Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Психолого-педагогические требования к квалификации учителя в профессиональном стандарте «ПЕДАГОГ»
В структуре профессионального стандарта обобщенная трудовая функция 3.1 «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» состоит из трех трудовых функций: «Общепедагогическая функция. Обучение» (3.1.1); «Воспитательная деятельность» (3.1.2) и «Развивающая деятельность» (3.1.3). Содержание третьей функции можно характеризовать как психолого-педагогические компетенции. Так они и обозначались при предварительном обсуждении профессионального стандарта [1]. Компетенции трудовой функции «Развивающая деятельность" описаны, как и другие функции стандарта, через трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Если обратиться к формулировкам стандарта, то можно увидеть их психолого-педагогическую направленность. Трудовые действия, в частности, предполагают: - Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. - Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. - Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательнымипотребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. - Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. Необходимые умения: - Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. - Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ. - Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). - Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося. - Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся. Необходимые знания: - Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития. - Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся. - Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ. - Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью. - Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей. - Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ. Легко увидеть, что данных формулировках описаны именно психолого-педагогические компетенции. Данные области знаний и умений можно свести к следующим областям знаний. - Общепсихологическая. Теория деятельности, культурно-историческийподход, психология развития. - Возрастно-психологическая. Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития. - Специальная психология. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных). Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. - Социально-психологическая. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях. Формировать детско-взрослые сообщества. Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ. - Психодиагностика. Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся. Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Требования, выдвигаемые профессиональным стандартом, предъявляются всем педагогам, занимающимся регламентируемой профессиональной деятельностью. Автором было проведено исследование, направленное на соответствие требований профессионального стандарта современному актуальному состоянию психолого-педагогических компетенций педагогов. Был составлен тест из 20 заданий на осведомленность в рамках требуемых компетенций. Проведено тестирование среди педагогов четырех субъектов РФ: г. Москвы, Московской области, Пермского и Краснодарского краев. Количество участников тестирования - 84 человека. Приведем некоторые результаты. Задание 1. Какие периоды развития в современной отечественной возрастной психологии охватывает период общего образования? • Младший школьный, подростковый и юношеский. • Младший школьный, средний школьный и старший школьный. • Фаза умелости, Фаза идентификации и Фаза близости. Доля правильно выполнивших задание - 44%. Задание 2. Зона ближайшего развития - это... • расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития; • уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности; • оба варианта верны. Доля правильно выполнивших задание - 56 %. Задание 4. Асоциальное поведение - э т о . • поведение, ориентированное на благо общества; • поведение, противоречащее общественным нормам и принципам; • поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, распространенных норм. Доля правильно выполнивших задание - 42% Задание 9. Девиантное поведение - э т о . • поведение, ориентированное на благо общества; • поведение, противоречащее общественным нормам и принципам; • поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, распространенных норм. Доля правильно выполнивших задание - 89%. Задание 11. Детско-взрослое сообщество с позиций современного образования - э т о . • Любая совокупность взрослых и детей; • Сообщество, предполагающее субъектную позицию не только взрослого, но и ребенка; • Сообщество взрослых и детей во внеурочной работе. Доля правильно выполнивших задание - 54% Задание 20. Просоциальное поведение - э т о • поведение, ориентированное на благо общества; • поведение, противоречащее общественным нормам и принципам; • поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, распространенных норм. Доля правильно выполнивших задание - 78% Задание 12. В современной отечественной возрастной психологии ведущей деятельностью подростка считается: • Учение; • Общение; • Игра. Доля правильно выполнивших задание - 86% Доля правильно выполнивших по все заданиям - 65,6% Как мы видим результаты весьма красноречивые. Обнаруживается существенный дефицит между имеющейся ситуацией и требованиями,предполагаемыми профессиональным стандартом. Подобное расхождение требует важных организационно-управленческих решений по устранению подобных дефицитов. Проблема осложняется своимбольшим масштабом. Какие могут способы решения? Одним из путей могло бы быть снижение требований стандарта. Возможно исключение таких требований, например, как «владение психодиагностическимиметодами» в силу их узкой специфики и сложности. Или таких теоретических знаний как «культурно-исторический подход». Однако подобное решение требует законодательных изменений, что весьма затруднительно. Влиять на формирование компетенций педагога возможно также через систему повышения квалификации или самообразование педагога. Хотя такой проект в масштабах всей страны тоже непрост и потребует организационных и материальных ресурсов. Повышение квалификации в различных формах, включая дистанционные, позволило бы преодолеть выявленные дефициты. Объем курсов мог бы быть достаточно небольшим (72 часа), однако количество слушателей в нашем случае является фактором, ставящим под сомнение реализацию данного предложения. Самообразованию существенно способствовало бы учебное пособие рассматриваемого содержания. На сегодняшний день проблема дефицита психологопедагогических профессиональных компетенций педагога, определяемых профессиональным стандартом «Педагог» очень актуальна и требует своего решения. Список литературы: 1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edustandart.ru/wpcontent/ uploads/2017/04/rofessionalnyj_standart_pedagoga_2013.pdf. Поделиться: |