Поиск по сайту


Авторcтво: Антипова Татьяна Владимировна, учитель физической культуры ГБОУ Лицей 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


В настоящее время важнейшей целью школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях, в различных сферах общественной жизни, в том числе и сфере физической культуры.

Последние исследования говорят об ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности учащихся. Традиционные модели физического воспитания оказываются малоэффективными. Повысить качество учебного процесса могут новые организационные, методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию.

Одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При этом возникает дилемма: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Практика показала, что наиболее рациональным является проектно-исследовательская деятельность.

На сегодняшний день существует проблема: одни дети не хотят ходить на уроки физкультуры и заниматься спортом, другие хотели бы, но не могут ввиду того, что освобождены от занятий физической культурой из-за проблем со здоровьем. Происходит снижение интереса к урокам физической культуры и другим видам физкультурно-спортивной направленности.

Такая ситуация не случайна, уроки физической культуры проходят в сложных условиях: либо два класса в одном спортивном зале, либо в актовом зале, где невозможно в полной мере реализовать все разделы предмета, поскольку он не предназначен для спортивной деятельности.

Есть определенные трудности для организации деятельности освобожденных от физической нагрузки детей, поскольку залы не оборудованы местами для выполнения письменных заданий и работы с учебником. Традиционные методы оценки

теоретических знаний по физической культуре (рефераты, письменные работы, доклады) оказываются малоэффективными, дети относятся к ним формально, зачастую не могут кратко изложить ими же написанный материал, ответить на вопросы, лишь бы получить оценку. В преодолении трудностей положительную роль может сыграть организация проектно-исследовательской деятельности.

Методы проектов разнообразны и подбираются в зависимости от возраста. Старшие классы легко справляются с презентациями, средние – с викторинами, составлением кроссвордом, младшие – рисунки и комплексы упражнений. Наиболее часто проекты предлагаются освобожденным учащимся

Так, обычный вопрос ребенка «Зачем нужна разминка?» превращается в учебно-исследовательский проект. Работать над ним можно как на уроке, так и во внеурочное время, причем выполнить его по силам детям с разной физической подготовкой.

Начиная с 1 класса, на уроках физической культуры мы начинаем формирование осознанного отношения выполнения упражнений, добиваясь понимания от учащихся значения тех или иных движений для физического развития и сохранения здоровья. Это происходит следующим образом:

  • детям объясняется последовательность выполнения разминки, поскольку существует чёткий алгоритм комплекса общеразвивающих упражнений;

  • учимся выполнять под счёт, добиваясь синхронности движений;

  • обращаем внимание на тех детей, которые выполняют упражнения без ошибок;

  • не забываем похвалить старания остальных учащихся.

Уже со второго класса дети уже сами проводят разминку (комплекс ОРУ) в начале учебного года с помощью учителя, далее самостоятельно. Создаются первые индивидуальные проекты, пока очень простые в оформлении. На каждом уроке предлагается сначала по желанию, затем в качестве домашнего задания составить план разминки в виде словесного описания или рисунка, учитывая тему следующего урока. Как правило, это несколько учащихся, что позволяет создать соревновательную ситуацию. Перед уроком проходит обсуждение проектов и выбирается лучший, остальные предлагается немного доработать. Важно делать это деликатно и в каждой работе находить сильные стороны. Остальные дети по окончании разминки оценивают работу проводящего, учатся обосновывать свою оценку.

К окончанию начальной школы практически каждый ребенок имеет опыт создания проекта, который содержит план проведения отдельных частей урока, будь то

разминка или упражнения из основной части урока. Также пытаются сформулировать цель проекта, дать определения понятиям из области физической культуры и, самое важное, свой подготовленный материал применяют непосредственно на уроках, т.е. выполняют показ, дают объяснения, оценивают технику выполнения своими товарищами. В течение урока могут определить, какие физические качества развиваются при выполнении различных заданий на уроках физической культуры.

Во 2 классе мы проводим на уроке физической культуры первую исследовательскую работу по теме «Изучение осанки». Мы выясняем, что такое осанка, что такое правильная осанка, что нужно делать, чтобы избежать нарушения осанки. Используем различные источники – учебник, заранее приготовленные картинки, информационные материалы. Простым способом (путём постановки к стене) каждый ребёнок принимает положение туловища, которое соответствует правильной осанке. Наблюдая за своими одноклассниками, остальные подсказывают, как расположиться у стены, какие точки соприкосновения, как держать плечи, голову. Далее, работая в группах, дети предлагают 3-4 упражнения, направленные на профилактику нарушений изгибов позвоночника.

На всех уровнях обучения в УМК присутствует тема «Самоконтроль», где доступно и подробно раскрыт вопрос о том, как контролировать воздействие физической нагрузки на организм, что бы был тренировочный эффект и при этом не происходило переутомление.

Простой вопрос учителя «Все себя хорошо чувствуют?» помогает выявить учащихся, которые в процессе урока при выполнении различных упражнений испытывают неприятные ощущения. Важно научить детей обращать внимание и оценивать самочувствие, настроение, болевые ощущения, переносимость физических нагрузок и умение их довести до сведения учителя. Ещё важнее научить способам предупреждения перегрузок и восстановления в ситуации ухудшения самочувствия. Детям, которые освобождены по медицинским показателям от физических нагрузок, на уроке предлагается заполнять карту наблюдения за самочувствием учащихся (Приложение №1). С помощью материала учебника следует дать рекомендации, как действовать в ситуации ухудшения самочувствия.

К 4 классу мы уже умеем использовать более достоверный, объективный способ самоконтроля – измерение ЧСС. Пульсометрия - метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки. Суть метода заключается в подсчете и анализе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся в различные периоды урока или физкультурных занятий.

Затем, с учетом плана урока, проводим замеры ЧСС в подготовительной, основной и заключительной частях урока. При этом освобожденные фиксируют показания ЧСС одноклассников в карте «Пульсометрия» (Приложение №2). Анализируют, на основе учебного материала, изложенного в учебнике, дают рекомендации. Следующим этапом данного исследовательского проекта будет анализ нескольких карт, в котором есть данные пульсометрии уроков, на которых проходит изучение разных разделов программы по физической культуре, чтобы иметь возможность оценить, какие виды упражнений воздействуют на сердечно-сосудистую систему и как.

Уроки физической культуры, на которых мы изучаем данный раздел, вызывают у детей живой интерес. Они учатся находить пульс, как у себя, так и у своего товарища. Измеряя ЧСС за 10 секунд, высчитывают, сколько будет за минуту, сопоставляют полученные результаты, анализируют. Учитываю, что существуют различия ЧСС для разных детей одного возраста. На этот показатель влияет рост, вес, гендерные различия. Могут точно сказать, что происходит с пульсом после физической нагрузки, как проходит восстановление.

На следующем этапе освоения исследовательской деятельностью мы будем учиться обрабатывать данные анкеты, строить графики и диаграммы, сравнивать, анализировать и делать выводы о результатах деятельности.

Таким образом, на уроках физической культуры формируются следующие проектно-исследовательские умения:

  • умение подбирать физические упражнения и регулировать физическую нагрузку для самостоятельных занятий, учитывая индивидуальные особенности организма;

  • организационные умения, связанные с соблюдением правил техники безопасности;

  • общеучебные умения и навыки: формулировка цели, задач, ответов, самостоятельный выбор способа действия, поиск вариантов решения проблемы, взаимодействие с партнерами, презентационные навыки, умение уверенно держать себя во время выступления.

Использование данного метода позволяет строить обучение на активной основе через целенаправленную деятельность ученика, повышает значимость уроков, в том числе у детей, освобожденных от физических нагрузок.

Ученики становятся компетентными и в теории предмета, что способствует грамотному исполнению и применению физических упражнений. Урок физической культуры - это урок не только двигательной активности, но и общеобразовательной направленности, поскольку развивает не только физически, но и интеллектуально.

Литература

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.:Академия, 2007. – С.120.

  2. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. ИКТ-компетентность учащихся. - Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/Default.aspx?id=6

  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -М., “Народное образование”, 1998. – С. 235.

  4. Чечель И.Г. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы.- № 3. – 1998.


Приложение №1





Приложение №2



Поделиться: