Поиск по сайту

Приёмы понимания смысла художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах


Авторcтво: Баранова Людмила Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


ФГОС НОО выделяет «смысловое чтение» как метапредметное умение, составляющие части которого входят в структуру всех универсальных учебных действий. «Смысловое чтение»  как определение грамотного чтения означает способность человека: к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использованию их содержания для достижения собственных целей в разных жизненных ситуациях. Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотного (смыслового) чтения, что интерес к книге, чтению падает. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» - это изречение французского философа и писателя Дени Дидро приобретает особую актуальность в настоящее время.

          Цель данной статьи – актуализировать приёмы понимания смысла художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах.

На уроках литературного чтения в начальных классах возникают следующие сложности: неумение работать с книгой; низкий уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности, отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную; неумение находить нужную информацию в тексте произведения. Преодолению названных недостатков в читательской деятельности посвящены труды педагогов. [1,2,3,4]

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования смысловое  чтение  понимается как «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации». Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения: осмысливать цели чтения; выбирать вид чтения в зависимости от его цели; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;  определять основную и второстепенную информацию;  свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;  понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

С  самого начала обучения чтению ребенок должен знать, что у него в этом трудном деле есть надежные помощники – приемы понимания текста, которые составляют содержание метода «Чтение с остановками», описанного в статье Силантьевой И. С.[3]: «Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными». Материалом для обучения по данному методу служит небольшой по объему повествовательный текст, вопросы к которому задает учитель. Автором  был сделан первый шаг вперед: вопросы разных типов задают ученики, а затем в совместной деятельности решаются поставленные задачи. Задача учителя на подобном уроке построить работу так, чтобы у учащихся была потребность в вопросах, чтобы вопросы были содержательными, чтобы «диалог с текстом» состоялся. Этапы работы: учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении; на основной части урока текст читается по частям; после чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета;  постановка вопросов и поиск их ответов (после прочтения каждого фрагмента ученики сами формируют свои вопросы, дети задают уточняющие, интерпретационные, оценочные и другие вопросы друг другу); постановка вопросов-предположений.       В ходе работы с текстом используются приемы для лучшего понимания текста: антиципация (смысловая догадка) и реципация (мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, а значит и новых вопросов). Описанный метод способствует глубокому анализу произведения без навязывания своего мнения, выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека, формированию коммуникативных УУД (умения слушать и умения строить высказывания); познавательных (умения ставить познавательные цели, работать с информацией). Каждый этап реализации метода «Чтение с остановками» можно использовать самостоятельно (автономно) применительно к разным видам текста.

Формирование  читательской компетентности, процесс обучения читательской деятельности приобретает для общества чрезвычайно важное первостепенное значение.

Литература:

1.Граник Г. Г. Как учить работать с книгой. – М., 2007.

2.Карманова И.С. Методы и приёмы смыслового чтения. – URL: http://konf.uiuniver.ru/konf3/voprosy-teorii-i-metodiki-obuchenija-i-vospitanija-detej-v-nachalnoj-shkole/metody-i-priyomy-smyslovogo-chteniya

3.Силантьева И.С. Развитие критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения. – URL: http://pedsovet.su/load/239-1-0-13778 21.04.2011 г.

4.Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст. – М., 2012.


Поделиться: