Авторcтво: Бурова Светлана Александровна, учитель физики |
Значение эксперимента на уроках физики трудно переоценить. Демонстрационный, который проводит учитель на своем столе или фронтальный, когда на каждой парте ребята имеют возможность провести опыт и пронаблюдать вблизи изучаемое физическое явление, всегда очень значим. Если эксперимента нет, то получаемые знания носят отвлеченный характер, а ведь физика – наука о природе, окружающем нас мире – и это наука практическая. Из практики она родилась и свои достижения старается направить на пользу людям, для изобретения нового и усовершенствования имеющегося.
Сейчас с помощью ИКТ можно многое показать на экране, но пока ребята не потрогают сами рычажные весы, динамометры, не начнут погружать цилиндры в мензурки с водой – они не почувствуют всей захватывающей притягательности физики. Поэтому работать с оборудованием мы учимся с самых первых уроков и сразу вырабатываем совместно критерии оценивания (а значит и выполнения) лабораторных, практических и экспериментальных заданий. Это необходимо для того, чтобы ученик мог сопоставлять с ними свою работу на уроке, оформление результатов в тетради и смог бы сам или вместе со своим напарником (так как работают ребята в парах) оценить свое творчество. Четкие критерии помогают избегать недовольства, удивления, обиды при получении оценок. Вопросы в стиле: «Я же работал, за что «три»?» имеют точный ответ: «Смотри! Эти критерии выполнены, эти тоже, а вот эти нет. Теперь знаешь, что еще нужно учесть для получения высшего бала». Учащийся понимает, что оценивается не он, и не уровень его способностей, а конкретная работа, которая может быть выполнена по-разному.
Критерии оценивания лабораторных работ выдаются учащимся в начале урока. Они могут быть использованы как руководство к действию наряду с текстом учебника, описывающим конкретную работу. Критерии являются общими для всех лабораторных работ, проводимых в 7-8-9 классах.
Мы выделяем следующие критерии:
1. Запись темы лабораторной работы, ее цели, оборудования. Оформление таблицы для записи результатов опыта (если есть).
2. Получение оборудования. Работа с ним. Соблюдение парой правил техники безопасности. Поддержание порядка на рабочем месте, сдача оборудования по окончании работы.
3. Измерение всех необходимых физических величин.
4. Запись данных в таблицу в требуемых единицах с учетом погрешности измерения.
5. Запись расчетных формул. Верное выполнение всех расчетов. Запись результатов в таблицу.
6. Формулирование и запись вывода на основании наблюдений и полученных данных (обратить внимание на цель работы).
Критерии, в своих общих чертах, от работы к работе, не изменяются. Мы формируем единство требований. Но изучение некоторых разделов физики добавляет отдельные критерии к списку. Например, в работах по электричеству в 8-м классе необходим такой критерий:
Ø Начертить схему данного опыта, указать полярность у источника тока, амперметра, вольтметра и направление тока в цепи.
При проведении работ по оптике, когда появляется необходимость в чертежах, конечно и это должно найти отражение в критериях:
Ø Построить ход лучей в тонкой линзе и получить изображение предмета. Указать его характеристики.
Перевод критериальной оценки в пятибалльную может быть осуществлен таким образом:
За каждый критерий максимальный балл 2. Каждый критерий оценивать двумя баллами. В случае, если он выполнен не полностью, что в лабораторных работах бывает довольно часто, можно заработать один балл. Например, данные есть, но они сняты не совсем точно. Вычисления присутствуют, но в них ошибки и т. п.
Тогда
1, 2 – оценка 1
3, 4 – оценка 2
5, 6 ,7 -оценка 3
8,9, 10 -оценка 4
11, 12 -оценка 5
При необходимости критерии можно объединить или наоборот разделить на составляющие.
Используя конкретно прописанные критерии ребята могут оценивать себя сами. И это необходимый элемент в формировании учебной самостоятельности учащихся.
Поделиться: