Поиск по сайту

Особенности организации уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики


Авторcтво: Валеева Елена Халитовна, руководитель Центра стратегических исследований и измерений в образовании АО «Академия «Просвещение» к.псих.н.


            Проводимая сейчас в субъектах Российской Федерации апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики является продолжением работ, начатых в 2016 году в ходе Национального исследования качества образования.
            Многочисленные обсуждения перспектив развития Национальной системы учительского роста привели нас сегодня к пониманию того, что ее составляющими могут быть:
 - развитие среды профессионального общения;
 - конкурентная система повышения квалификации;
 - понятные и прозрачные механизмы стимулирования;
 - действенные механизмы профессиональной помощи и поддержки.
            Часть этой системы уже существует, ее надо развивать, ориентировать на требования сегодняшнего дня, другую часть - необходимо создавать. Наибольшие споры и сомнения вызывает последняя составляющая, которая включает в себя необходимость определения направлений и уровней профессиональной поддержки учителя - диагностики, которая на языке
обсуждаемого проекта называется «оценка компетенций». Речь идет о профессиональных компетенциях учителей [1].
            Перед организаторами работ по уровневой оценке компетенций учителей русского языка и математики в этом году стоят следующие задачи:
  • выработка согласованных подходов к созданию инструментария для проведения уровневой оценки компетенций учителей;
  • отработка организационных решений для проведения оценочных мероприятий в регионах;
  • определение рисков и проблем внедрения модели уровневой оценки компетенций учителей в условиях обновления системы аттестации. В организационном плане в ходе апробации модели уровневой оценки компетенций учителей в 2017 году:
  • сформировано экспертное сообщество (в том числе, проведено обучение более 200 региональных экспертов, привлечены федеральные эксперты);
  • определены кадровые ресурсы для организационного и технологического сопровождения оценки в регионах (обучены школьные и региональные координаторы);
  • создана технологическая база сопровождения оценочных мероприятий (в том числе с использованием уже имеющихся ресурсов и структур, обеспечивающих проведение процедур государственной итоговой аттестации (сейчас работают личные кабинеты учителей, личные кабинеты экспертов, личные кабинеты координаторов, определены оснащенные аудитории для проведения проверочных работ, отлажены каналы трансляции видеуроков и др.). Среди основных проблем, с которыми столкнулись организаторы апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики:
  1) проблемы разработки/экспертизы диагностических материалов;
  2) проблемы проведения необходимых мероприятий в условиях отсутствия нормативных оснований для осуществления оценки компетенций / модель будущей процедуры потребует дальнейших обсуждений и доработок;
  3) проблемы неопределенности места оценки компетенций учителей в
национальной системе учительского роста, связь с аттестационными
процедурами;
  4) Проблемы разработки/экспертизы диагностических материалов для реализации проекта;
        В настоящее время в качестве единого основания для реализации процедуры оценки заявлены единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМы). Что есть в системе образования: подходы к разработке контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников, мировой опыт и российская тестологическая школа... Однако отсутствуют научно и общественно признанные математикостатистические модели измерения педагогических компетенций; педагогическая специальность «разработчик в области педагогических измерений» и, как следствие, профессиональные разработчики диагностических материалов в области образования, стандарты формирования инструментов для измерения и пр. Таким образом, отсутствие согласованной между профессионалами - разработчиками позиции о подходах и регламентах создания диагностических материалов, минимальном пакете необходимых материалов, должном их содержании затрудняют процесс разработки и, неизбежно, экспертизы.
  5) Проблемы проведения необходимых мероприятий в условиях отсутствия нормативных оснований для осуществления оценки компетенций / модель будущей процедуры потребует дальнейших обсуждений и доработок;
Данная проблема лишь заостряет вопросы:
  - связь результатов оценки компетенций учителей с заработной платой;
  - необходимость онлайн процедур;
  - критерии оценки видеоурока;
  - подходы к разработке критериев уровневой оценки и др.
В настоящее время связь между реальной квалификацией и вознаграждением стала размываться, а высокая квалификация часто всего лишь пустой ярлык. Несомненно, что от квалификации учителя зависят образовательные результаты его учеников. Но такая зависимость не прямая и односложная. Мы вынуждены себя спрашивать: вот эта «пятерка» (медаль, победа, проект) - это чей результат? Что делать в случае, когда с детьми (показавшими хороший результат) занимались репетиторы, учителя в начальной школе, родители, да сам ребенок в конце концов?!
          При существовавшей ранее уровневой квалификации должности (точнее, позиции) учитель занимал в соответствии с новым уровнем. При том, что, человек не просто научился чему-то новому в плане профессиональной деятельности. Нет. Новый уровень - это резкое усложнение предмета работы. Одно дело работать с детьми (даже со сложными), совсем другое - работать с учителями, разрабатывать сложнейшие образовательные программы и реализовывать их в кооперации с родителями и коллегами.
          Профессиональный стандарт, который лежит в основе Национальной системы учительского роста как раз и предлагает профессионалам определить границы уровней как по новым трудовым функциям (проектирование и координация), так и по совершенствованию основной трудовой функции - реализации программ обучения и воспитания. В связи с этим необходимо обеспечить четкую связь между квалификацией и вознаграждением. Директору нужно дать новые возможности участия в содержательной учительской карьере и обеспечения чувствительной разницы в вознаграждении. Новые должности (должности, основанные на должности «Учитель») - это возможность расширения штатного расписания школы и привлечения по контракту крутых профессионалов с новыми обязанностями, за которые «понятно» платят.
    6) Проблемы неопределенности места оценки компетенций учителей в национальной системе учительского роста, связь с аттестационными процедурами.
В настоящее время аттестация (оценка профессиональной деятельности педагогических работников) осуществляется на основе:
   - достижений обучающихся;
   - личного вклада в повышение качества образования (что субъективно);
   - совершенствования методов обучения и воспитания;
   - продуктивного использования новых образовательных технологий;
   - транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности;
   - участия в работе методических объединений (все это последнее можно «красиво представить»).
Результат аттестации зачастую необъективен, т.к. оценка проводится фактически на основе «портфолио» аттестуемого. Дискуссии о том, каким образом должна быть дополнена система аттестации, необходима единая система или возможно существование альтернативных вариантов аттестации, до сих пор продолжаются. Ожидаемыми результатами проведенной работы должны стать:
  • постепенное встраивание модели уровневой оценки компетенций учителей в систему аттестации;
  • использование результатов проведенной апробации в развитии центров оценки квалификации в системе общего образования на базе методических служб.

                Список литературы:

1. Компетентность педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //center-yf.ru/data/Kadroviku/kompetentnost-pedagoga.php.

Поделиться: