Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Реализация внутрифирменного повышения квалификации педагогов ДОУ по тематике здоровьесозидающей деятельности
Актуальность Современная парадигма образования предъявляет особые требования к деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, по формированию здоровья и здорового образа жизни. Система повышения
квалификации педагогов по направлению здоровьесберегающей деятельности
образовательной организации является
частью государственной политики и осуществляется структурами повышения
квалификации городского и районного уровней как государственного, так и
частного типа. Очевидна также востребованность специальной подготовки педагогов
к осуществлению этой деятельности. На сегодняшний день система повышения квалификации педагогов по направлению здоровьесберегающей деятельности ОО является частью государственной политики, о чем свидетельствуют соответствующие нормативные документы: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и др. Так, согласно ст. 48 Федеральногозакона «Об образовании в Российской Федерации», педагог обязан вести работу по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют необходимость ведения педагогами системной работы по формированию у учащихся и воспитанников культуры здоровья и здорового образа жизни (вне зависимости от специфики и направленности трудовой деятельности учителя). Профессиональный стандарт «Педагог» содержит в себе основания для проведения оценки эффективности педагогического труда сотрудника образовательного учреждения, в том числе, по результатам и показателям, связанным со здоровьем обучающихся. Кроме того, в настоящее время ежегодно проводится разнообразие мероприятий по здоровьесберегающей и оздоровительной деятельности образовательных организаций: конференций, семинаров, конкурсов (Всероссийский конкурс «Учитель здоровья» и др.). Таким образом, сохранение здоровья участников образовательного процесса и формирование у них культуры здоровья и здорового образа жизни является одним из направлений деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, которое реализуется посредством внедрения системы здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, что в свою очередь влечет за собой необходимость повышения квалификации педагогов по данному разделу. Однако анализ сложившейся практики повышения квалификации педагогов и преподавания основ деятельности по сохранению и укреплению здоровья взрослых и детей в образовательных организациях позволил определить проблемное поле и выявить наличие противоречий: – между заинтересованностью педагогов в целенаправленной оздоровительной деятельности и недостаточной разработанностью научно-методической базы, учитывающей особенности и специфику образовательного процесса в образовательной организации; – между стремлением педагогов овладевать методами и приемами оздоровительной работы и воспитания культуры здоровья, которые позволяли бы им профессионально реализоваться в этой деятельности, и отсутствием обоснованных путей вариативной подготовки, обеспечивающих адресность повышения квалификации педагогов для конкретной образовательной организации. Осмысление выявленных противоречий подводит к пониманию того, что адресная подготовка педагогов к оздоровительной деятельности, во-первых, расширяет возможности для повышения эффективности деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а также воспитанию у них культуры здоровья, во-вторых, позволяет педагогу активизировать собственный профессиональный потенциал в организации оздоровительной деятельности с учетом специфики образовательной организации. Объект исследования: система повышения квалификации педагогов. Предмет исследования: процесс индивидуализации повышения квалификации педагогов по направлению здоровьесберегающей деятельности образовательной организации. Цель исследования: разработать и экспериментально проверить теоретические и методические средства индивидулизации повышения квалификации педагогов по направлению здоровьесберегающей деятельности ОО. Проблемам организации деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а также воспитанию у них культуры здоровья, посвящены труды ряда авторов, таких как И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Н.Н. Куинджи, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова. Существенный вклад в изучение проблем формирования культуры здоровья педагога внесли Н.Н. Малярчук, В.А. Сластенин, Т.Ф. Орехова. Вопросы повышения квалификации педагогов рассмотрены рядом ученых: С.Г. Вершловским, Е.С. Заир-Беком, А.П. Тряпицыной и др. Проблематика индивидуализации процесса повышения квалификации рассмотрена в работах Т.А. Бенедиктовой, Л.Н. Бережновой, Т.В. Бурлаковой, H.A. Завалко, H.H. Гордеевой, М.Т. Громковой, A.A. Максимова, А.Г. Симоновой и других исследователей. Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: методы теоретического анализа (анализ и обобщение литературных источников по направлению здоровьесберегающей деятельности в системе образования и индивидуализации в условиях повышения квалификации); педагогический эксперимент; диагностические методы (опрос, самооценка, анкетирование); ресурсная карта активности оздоровительной деятельности образовательных учреждений; анкетирование и интервьюирование экспертов; тестирование слушателей; проективные методики; методы статистической обработки данных и их интерпретация. Опрос экспертов об особенностях повышения квалификации педагогов в структурах районного и городского уровней по направлению здоровьесберегающей деятельности ОО позволил дифференцировать трудности и недостатки, к которым отнесены: - нарушения гигиенических требований к образовательному процессу (учета работоспособности, санитарных норм, обеспечение соотношения динамики и статики и т.д.); - недостаточность психологического комфорта в группах слушателей; - отсутствие учета специфики образовательных организаций; - неготовность индивидуализации процесса обучения на курсах; - неоптимальность форм предоставления учебного материала; - низкая эффективность методического сопровождения; - непонимание культуры здоровья образовательной организации как системы ценностно-целевых установок поведения и взаимодействия участников образовательного процесса отдельно взятого социокультурного учреждения. Было выявлено, что отсутствует также оценка корреляции между прохождением педагогами повышения квалификации по выбранному направлению и практическим применением полученных знаний в условиях образовательных организаций, которые они представляют. Позитивный результат оценки корреляции должен выражаться в положительной динамике активности деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а также воспитанию у них культуры здоровья. Кроме того, было отмечено, что оценка эффективности освоения образовательной программы сводится к контрольным мероприятиям: тестам, защите проектов и т.д., при этом во многих случаях отсутствует учет персональной динамики слушателя: педагоги, изначально обладающие высоким уровнем подготовки, показывают на контрольных мероприятиях закономерно высокие результаты, но при этом их индивидуальная динамика остается неизменной. В рамках исследования были спроектированы мероприятия по оптимизации выявленных недостатков. Одним из методов улучшения качества повышения квалификации педагогов является внедрение системы индивидуализации обучения. Российская социологическая энциклопедия дает следующее определение феномену: «Индивидуализация — процесс и результат совмещения индивидуальных требований, ценностно-нормативных предписаний, ожиданий определенных действий, проявления личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения общественной роли, со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности индивидов, персонифицированной формой реализации социальных функций». Индивидуализация предполагает принятие во внимание особенностей на уровне индивидуума или группы и представляет собой процесс дифференциации условий, являющихся общими для выбранной социальной группы, с последующей заменой их на более специфические. В свою очередь, «индивидуализировать» — устанавливать что-либо применительно к отдельному случаю или лицу . Рассмотрим значение понятия относительно образовательной деятельности. Педагогическая мысль ХХ века придавала особое значение индивидуальному подходу. Е.С. Рубинский дает обоснование значимости индивидуального подхода и подробно рассматривает явление как одно из важнейших общепедагогических и дидактических принципов, который: предоставляет возможность систематического учета социально-типических особенностей развития личности и индивидуально-неповторимого в личности каждого обучающегося; является элементом гуманного подхода к образованию; обеспечивает творческое развитие индивидуальности обучающегося на основе активного, формирующего, развивающего принципов. По мнению И.Э. Унт , индивидуализация в педагогической практике является не абсолютной, а относительной величиной, не предполагающей непременного учета особенностей каждого обучающегося — чаще всего речь идет об учете специфики групп, выделенных по какому-либо признаку. Автор описывает несколько уровней индивидуализации: первый уровень предполагает осуществление отбора форм и методов обучения, второй заключается в проектировании индивидуальных учебных планов и программ, третий нацелен на формирование различных типов классов и учреждений. Таким образом, индивидуализация трактуется как совместная деятельность учителя и обучающихся, в рамках которой подбор способов, приемов, темпа обучения осуществляется с учетом индивидуальных различий учащихся. На основе рассмотренных определений, было сформировано понимание индивидуализации повышения квалификации педагогов по направлению здоровьесбережения как организация процесса профессиональной подготовки педагогов, при которой содержательное наполнение (вариативность), выбор способов и приемов ориентированы на специфические особенности образовательных организаций и профессиональные потребности слушателей. Основным методом индивидуализации являются индивидуальные маршруты, представляющие собой траекторию освоения программы, спроектированную для конкретного слушателя (или группы обучающихся), с целью создания оптимальных условий для достижения образовательных результатов. При этом целесообразен учет особенностей образовательных учреждений (тип: ДОУ, ОУ; государственное / частное; специализация: СОШ / гимназии, лицеи и т.д., профиль: гуманитарный / технический / естественно-научный / спортивный и т.д.; место расположения: центр, окраина СПб, экология среды, социальное окружение), а также особенностей и запросов слушателей. Разработанная модель индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов по направлению здоровьесбережения основана на взаимодействии факторов, поддерживающих вариативность содержания процесса повышения квалификации педагогов и включает в себя целевой, содержательный, процессуальный и рефлексивный компоненты. Целевой компонент ориентирует на подготовку специалиста, способного к реализации идей формирования культуры здоровья образовательной организации. Содержательный — основывается на образовательной программе, имеющей возможности дифференцированно-тематической корреляции ее модулей и построения индивидуального маршрута повышения квалификации. Процессуальный компонент предоставляет условия для реализации индивидуальных образовательных маршрутов слушателей курсов повышения квалификации по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОО», спроектированных с учетом специфики ОУ и профессиональных потребностей и запросов конкретного слушателя (или группы обучающихся). Рефлексивный — способствует анализу эффективности индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОО»: на уровне слушателей и на уровне образовательных организаций (посредством мониторинга деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а также воспитанию у них культуры здоровья). Процесс повышения квалификации проанализирован с позиций системного подхода, результатом чего стало обоснование системных факторов индивидуализации, обеспечивающих моделирование вариативности: – специфика (макро и микро): а) макро — на уровне образовательного учреждения: тип и специфика ОУ, основные показатели оздоровительной деятельности; б) микро — на уровне педагога: должность, первичная подготовленность, опыт работы, профессиональные интересы и потребности, ценности культуры здоровья и здорового образа жизни; – типы: содержательная и процессуальная; – вариации содержания: базовое и базовое «+» дополнительное (по выбору слушателей); – средства: структура дифференцированно-тематической корреляции модулей образовательной программы, индивидуальные маршруты педагогов; – этапы: диагностический, проективный, мотивационный, образовательный, рефлексивный. Взаимодействие системных факторов индивидуализации повышения квалификации педагогов представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 — Взаимодействие системных факторов индивидуализации повышения квалификации педагогов. Таким образом, разработанная модель нацелена на увеличение эффективности образовательного процесса в системе повышения квалификации, что становится возможным благодаря внедрению комплекса циклично взаимосвязанных мероприятий, представленных в таблице 1. Таблица 1 — Структура процесса повышения квалификации в рамках разработанной модели
Моделирование индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов обеспечивает вариативность разработки индивидуальных маршрутов слушателей. Индивидуальный образовательный маршрут — целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Индивидуальные маршруты повышения квалификации педагогов по направлению здоровьесбережения представляют собой процесс достижения целей образования в открытой системе элементов вариативности, ориентированных на учет профессиональных интересов и потребностей слушателей. Индивидуальный маршрут основан на результатах проведенной диагностики и ориентирован на учет особенностей образовательных учреждений и самих слушателей. Содержание основных элементов индивидуальных маршрутов повышения квалификации педагогов (далее ИМПК) показаны в таблице 2.
Таблица 2 — Содержание основных элементов ИМПК
Таким образом, модель индивидуализации основана на взаимодействии факторов, поддерживающих вариативность содержания процесса повышения квалификации и реализуется посредством системы индивидуальных маршрутов.
Образовательная программа повышения квалификации, разработанная в ходе исследования, построена на основе модульного принципа, который позволяет учесть индивидуальные особенности и потребности целевой аудитории. Программа рассчитана на 72 часа, распределенных в течение одного учебного года (сентябрь — май). Образовательная программа состоит из трех модулей: инвариантный — обязательный к посещению — модуль; вариативный, в рамках которого слушатели могут посетить определенное количество мероприятий, выбрав тематики из предложенных направлений; а также модуль методического сопровождения. Отличительной особенностью образовательной программы повышения квалификации педагогов является разработанная и апробированная структура дифференцированно-тематической корреляции модулей, позволяющей вовлечь слушателей в планирование ИМПК, суть которой заключается в следующем. По каждому разделу инвариантного модуля слушателю предлагается выбрать наиболее актуальное направление для дальнейшего изучения в рамках вариативного, подразумевающего более детальное и практикоориентированное рассмотрение тематик. Данный выбор основывается как на результатах проведенной диагностики, по итогам которой формируются адресные образовательные рекомендации, так и на предпочтениях самих слушателей. Одна из отличительных особенностей разработанной программы состоит в том, что каждый тематический раздел в рамках инвариантного модуля сопровождается соответствующим диагностическим аппаратом, на основе результатов которого, оформленных в виде индивидуального профиля, слушатель определяется с выбором конкретных направлений мероприятий к посещению (из числа предложенных) в рамках вариативного модуля, а также индивидуальными образовательными и воспитательными целями, достижение которых реализуется в рамках индивидуального маршрута обучения. С целью создания условий для углубленной проработки тематик программы для каждого тематического раздела предусмотрена самостоятельная работа в рамках модуля методического сопровождения. Структура взаимодействия модулей по каждой тематике образовательной программы повышения квалификации представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 — Структура
дифференцированно-тематической корреляции
Структура традиционной корреляции модулей в сравнении с дифференцированно-тематической представлена на рисунке3 .
Рисунок 3 — Сравнение структур корреляции модулей образовательной программы
Таким образом, слушатель знакомится с концептуальными вопросами тематики посредством прохождения обучения в рамках инвариантного модуля, после этого на основе диагностики и собственных предпочтений выбирает одно из направлений вариативного модуля, уточняющих и раскрывающих содержание инвариантного, а также определяет оптимальный для себя тип сопровождения. На основе результатов диагностики, сопутствующей каждому разделу, формируются адресные образовательные рекомендации. Можно выделить следующие преимущества разработанной структуры корреляции модулей: – повышение гибкости и индивидуализации системы обучения как в целом, так и относительно отдельных разделов программы за счет применения структуры взаимосвязи модулей, основанной на тематическом сочетании; – повышение качества усвоения материала за счет предоставления педагогам выбора и возможности наполнения вариативного модуля для каждого раздела; – повышение степени удовлетворенности слушателей в результате их активизации и вовлечения в процесс проектирования траекторий своего обучения, – обеспечение углубленной проработки тематических разделов посредством адресно подобранной разноуровневого методического сопровождения. Таким образом, дифференцированно-тематическая корреляция модулей позволяет обеспечить высокий уровень индивидуализации повышения квалификации педагогов по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОО». Вовлечение слушателей в планирование ИМПК, адресная проработка тематических разделов программы, подбор методического сопровождения способствуют повышению эффективности обучения и удовлетворенности педагогов образовательным процессом. Формирование тематического наполнения образовательной программы основывалось на следующих предпосылках: теоретико-методологическая база, нормативная база, а также опрос экспертов и педагогов. Схема разработки тематического планирования представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 — Этапы, обуславливающие разработку тематического планирования и содержательного наполнения образовательной программы.
На основе анализа литературы были выявлены следующие комплексные тематические блоки, необходимые для рассмотрения в рамках мероприятий образовательной программы: «здоровье человека и его компоненты», «ЗОЖ как фактор влияния на состояние здоровья», «здоровьесберегающие технологии: понятие и виды», «воспитание культуры здоровья», «система деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса» и т.д. Данные блоки составили основу тематического планирования и выступили в качестве тематик первого уровня. Далее на основе анализа нормативной базы тематики первого уровня были уточнены, исходя из требований современного законодательства (ФГОС ОО, СанПиН, законы и акты). Были добавлены такие направления как: «проектирование программы оздоровительной деятельности ОУ», «воспитание культуры здоровья на уроке и во внеурочной деятельности», «проектная деятельность по тематике ЗОЖ», «здоровьесозидающий потенциал урока как фактор достижения метапредметных и личностных результатов» и т.д. По итогам данного этапа были сформированы тематические блоки второго уровня. Третьим уровнем анализа выступил опрос экспертов, в число которых вошли представители научного сообщества, близкие к организации и ведению здоровьесозидающей деятельности, а также наиболее активные педагоги, участвующие в конференциях и конкурсах по рассматриваемому профилю. Эксперты проранжировали предложенные тематики и добавили необходимые, на их взгляд, разделы. Кроме того, на основе мнения экспертов было уточнено учебное время, выделяемое на тематики. В качестве завершающего этапа мероприятий, нацеленных на формирование оптимального содержательного наполнения образовательной программы, был проведен опрос педагогов и администрации ОУ. Анкета, предоставляемая экспертам и педагогам, приведена в Приложении В. Всего в рамках исследования было опрошено 22 эксперта, среди которых выделяются следующие основные группы: представители научного сообщества профильных организаций — в количестве 7 чел.; наиболее активные педагоги, участвующие в научных мероприятиях (конференциях, семинарах и т.д.) по выбранному направлению, а также участники и победители профильных конкурсов — 10 чел.; ведущие курсов повышения квалификации по направлению оздоровления, здоровьесбережения в условиях ОУ и смежным областям — 5 чел. Ответы распределились следующим образом: 80% опрошенных указали на необходимость обеспечения высокого уровня индивидуализации посредством построения гибкой системы траекторий обучения, 10% отметили актуальность, но при этом выразили сомнения в реалистичности данного аспекта. В результате анкетирования были уточнены подтемы вариативного модуля и добавлены такие разделы, как: «ТРИЗ» (теория изобретательских задач, разработанная и обоснованная Г.С. Альтшуллером, «арт-педагогика», «мнемотехника» и др. Были получены следующие результаты (эксперты и педагоги могли выбрать несколько вариантов ответа): в среднем, во внедрении ТРИЗ заинтересованы 57% педагогов, 72% экспертов отметили тематику как актуальную, арт-педагогика привлекает 80% слушателей. Минимальный процент заинтересованности был отдан разделу «мнемотехника», который отметили лишь 35% респондентов и 55% экспертов. Расширенное тематическое сопоставление разделов инвариантного и вариативного модулей, а также параметры диагностики для осуществления слушателями обоснованного выбора мероприятий, представлено в таблице 3. Из таблицы видно, что тематики в рамках инвариантного и вариативного модулей напрямую взаимосвязаны с параметрами диагностики и индикаторами эффективности, что позволит обеспечить обоснованность выбора мероприятий, а также проанализировать успешность достижения поставленных задач.
Таблица 3 — Расширенное тематическое планирование содержания модулей программы
Из таблицы 3 видно, что инвариантный и вариативный модули рассчитаны на 36 часов каждый, образуя в совокупности программу на 72 часа. Первый раздел — введение — посвящен понятиям здоровья и культуры здоровья и сопровождается возможностью выбора разделов вариативного модуля, наиболее актуальных для конкретных слушателей: сердечно-сосудистая система / дыхательная система / психомоторика. Второй раздел посвящен теоретическим и прикладным вопросам здорового образа жизни и подразделяется на следующие тематики вариативного модуля: «Роль физической нагрузки в жизни человека», «Роль соблюдения режима труда и отдыха в жизни человека», «Роль интеллектуального развития в жизни человека». Таким образом, слушателям предлагается определиться, какое направление является для них наиболее актуальным для подробного изучения и практической проработки: двигательная активность / питание / досуг / личностное развитие. Данный раздел сопровождается комплексом авторских материалов методического сопровождения, дифференцированного по тематикам и разноуровневого по критерию степени подготовленности слушателей. Кроме того, подразумевается практическая деятельность педагогов по оптимизации своего образа жизни как компонента культуры здоровья образовательной организации (по запросу). Третий раздел инвариатного модуля — «Составляющие комплексного понятия здоровья и методы их укрепления и развития» — подразделяется на два тематических блока. Первый — «Социально-психологическое благополучие личности» — представляет собой комбинацию следующих тематик вариативного модуля (на выбор слушателей): «Методы снижения и профилактики стресса», «Методы и приемы эффективного взаимодействия с окружающими», «Эффективные выступления и презентации», «Оптимизация самооценки, повышение уверенности в себе». Второй блок третьего раздела инвариантного модуля — «Интеллектуальное здоровье и творческое развитие личности» — предоставляет возможность выбора между следующими направлениями вариативного модуля: «Основы ТРИЗ в практике образовательной деятельности», «Методика работы с информацией: мнемотехника, интеллект-карты и т.д.», «Развитие творческого мышления», «Арт-педагогика». Четвертый раздел учебного плана образовательной программы — «Система деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса» — предусматривает возможность совершения выбора относительно следующих разделов вариативного модуля: «Воспитание культуры здоровья во внеклассной деятельности»; «Социальное проектирование как метод пропаганды ЗОЖ»; «Основы проектирования деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а также воспитанию у них культуры здоровья». Укрупненно все данные тематики рассматриваются в рамках инвариантного модуля, в состав которого входят следующие разделы: воспитание культуры здоровья во внеурочной деятельности, социальное проектирование как метод пропаганды ЗОЖ, прикладные вопросы воспитания культуры здоровья, технологии интерактивного обучения культуре здоровья, разработка и организация интерактивного курса для школьников по основам здоровьесбережения, основы проектирования оздоровительной деятельности ОУ и системы управления ею. Таким образом, на основе разработанной модели освоения программы педагог получает концептуальные знания в рамках инвариантного модуля, после чего выбирает тематики для детального освоения в рамках вариативного модуля и модуля методического сопровождения. Это позволяет повысить адресность и эффективность процесса и учесть специфику слушателей. Дифференцированно-тематическая корреляция модулей может быть использована независимо от общей тематики образовательной программы.
Проведенный анализ позволил обосновать необходимость внедрения комплексного методического сопровождения процесса повышения квалификации по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОО». В рамках исследования был разработан и содержательно наполнен модуль методического сопровождения, в основу которого легли методические кейсы с практическими и теоретическими материалами, сформированные исходя из выявленных особенностей аудитории и посвященные рассматриваемым тематикам — для каждого раздела образовательной программы. Можно выделить следующие основные отличительные особенности кейсов методического сопровождения образовательной программы. Внедрена индивидуализация содержания материалов на основе уровня освоения тематики слушателем: содержание кейсов носит разноуровневый характер и основывается на результатах проведенной диагностики в рамках конкретного направления. На уровне отдельного слушателя тематика может быть представлена на трех уровнях: зона риска, напряжения и нормы. Каждому результативному уровню соответствует определенное целеполагание и содержательное наполнение кейсов. Общие закономерности индивидуализации содержания кейсов методического сопровождения представлены в таблице 4.
Таблица 4 — Индивидуализация содержания кейсов по уровню подготовки
Из таблицы 4 видно, что модуль методического сопровождения представляет собой комплекс кейсов с набором практических и теоретических материалов к каждому разделу программы. Содержание кейсов методического сопровождения на основании результатов диагностики учебных затруднений слушателей по конкретному разделу, условно названных «риск», «напряжение» и «норма», формируется согласно принципу разноуровневости: – риск — предполагает комплексную поддержку освоения раздела (пособия, полноценные разработки мероприятий и т.д.); – напряжение — нацелено на уточнение и включает разработанные памятки, интеллект-карты, схемы, аналитические выдержки по разделам программы; – норма — направлено на обобщение и представлено в материалах для самопроверки, рекомендациях по организации деятельности (обучающийся, обладающий достаточным уровнем знаний, целевыми установками и умениями, способен эффективно реализовывать данное направление в своем ОУ). Кроме того, применяется индивидуализация формата представления материала в методических кейсах. Можно выделить следующие варианты оформления учебного материала для педагогов в рамках модуля методического сопровождения: текстовые файлы и презентации; схемы и таблицы; стихи, сказки, рисунки и иллюстрации, что является отличительной особенностью разработанной образовательной программы. Таким образом, каждый тематический раздел в рамках программы сопровождается системой кейсов, подобранных по следующим критериям: уровень освоения раздела конкретным слушателем, а также тип предпочитаемого формата представления материала. Посредством предоставления информации, актуальной для конкретных слушателей, данная структура сопровождения значительно повышает эффективность усвоения материала и степень удовлетворенности обучающихся. Следует отметить, что в случае, если в рамках вариативного модуля педагог, совершивший выбор одного тематического раздела, изъявляет желание ознакомиться и с другими предложенными тематиками, он может получить полный пакет методического сопровождения для самостоятельного знакомства с невыбранными разделами вариативного модуля.
Для практического осуществления идей индивидуализации подготовки педагогов в процессе повышения квалификации и моделирования этого процесса, а также реализации дифференцированно-тематической корреляции модулей образовательной программы и методического сопровождения разработана методика профессиональной подготовки педагогов по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОО» (рисунок 5). Рисунок 5 — Методика профессиональной подготовки педагогов по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОО». Из рисунка видно, что методика профессиональной подготовки педагогов реализует субъект-субъектное взаимодействие, способствующее целенаправленному и последовательному осуществлению действий, которые приводят к индивидуализации процесса повышения квалификации по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОО»: – диагностические действия позволяют получить первичную информацию о слушателях и ОУ. – проектировочные действия направлены на разработку индивидуального маршрута повышения квалификации педагога. – действия актуализации оздоровительной деятельности способствуют повышению мотивации педагогов. – образовательные действия (обучение, самообразование и практика оздоровительной работы) обеспечивают формирование готовности педагогов к аттестации в контексте ведения оздоровительной работы в ОУ. – аналитические и рефлексивные действия важны для обоснования эффективности повышения квалификации педагогов по направлению «Здоровьесберегающая деятельность ОО». Разработанная методика способствует составлению ИМПК на основе последовательности действий индивидуализации процесса повышения квалификации.
Выводы Таким образом, совокупный общественно-педагогический опыт ведения деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а также воспитанию у них культуры здоровья, выступает особым объектом исследований особенностей и функций организации этой деятельности в образовательных учреждениях, а также актуализирует совершенствование процесса повышения квалификации педагогов по данному направлению. Модель индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов по направлению здоровьесбережения включает в себя ключевые компоненты (целевой, содержательный, процессуальный и рефлексивный), описание их назначения; связи между компонентами и их содержанием; связи взаимодействия. Целесообразно использовать следующие разработанные методические средства индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов по направлению здоровьесбережения в ОО: – дифференцированно-тематическая корреляция, позволяющая индивидуализировать содержание процесса повышения квалификации, исходя из специфики образовательного учреждения и профессиональных интересов педагогов; – адресная проработка тематических разделов программы, подбор методического сопровождения из модуля, представляющего комплекс кейсов с набором практических и теоретических материалов к каждому разделу программы; – методика профессиональной подготовки педагогов по направлению здоровьесбережения; – мониторинг комплексной эффективности профессиональной подготовки педагогов к ведению деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а также воспитанию у них культуры здоровья, в условиях индивидуализации. Кроме того, для повышения эффективности освоения учебного материала образовательной программы рекомендовано обобщить опыт разноуровневого методического сопровождения, включающего в себя кейсы, структурированные по тематическим разделам образовательной программы и позволяющего индивидуализировать объем, характер и формат материалов с учетом выявленного уровня первичной подготовленности и профессиональных запросов слушателей.
Литература 1. Бурлакова, Т.В. Принципы индивидуализации профессиональной подготовки будущих учителей / Т.В. Бурлакова // Ярославский пед. вестн. — 2008. — T. 57, № 4. — С. 41–45. 2. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная моногр. / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. — СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. — 391 с. 3. Ле-ван, Т.Н. Как стать успешным педагогом не в ущерб здоровью: советы молодым специалистам / Ле-ван Т.Н. // Современный детский сад. — 2014. — № 4. — С. 54–59. 4. Лежнина, Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов / Л.В. Лежнина // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2009. — № 2. — С. 21–25. 5. Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования / Ю.Н. Логинова // Биб-ка журн. «Методист». — 2006. — № 9. — С. 4–7. 6. Надточий, А.Ю. Активизация обратных связей в системе повышения квалификации педагогов по физической культуре / А.Ю. Надточий // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. — 2010. — T. 102, № 12. — С. 127–130. 7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М., 2009 г. — 944 с. 8. Популо, Г.М. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов в зависимости от характерологических свойств личности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Популо Гельшиган Миргазовна. — Самара, 2006. — 23 с. 9. Потапчук, А.А. Саногенетический мониторинг состояния здоровья детей и подростков / А.А. Потапчук, Т.С. Эмануэль, Ю.В. Эмануэль // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. — 2012. — T. 92, № 10. — С. 131–135. 10. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. акад. РАН Г.В. Осипова. — М.: Норма-Инфра М, 1998. — 672 с. 11. Рубинский, Е.С. Методические рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к школьникам в обучении / Е.С. Рубинский. — Горький, 1987. — 43 с. 12. Тригуб, Н.А. Формирование валеологической культуры педагога : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Тригуб Нина Андреевна. — Казань, 1999. — 23 с. 13.
Унт, И.Э. Поделиться: |