Авторcтво: Замашнюк Елена Вадимовна, канд. пед. наук, доцент кафедры тифлопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, научный руководитель ГБДОУ детского сада №133 Выборгского района Санкт-Петербурга; Якимова Людмила Владимировна, методист ГБДОУ детского сада №133 Выборгского района Санкт-Петербурга; Ларина Лидия Григорьевна, учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада №133 Выборгского района Санкт-Петербурга; Ковалева Лариса Павловна, учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада №133 Выборгского района Санкт-Петербурга; Пушкина Ирина Александровна, учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада №133 Выборгского района Санкт-Петербурга; Данилова Оксана Ивановна, учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада №133 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Педагогическим коллективом ГБДОУ детского сада №133 компенсирующего вида накоплен определенный положительный опыт в организации коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные патологии. В связи с этим, а также учитывая недостаток специальной методической литературы по воспитанию дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования, особое значение приобретает распространение положительного педагогического опыта.
В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением зрения находятся дошкольники с различными зрительными нарушениями. Наиболее распространенными являются гиперметропия, астигматизм, миопия, косоглазие и амблиопия. Чаще всего данные зрительные патологии возникают в возрасте до 3-х лет. Это свидетельствует о необходимости оказания ранней коррекции зрения в условиях систематического педагогического и медицинского воздействия, так как нарушения зрения обуславливают недостаточное развитие зрительного восприятия. В связи с этим одной из задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ компенсирующего вида является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Дети с нарушением зрения имеют свои специфические особенности в развитии, обусловленные нарушением бинокулярного зрения. Восстановление бинокулярного зрения требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками, с целью организации системы лечения, воспитания и обучения детей. На это указывают И.В. Новичкова, Л.И. Плаксина, E.H. Подколзина, Л.С. Сековец, Е.В. Селезневой, Фомичева Л.В. и др.
Так, например, Л.И. Плаксина отмечает, что в связи со своеобразием монокулярного видения его наличием страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность глаза выделять точное местоположение объекта в пространстве, его удаленность, выделение объемных признаков предметов, дифференциация направлений. Изучив практические действия детей с нарушением зрения, она делает вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ - ус нарушением зрения происходит сложнее, они носят замедленный характер. Далее автор отмечает затруднения в работе с объемными материалами и желание непосредственного контактирования с объектами. В ряде исследований Л.И. Плаксина отмечает общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.
Детально анализируя особенности формирования ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 3—4-х лет, E.H. Подколзина отмечает, что у детей с нарушением зрения из-за ограничения чувственного опыта возникают значительные затруднения в предметно-практической и словесной ориентировке. Часто отсутствуют четкие представления о своем теле и связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями, отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле.
Л.С. Сековец, М.А. Мишин показали наличие отклонений в развитии двигательной сферы детей со зрительной патологией, их мобильности, связанных с монокулярным видением пространства, которое характеризуется возможностью анализа таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность.
Нарушения зрения обуславливают появление отклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводят к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями. При этом Л.С. Сековец отмечает, что овладение основными движениями (ходьбой, бегом, метанием, прыжками, лазанием) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации. Дети с косоглазием и амблиопией за счет снижения остроты зрения и монокулярном его характере, затрудняются в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети испытывают трудности в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, протягивают вперед руку при движении в пространстве. Качество прыжков, выполняемых детьми, характеризуется несогласованностью рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счетсложности видения глубины, удаленности объектов при монокулярном зрении. При метании у них наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.
В ряде исследований по выявлению особенностей психофизического развития дошкольников с нарушением зрения отмечено, что спонтанное развитие выявленных отклонений будет протекать медленно или совсем не произойдет, необходима организация психолого-педагогической и коррекционной помощи детям.
Таким образом, нами рассмотрены особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения, которые отражены отдельными авторами, что используется нами в разработке рекомендаций для педагогов, работающих с данным контингентом.
Следует выделить три направления коррекционно-педагогической работы, реализуемых в нашем учреждении:
- создание коррекционной предметно-развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей, сохранению их здоровья, развитию индивидуальных способностей и творчества, коррекции зрительного восприятия;
- проведение специальных коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуры, ритмике, социально-бытовой и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;
- организация коррекционных упражнений в различных видах детской деятельности: продуктивной, спортивной, игровой, учебной, бытовой и т.д.Все виды коррекционно-педагогической работы с детьми пронизаны заданиями лечебного процесса, включая задачи снятия побочного влияния медицинского лечения на психику ребенка. Знания зрительных возможностей позволяют педагогу целенаправленно влиять на развития зрения, создавать условия для закрепления результатов.
Все упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Пособия и материалы, предлагаемые детям, учитывают нарушения зрительного анализатора.
В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения и стереоскопического видения (глубины, бинокулярности) в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула дает хорошие результаты к увеличению зрительных возможностей детей.
Как известно, одним из эффективных средств сенсорного воспитания как дошкольников с нормальным зрением, так и детей с нарушением зрения, являются дидактические игры и упражнения.
В периоды восстановительного лечения с целью повышения остроты зрения на амблиопичном глазу и развития зрительного восприятия в период окклюзии и после нее тифлопедагоги, воспитатели проводят с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации и стимуляции зрительных функций, которые подбираются индивидуально и зависят от остроты зрения.
При остроте зрения – 0,2 – 0,3 детям предлагается:
1. Раскрашивание мелких деталей рисунка.
2. Аппликация (размеромменее2 см).
3. Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см.
4. Конструирование из мелких деталей.
5. Обнаружение простых ошибок в рисунке (например, машина без колес).
6. Построение рисунков из мозаики.
7. Лепка из пластилина на наглядном материале (овощи, фрукты).
8. Нанизывание бус диаметром до 1 см. на леску.
При остроте зрения – 0,4 и выше детям предлагается:
1. Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров мелких рисунков через кальку.
2. Обводка по трафаретам простых крупных предметов (шар, яблоко, мяч, флажок).
3. Наклеиваниеаппликациидо1 см.
4. Плетение ковриков из полос до 1 см.
5. Конструирование из мелких деталей.
6. Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями. Например, дом без трубы).
7. Построение мелких рисунков из мозаики.
8. Лепка из пластилина мелких фигур.
9. Нанизывание на леску бус размером менее 1 см.
10. «Собери матрешку».
11. «Собери корзинки».
12. «Собери пирамидку».
13. «Составь матрешку».
Как рассматривалось выше, дошкольники с нарушениями зрения имеют отклонений в развитии двигательной сферы, которые приводят к снижению двигательной активности. В тоже время, двигательная активность является главный источник и побудительной силой охраны и укрепления здоровья, совершенствование физических и интеллектуальных способностей ребенка. Исходя их вышесказанного, педагогами учреждения разработанырекомендации по стимулированию двигательной активности детей с нарушениями зрения:
1. Во всех режимных моментах нужно постоянно следить за сменой деятельности детей и правильно чередовать умственную, физическую и зрительную нагрузку.
2. Обязательным компонентом является зрительная гимнастика. Зрительная гимнастика с детьми проводится не только на занятиях, но и во всех режимных моментах (в творческих играх, на прогулке и в совместной деятельности). Она может проводиться сидя, лежа, стоя. Пример, зрительной гимнастики: упражнение «Любопытная Варвара». Дети с неподвижной головой следят глазами за куклой: кукла вправо, кукла влево, кукла вниз, кукла вверх, по кругу слева направо, справа налево и по диагонали. Пример гимнастики лежа: «Проследи глазами за движением облачка или тучки».
3. При решении задач познавательного характера необходимо включать двигательную активность. Например, поисковая деятельность объекта в окружающей среде: найди все игрушки красного цвета.
4. Независимо от сложности зрительного диагноза дети не должны лишаться двигательной активности, для детей с ограничениями физических нагрузок используются адаптированные упражнения под конкретные возможности каждого. Например, на занятиях по физической культуре детям не разрешается осуществлять кувырки через голову, прыжки с высоты, толчки и резкие движения, игры на выбивание.
5. Эффективным средством развития двигательной активности является прогулка, где проводятся дидактические, подвижные игры на развитие глазомера, точности координации движения, на развитие равновесия и на ориентировку. Например, « Школа мяча», «Бездомный заяц», «Догонялки с цветными атрибутами» и т.д. Одним из ключевых факторов является подготовка участка для прогулки. На асфальте рисуются ориентиры в идее дорожек, лабиринтов, геометрических форм, разноцветных следов, и зимой на снегу рисуется то же самое цветной гуашью.
6. Большое место по развитию двигательной активности отводится на музыкальных занятиях. В музыкальном зале нужно использовать зрительные, слуховые, звуковые ориентиры, дорожки и лабиринты.
7. При организации двигательной активности большое значение имеет освещенность пространства, создание эмоционально-благоприятного настроя, яркие красочные предметы и использование методических приемов.
Важное место в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ компенсирующего вида занимает создание коррекционных уголков. В них находит отражение коррекционная направленность всего воспитательного процесса. В нем наглядно представляется конкретный материал по задачам на текущий период (подборка игр и упражнений для решения коррекционных задач, поставленных перед всей группой, подгруппой или отдельным ребенком).
Содержание уголка включает:
1. Коррекционные задачи на месяц по теме. По содержанию они могут быть направлены на коррекцию познавательной деятельности, личностных качеств, а также психических процессов детей.
2. Индивидуальная работа с детьми (на данном этапе).
3. Виды деятельности по данной теме и индивидуальной работе.
4. Конкретные игры и упражнения по теме (не менее 3-х – 4-х), с указанием рекомендаций (видов работ) и коррекционных задача.
5. Настенный фланелеграф.
6. Сменные лабиринты (напольные и настенные).
Как показывает опыт работы нашего детского сада для детей с сенсорными нарушениями, в условиях организованного обучения и воспитания, имеющего коррекционную направленность, удается не только предотвратить снижение зрения у воспитанников, но и улучшить его, а также обеспечить высокий уровень подготовленности к школьному обучению.
Таким образом, рассмотренные нами аспекты коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения, могут быть полезны воспитателям, дефектологам и родителям.
Поделиться: