например, матери или бабушки, но не отца.
В процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью. С помощью речи происходит осознание ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений, управление ими. Дети не только говорят о необходимости удовлетворения имеющихся у них потребностей, но и определенным образом характеризуют свои переживания.
Например, шестилетний Женя говорит: «Знаешь, мама, какая тоска меня гложет?» - «Какая?» - «Я есть хочу!». С помощью речи ребенок различает внешнее выражение эмоций и их переживание. Мальчика 5 лет спрашивают: «Тёма, ты сегодня плакал в детском саду?» - «Нет, я не плакал, я печалился». Влияние слова на эмоциональную сферу зависит от возраста детей.
На протяжении дошкольного детства происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Но любой, кто наблюдал дошкольников, согласится, что, тем не менее, именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный психологический факт.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
"Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы "мать - дитя"".
Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха. Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Типичными являются случаи, когда взрослые приходят в отчаяние по малейшему поводу. По их мнению, ребенку постоянно грозит опасность. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряжения, тревоги и страха.
Эмоциональная коммуникативность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам и одновременно оценивать эти правила и нормы, соответствующим образом реагируя на них.
К 6 годам завершается для современных детей период дошкольного детства. Будем надеяться, что одна из основных задач родителей вами выполнена -заложено помимо необходимых знаний и умений гуманное, человеческое начало в формирующейся личности ребенка.
Это означает, что дети 6 лет:
1. естественно (безболезненно) проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы;
2. испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;
3. реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц;
4. обладают устойчивым чувством "я", уверенностью и активностью, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей;
5. способны к сопереживанию;
6. не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;
7. контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.
Все эти приобретения личности, как мы видели, - результат нашего разумного воспитания и любви к детям.
Таким образом, эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания - мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстро забывается же нейтральная информация. Взаимосвязи существуют ив соотношении эмоций и качества мышления. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая мотивационные механизмы.
V. Анализ и обобщение результатов
Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребенка.
После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.
Результаты в (%) представляются в виде диаграммы.
Причины
• Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду
• Нарушение режима дня
• Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки)
• Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту
• Неблагополучное положение в семье
• Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей, родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка
• Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так
• Снижение двигательной активности
• Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери
Все это порождает изменения в эмоциональной сфере.
Известный психолог Л. С. Выгодский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.
Рекомендации по формированию эмоционального мира дошкольников представлены в папках-передвижках.
Список литературы:
1 Н.С. Ежкова Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 2., пособие для педагогов дошкольных учреждений 29стр., 2010г.
2 Н.Л. Кряжева Развитие эмоционального мира детей 1996г.
3 Е.Н Юрчук Эмоциональное развитие дошкольников 2008г.
Поделиться: