Авторcтво: Мокшеев Владимир Анатольевич, преподаватель ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования", Ярославль |
В словарях происхождение слова квалификация определяется как сложение quails (какой, какого качества) и ficare
(делать). Корень ква- в слове квалификация восходит к праиндоевропейскому *kwo-, тому же корню, что и в местоимениях (вместо имени) кто, что, какой, который. Корень *li-, то же, что в русском «личить» (считать). Глагольный корень *fic
- тот же, что в слове «ficare» - делать (то же, что и в слове факт). Таким образом, квалификация - это определение того, может ли человек делать то, что он собирается делать; подсчёт того, что может сделать человек; измерение того, что он может делать. Повышение квалификации – увеличение количества возможностей для свершения действий
Основания корнесловно-смыслового подхода
Овладение стандартными знаниями, навыками и умениями – это те задачи, решение которых подчинено главной цели обучения: постижению смысла изучаемых предметов и явлений на пути самосовершенствования каждого учащегося и учителя
Автор схем В.В. Семенцов
Перспективы
(замысел и основные положения направлений принадлежат В.В. Семенцову)
1. Научно-исследовательское направление: «Разработка приемов и инструментов диагностики состояния языковой личности»
1.1. Выявление и диагностика субъективного (внутреннего) текста учителя, (педагогические представления учителей о текстах, ключевых понятиях, используемых учителем на уроке).
1.2. Выявление и диагностика ключевых корнесловных образов языковой картины мира (внутреннего текста) учащихся разного возраста.
2. Научно-методическое направление: «Обеспечение взаимопонимания обучающего и обучаемого как основы редактирования внутреннего текста»
2.1. Разработка и реализация индивидуальных планов освоения учителями корнесловно-смыслового метода в своих классах, на уроках по своему предмету
2.2. Разработка и реализация типов индивидуальных программ (ИП) развития учащихся на основе технологий корнесловной работы:
· ИП содействия личностному росту и профилактики инфантилизма
· ИП исправления поведения
· ИП повышения уровня успеваемости по учебным предметам
2.3. Разработка методов, обеспечивающих взаимопонимание преподавателя и слушателя как основы индивидуализации процесса повышения квалификации педагогических кадров
3. Учебно-методическое направление «Развитие учебно-воспитательного процесса на всех ступенях общего образования»
3.1. Разработка корнесловного словаря педагогических терминов.
3.2. Разработка словаря корнесловных норм вербально-образного мышления (термин В. В. Семенцова).
3.3. Разработка корнесловных приложений к действующим учебно-методическим комплексам.
3.4. Разработка критериев и способов оценивания результатов урока, проводимого с использованием корнесловно-смыслового подхода.
На данном этапе работ наиболее полно представлены результаты по учебно-методическому направлению. Разработаны отдельные план-конспекты уроков по разным предметным дисциплинам в начальной школе, среднем и старшем звене. Материалы оформлены в сборниках научно-практических конференций:
-
в 2012 г. «Корнесловные основы современного образования: от значений к смыслам»
-
в 2013 г. "Корнесловно-смысловой подход в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе ОРКСЭ" (отличительной особенностью материалов является результаты экспериментальной работы и программные статьи В.В.Семенцова определяющие направления дальнейшего развития КСП в образовании)
Приоритетами настоящего этапа являются:
-
поддержка и развитие живой практики педагогов, реализующих корнесловно-смысловой подход в образовании
-
производство учебных материалов и в первую очередь корнесловных видео-уроков с прилагаемым методическим обеспечением
Кадровое обеспечение целесообразно объединить тематикой «Взаимопонимание преподавателя и слушателя как основа индивидуализации процесса повышения квалификации педагогических кадров»
Предполагается, что индивидуализация процесса ПК будет эффективной и результативной если сформирован навык осмысления ключевых слов преподаваемого курса и ключевых слов языковой личности слушателя.
Под индивидуализацией, в отличие от индивидуального подхода (т.е. работа с каждым по отдельности) понимается сохранение групповой формы с учетом интересов каждого члена группы и состояния коллективного субъекта группы
В.В. Семенцов считает, что методику преподавания учебных дисциплин в системе повышения квалификации важно выстраивать так, чтобы у преподавателя целенаправленно и осознанно формировались профессиональные навыки:
-
взаимопонимания со слушателями
-
индивидуализации процесса повышения квалификации
-
выстраивания межличностных отношений
-
доверительного общения с аудиторией в ходе лекций и семинаров
-
отношений сотрудничества с педагогами-слушателями в долгосрочной перспективе
Задача преподавателя в системе ПК
|
Средства, предлагаемые корнесловно-смысловым подходом для решения задачи
|
Взаимопонимание со слушателями
|
Совместное корнесловное осмысление двух-трех ключевых слов заданной темы с опорой на данные этимологических словарей и традиционные высшие смыслы этих слов.
|
Индивидуализация процесса ПК
|
Наблюдение за речевым поведением и исследование внутреннего текста языковой личности каждого слушателя, выявление ключевых слов языковой личности и встраивание этих слов в текст курса с соответствующим корнесловным осмыслением
|
Выстраивание межличностных отношений
|
Исповедание и уместное откровение ключевых слов языковой личности преподавателя
|
Доверительное общение…
|
Интонация преподавателя….
|
Формирование отношений сотрудничества
|
Выстраивание информации курса в соответствии с личными нуждами и потребностями слушателей, понятыми преподавателем в большей степени, чем ими самими…
|
В рамках кадрового обеспечения необходима разработка индивидуальных образовательных программ повышения квалификации педагогов базовых площадок.
Считаем, что корнесловно-смысловой подход к преподаванию предметов в системе повышения квалификации позволит в кратчайшие сроки профессионально и методически грамотно решать все выше поставленные задачи:
Сейчас одной из ключевых задач развития нашего Отечества является поиск национальной идеи. Не могу не привести слова Александра Семёновича Шишова из «Рассуждений о любви к Отечеству» «….вера, воспитание и язык – суть самые сильнейшие средства к возбуждению и вкоренению в нас любви к Отечеству, которая ведет к силе, твердости, устройству и благополучию».
Литература:
1. Шишков А.С. Огонь любви к отечеству. М., Институт русской цивилизации, 2011. 668 стр.
2. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка, в 2-х томах / 8 издание, М., Русский язык - Медиа, 2007 г.
3. В.В.Семенцов "Русский язык как основа обучения и воспитания. О корнесловном смысловом методе преподавания школьных учебных дисциплин. СПб - Пушкин. Гуманитарий. 2008. 166 стр.
4. В.В.Семенцов. Корнесловно-смысловой подход в образовании. Царское Село. 2016. 164 стр.
Поделиться: