Авторcтво: Виноградова Людмила Александровна, заведующая ГБДОУ детским садом №93 Выборгского района Санкт-Петербурга; Худик Виктор Александрович, д.пс.н., руководитель ОЭР ГБДОУ детского сада №93 Выборгского района Санкт-Петербурга; Тельнюк Ирина Владимировна, к.п.н., методист по ОЭР ГБДОУ детского сада №93 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Обучение и воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении нередко сопряжено с решением задач по медико-социальному сопровождению воспитанников, у которых наблюдаются особенности психосоматического развития, именуемые в последнее время термином «ограниченные возможности здоровья». Под этим термином понимается отклонение от нормального физического и психического развития, вызванные различными заболеваниями и вариантами дизонтогенетического соматопсихического развития (В. А. Худик, 2000; Ю. А. Фесенко, 2007, И. И. Мамайчук, 2008 и др.).
Большинство работ вышеуказанных авторов посвящено проблемам детей с тяжелыми формами нарушений развития, которые обучаются в специальных учреждениях по типу нарушений, оздоровительных комплексах, где им создаются специальные условия развития, обучения и воспитания. Проблемам воспитания детей с психофизическими недостатками, с тяжелым нарушением речи, но с сохранным интеллектом, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях в научно-педагогической литературе уделяется недостаточно внимания (Т. С. Овчинникова, 2013);.
Гуманистический аспект воспитания предполагает интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, или «с особыми потребностями», в детский коллектив, в котором дошкольники с различными особенностями здоровья научаются взаимодействовать, выстраивать отношения и прогнозировать успешность игровой и учебной деятельности. Так, в дошкольном образовательном учреждении № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга осуществляется совместное воспитание здоровых детей с детьми, у которых наблюдаются различные проблемы речевого развития, отражающиеся на их физическом и психическом состоянии, что позволяет говорить о комплектовании детских групп комбинированной направленности.
Анализ состояния педагогической науки в исследуемой нами области позволил выявить противоречие между имеющимися потенциальными возможностями развития личности ребенка с ограниченными возможностями и отсутствием психолого-педагогических условий, способствующих максимальной самореализации данной категории детей дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, определена проблема исследования: выявление совокупности организационно педагогических условий воспитания, учитывающих особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и социальную позицию общества по отношению к ним.
В ходе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) была спроектирована программа социального сопровождения и развития детей в комбинированных группах, которая включала в себя следующие, условно выделенные блоки:
I. Социальный блок. Предполагает реализацию индивидуально-дифференцированного подхода с учетом гендерных характеристик детей. Необходимость реализации дифференцированного подхода в воспитании становится особенно актуальной в связи с вопросами здоровьясбережения, когда предупреждение различных болезней и формирование здорового образа жизни представляется прогностически ценным для дальнейшего включения личности в социально-культурные, деятельные стороны жизни нашего общества. Цель данного направления обеспечение гармоничной поло-ролевой социализации: становление рефлексивного опыта половой идентификации и формирование психологического пола, усвоение типичных для пола моделей поведения, удовлетворение поло-ролевых предпочтений в различных видах детской деятельности. Внедрение в практику воспитания технологии гендерного подхода к дошкольникам в гетерогенной группе позволят оптимизировать образовательный процесс поло-ролевой социализации детей, в том числе в свете профилактики и здоровьясбережения (И. В. Тельнюк, В. А. Худик, 2004).
II. Медико-профилактический блок. Включает в себя два направления:
1. Профилактика стоматологических заболеваний полости рта. Программа данного направления актуальна для всех детей в комбинированной группе, в ее состав входит диагностический и образовательный компонент, включающий стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание, ориентированный не только на знание, но и на выработку гигиенических умений и навыков.
2. Проведение оздоровительной и профилактической работы средствами моторно-сенсорной коррекции с целью улучшения функционального состояния организма и общего мышечного тонуса детей. Для этого используются следующие формы моторно-сенсорной коррекции: коррегирующая гимнастика для укрепления осанки; гимнастический комплекс для нормализации пищеварительной системы; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика, игры; точечный массаж; физминутки, подвижные игры.
III. Психолого-педагогический блок. Данный блок включает следующие направления:
1. Использование методов арт-релаксации как средства саморегуляции организма ребенка. Целью арт-релаксационных игр и упражнений является снятие психоэмоционального напряжения, путем сознательного изменения мышечного тонуса ребенка. Арт-релаксационные методы и приемы являются наиболее корректными в работе с детьми и способствуют не только психомоторному и речевому развитию, но проявлению адаптивных способностей, улучшая коммуникативно-рефлексивные способности ребенка, что положительно сказывается на общении со сверстниками. В нашей работе применялись следующие методы: ритмотворчество и музыкальная релаксация, изотворчество, словотворчество (сочинительство), природотворчество.
2. Профилактика дидактогений (конфликтных переживаний, связанных с организацией образовательной среды, нарушением педагогического такта) в дошкольном учреждении осуществляется в двух направлениях: профилактика профессионального выгорания у воспитателей, как следствие конфликтных ситуаций в профессионально-педагогической деятельности и профилактика внутренних конфликтов у детей. Формы работы, способствующие профилактике дидактогенных состояний: пропедевтические: планирование и осуществление мер по повышению осведомленности воспитателей в области дидактогении; диагностические: медико-психолого-педагогическое взаимодействие, ориентированное на изучение индивидуальных личностных особенностей детей и педагогов детского сада, выявление пробелов знаний, уровня сформированности навыков, анализ их возможностей; коррекционные: создание адресного сопровождения, работа по индивидуальным программам — по преодолению познавательных трудностей и трудностей в общении, обеспечение психологического комфорта взаимодействия.
Таким образом, описанная система работы с детьми, позволяет оптимизировать службу медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечить их позитивную социальную адаптацию к обычным условиям жизнедеятельности детского коллектива, создать условия для инклюзивного образования. Анкетный опрос детей и их родителей показал, что перечисленные виды деятельности нравятся детям; они помогают развивать у всех групп детей сенсорные способности, способствуют улучшению координации движений, мелкой и крупной моторики; совершенствуют языковые навыки; являются источником хорошего настроения.
Для реализации идей проекта для воспитателей были разработаны анкеты-опросники по теме ОЭР, применен метод «свободных ассоциаций», позволяющий определить личностную возможность и желание педагогов включаться в тему ОЭР. Методом сбора данных у родителей выступил метод анкетирования, как самый доступный и информативный.
Для оценки психического и речевого развития, физического здоровья, полоролевой социализации, адаптации детей в ДОУ, навыков гигиены полости рта у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе нами была разработана диагностическая программа, включающая в себя методы диагностики физического здоровья, психического и речевого развития. Исследование проводилось в течение 2011-2012 учебного года.
Психолог и логопед ДОУ, методист по ОЭР оценивали начальный уровень общего психического и речевого развития и эффективность коррекции расстройств речи у детей во всех видах групп. Изучались особенности психического развития у детей со специфическими расстройствами речи. Оценивались особенности внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционального развития, отношения с родителями в группе детей с расстройствами речи и в группе здоровых детей. Выявлялись гендерные предпочтения тетей в деятельности и общении.
Методы психологического исследования: беседа, наблюдение, методика 10 слов, 10 картинок, модифицированная проба Бурдона, определение кругозора по методике С. А. Банкова, классификация предметов, исключение 4 лишнего, тест Люшера, рисунок семьи; методика комплексной речевой диагностики.
Оценка гендерных предпочтений в деятельности у детей проводилась по специально разработанной методике (И. В. Тельнюк, 1999, 2004).
Оценка навыков гигиены полости рта у детей нами осуществлялась по специально разработанной программе с участием приглашенного детского врача-стоматолога, ассистента кафедры профилактической стоматологии ПСПБГМУ им. акад. И. П. Павлова Гулиевой А.Ю. В диагностической работе были использованы следующие методы: опрос, ориентированный на выявление представлений об уходе за зубами и полостью рта и наличии гигиенических навыков по уходу за полостью рта. Методика Е. Г. Киселёвой для оценки эмоциональных, вербальных и моторных реакций детей при стоматологическом осмотре, метод структурированной беседы, клинический стоматологический метод, индекс гигиены полости рта OHI-S (Грина-Вермиллиона).
Опрос воспитателей и родителей целью выявления у педагогов ДОУ, родителей старших дошкольников уровня знаний и степени владения навыками по гигиене полости рта, наличии вредных привычек. Исследовались особенности соматического и стоматологического статуса старших дошкольников без речевых проблем и у детей с речевыми нарушениями в условиях профилактического стоматологического осмотра и лечения.
Исследованием было охвачено 45 детей: 17 детей со специфическими расстройствами речи, 28 детей без расстройств речи. 10 детей (6 детей с F 80.0, 4 ребенка F 80.1) воспитывались в логопедической группе, 20 детей (2 с F 80.0, 18 здоровых) воспитывались в общеобразовательной группе, 15 детей (3 ребенка F 80.0 и 2 ребенка с F 80.1, 10 здоровых детей) воспитывались в комбинированной группе.
Исследование проводилось в начале и в конце года. На данном этапе были эффективно использованы кадровые ресурсы: работа в мультидисциплинарной команде (руководство ДОУ, психолог-психотерапевт, врач ДОУ, логопед-дефектолог, методист по ОЭР, педагоги-воспитатели).
Описание полученных в ходе диагностического этапа результатов.
I. БЛОК (Социальный).
Результаты диагностики особенностей адаптации и полоролевого взаимодействия у детей старшего возраста в гетерогенной группе.
При анализе материалов, посвященных проблеме полоролевого взаимодействия детей в группе в игровой деятельности было выявлено, что взаимодействие детей, представителей одного пола («М-М», «Д-Д»), в большинстве случаев (70%) более продолжительно, меньше возникает конфликтных ситуаций, уровень игровой деятельности при этом более высок (табл.1). Игры мальчиков («М-М»), связанные общим интересом, привлекательным для них содержанием, более продолжительны, эмоционально приятны детям, положительно влияют на формирование у них мужественности. Игры девочек, также связаны общим интересом.
Табл. 1
Уровни полоролевого взаимодействия детей в игровой деятельности (%)
|
Уровни
|
«М-М»
|
«М-Д»
|
«Д-М»
|
«Д-Д»
|
Низкий
|
-
|
85
|
70
|
-
|
Средний
|
30
|
15
|
20
|
30
|
Высокий
|
70
|
-
|
10
|
70
|
В играх в гомогенной группе дети активнее проявляют инициативу в создании игровой обстановки, развитии сюжета, игровых ролей, доброжелательнее к замыслам других участников игры. Атмосфера общения более доброжелательная. Вместе с тем ситуации конфликта возникают при распределении ролей. Таким образом, продолжительность и характер взаимодействия детей по разным моделям, принятие позиции субъекта деятельности зависят от тематики и содержания игр, эмоциональных приоритетов детей, особенностей складывающихся отношений. В исследовании не было выявлено исключения детей с особыми возможностями здоровья разного пола из игры по причине того, что ребенок плохо говорит.
Девочки, лишенные отцовского внимания в семье, в поведении со сверстниками-мальчиками проявляют себя по-разному: одни сторонятся и не принимают «мужских знаков внимания», держатся и играют больше с девочками. Другие девочки, отличающиеся лучшей адаптивностью, общительностью легко вступают в позицию субъекта в игре, чувствуют себя раскрепощено как с девочками, так и с мальчиками.
По-разному проявляют себя и мальчики. Некоторые мальчики больше играют и общаются с девочками, сторонясь своих сверстников, так как им больше знакома модель общения с женщинами, усвоенная в условиях семьи. Другие мальчики тянутся к общению с мальчиками, тем самым, компенсируя недостаток мужского внимания в семье. Такие результаты свидетельствуют о необходимости проведении особой работы воспитателем и психологом по налаживанию общения, положительных взаимоотношений между девочками и мальчиками среди детей, воспитывающихся в условиях семьи без отца.
Наибольшая продолжительность и эффективность общения у детей наблюдается, если ребенка интересует сама игра и партнёр, возникает желание сохранить игровое объединение. В центре внимания ребенка находится не только развитие сюжета и выполнение игровых действий, но и установление, поддержание доброжелательных отношений с другими детьми, проявление отзывчивости и внимания к ним. Анализ взаимоотношений девочек и мальчиков показал, что 70% старших дошкольников отдают предпочтение в общении сверстникам одного с ними пола.
Успешному протеканию процесса поло-ролевой социализации, развитию самостоятельности девочек и мальчиков может способствовать знание детьми структуры деятельности и овладение ими позицией субъекта в интересном для пола виде деятельности.
Таким образом, для протекания успешной полоролевой социализации дошкольников и адаптации всех детей, необходимо применение гендерного подхода в гетерогенной группе.
II. БЛОК (психолого-педагогический).
В ходе диагностической работы нами проведен психолого-педагогический анализ полученных данных. В таблице 2 приведены результаты диагностики основных психических функций и частота показателей ниже возрастной нормы у детей основной и контрольной группы (в начале года).
Таблица 2.
Результаты сравнительных исследований групп детей
Группы
|
Ср.возр.
|
Память
|
Внимание
|
Мышление
|
Интеллект
|
Эмоц. развитие
|
контрольная
|
6,3
|
7,1% (2)
|
10,7% (3)
|
3,55% (1)
|
3,55% (1)
|
7,1% (2)
|
основная
|
6,5
|
47% (8)
|
52,9% (9)
|
29,4% (5)
|
35,3% (6)
|
47% (8)
|
Результаты исследования показали, что, частота встречаемости показателей ниже возрастной нормы у детей с расстройствами речи выше, чем в контрольной.
У детей основной группы также чаще встречались нарушения отношения с родителями по сравнению с контрольной группой (10,7% и 29% соответственно).
В конце года было проведено повторное обследование (табл. 3).
Таблица 3.
Результаты повторного сравнительного исследования групп детей
Группы
|
Ср. озр.
|
Память
|
Внимание
|
Мышление
|
Интеллект
|
Эмоц. развитие
|
Контрольная
|
7,3
|
3,55% (1)
|
3,55% (1)
|
(0)
|
(0)
|
3,55% (1)
|
Основная
|
7,4
|
11,7% (2)
|
17,55% (3)
|
(0)
|
11,7% (2)
|
11,7% (3)
|
Как видно из данных, представленных в таблице, отмечается значительная положительная динамика по улучшению показателей по основным психическим функциям.
Следующим этапом исследования, было проведение оценки изменений показателей психического развития у детей в логопедической, общеобразовательной и комбинированной группе. Из 2 детей с расстройствами речи в общеобразовательной группе, у 1 ребенка сохранились показатель ниже возрастной нормы по памяти, вниманию, интеллекту и эмоциональному развитию. Таким образом, в общеобразовательной группе положительная динамика отмечается только у 1 ребенка из 2 детей со специфическими расстройствами развития речи и языка.
В группе компенсирующей направленности снижение показателей по памяти, вниманию сохранились у 1 ребенка и у 2 детей сохранились нарушения эмоционального развития. Таким образом, в логопедической группе у 9 из 10 детей со специфическими расстройствами развития речи и языка, отмечается положительная динамика.
В комбинированной группе у 1 ребенка сохранились сниженные показатели по вниманию и интеллекту. В комбинированных группе отмечается положительная динамика у 4 детей, из 5 детей со специфическими расстройствами развития речи и языка. Нарушений эмоционального развития в конце года не диагностируется ни у одного ребенка.
В группе компенсирующей направленности обучение проводилось по специальной программе, с детьми каждый день проводились занятия с учителем-логопедом, 1 раз в неделю занятия с педагогом-психологом, по необходимости проводились психотерапевтическая коррекция. В общеобразовательной группе по общей программе, работа логопеда и психолога носила консультативный характер.
В группе комбинированной направленности была разработана специальная программа, логопед работал с детьми 5 раз в неделю, 2 раза в месяц педагог-психолог, по необходимости проводилась психотерапевтическая коррекция.
Таким образом, по результатам психолого-педагогического исследования показана достаточно высокая эффективность функционирования комбинированных групп. Создание комбинированной группы позволяет находить более эффективные пути работы с детьми с ограниченными возможностями, создающие оптимальные условия по самореализации ребенка и интеграции его в общество. Воспитание детей в комбинированной группе поможет личностному развитию ребенка.
Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности по интегрированному развитию детей с ОВЗ и здоровых детей.
Для оценки готовности педагогов к инновационной деятельности по интегрировнному развитию детей с ОВЗ и здоровых детей в рамках педагогических советов, посвященных организации опытно-экспериментальной работы нами была проведена методика свободных ассоциаций. Анализ полученных данных показал, что 22% педагогов имели позитивный настрой на работу в рамках проводимого совещания, активно включались в обсуждаемые темы (проблемы) и завершали мероприятие на рабочей волне с готовностью к активной деятельности. 74% — не имели рабочего настроя, причем из них 56% активизировались на завершающем этапе педагогического совета, а 18% сохранили пассивность до конца мероприятия и были рады его окончанию. 4% присутствующих испытывали соматическое недомогание (головокружение, головная боль).
Таким образом, полученные результаты показали необходимость в организации дополнительных, стимулирующих к работе мероприятий.
Анкетирование родителей показало 100% положительное отношение к организации опытно-экспериментальной работы в дошкольном учреждении. Многие 78% отметили, что ребенок делится дома тем, что узнал нового в детском саду, рассказывает о той совместной деятельности, которая была организована воспитателем. В 84% случаев родители предоставляют своим детям возможность посещать учреждения дополнительного образования: спортивные секции, занятия по подготовке к школе, танцевальные и художественные студии. Поэтому целенаправленная работа по укреплению здоровья их детей, грамотному формированию и развитию КГН, в 100% случаев оценивается положительно.
В ходе исследования в 100% случаев нами выявлено положительное отношение к инклюзивному образованию («дети учатся толерантности, а отстающие тянутся за здоровыми», «в окружении обычных детей, дети с проблемами в здоровье не чувствуют себя «особенными», «это воспитывает доброту и уважение к окружающим», «позитивно, если хороший педагог в группе, способный привить правильное отношение у детей друг к другу» и др.). Однако 36% родителей отметили, что «не против» с оговоркой, что включаемые в группу дети с ОВЗ не должны страдать психическими расстройствами, сопровождающимися негативным поведением, нарушающим безопасное психологическое пространство в группе («да, если нет выраженной агрессии и злобы у «ограниченных» детей», «пусть посещают вместе со здоровыми, если это не повредит здоровым детям и не будет препятствовать их развитию», «да, если общение будет адекватным, часто дети с проблемами привыкают, что им все должны уступать и проявляют не корректное поведение» и др.).
Ш БЛОК (медико-профилактический)
Анализ результатов исследования по гигиене полости рта, для организации педагогической работы с целью профилактики стоматологических, ЛОР-заболеваний и здоровьясбережения детей в ДОУ. Педагоги отметили недостаток собственных знаний по данной проблеме, отсутствие методических навыков профилактической работы с детьми. Воспитатели отметили необходимость привлечения специалиста-стоматолога для консультирования педагогов по обучению детей правилам гигиены ротовой полости. Все опрошенные родители указали, что рассказывают и показывают ребенку, как нужно чистить зубы и проводят беседы о вреде сладкого. Однако к специальному обучению стоматологом чистке зубов и профилактике стоматологических заболеваний никто из родителей не обращался.
Анализ медицинских сведений детей показал, что: 68,4% обследованных детей относились к II – Б группе здоровья (часто болеющие 4 и более раз в год); 31,6 % относились к III группе здоровья (наличие хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации). Наиболее часто зарегистрированные заболевания: 28,6% — атопический дерматит и другие проявления аллергических реакций; 21,4 % — аденоиды; 35,7% — фарингит; 42,8% — острый гастрит; 24,5% — отит.
На втором этапе исследования при стоматологическом осмотре детей, только в 8,3% случаев не было выявлено патологических изменений твердых тканей зубов. В 91,7% детей обнаружены кариозные полости, различной глубины и локализации, при этом следует отметить, что только у 7,5% детей, из числа нуждающихся в лечении, ранее проводилась санация полости рта.
В ходе исследования нами было установленно, что всем детям с нарушением речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, наибольшие трудности были выявлены при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечена недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
При осмотре, после проведения не контролируемой чистки зубов, было установлено, что у 92,8% детей гигиеническое состоянии расценивалось как не удовлетворительное (OHI-S =1,82), лишь у 7,2% детей индекс гигиены составил (OHI-S = 1,59), что указывает на удовлетворительную гигиену. Ни у одного из осмотренных детей не было зарегистрировано хорошей гигиены полости рта (OHI-S = 0,6).
При проведении оценки поведения детей на стоматологическом приеме по методике Е.Г.Киселёвой было выявлено, что 64,5% детей можно отнести к «негативным» (средние признаки); 24,5% детей к «негативным» (легкие признаки); 10% детей проявили «нейтральное» поведение.
Таким образом, проведенное исследование, выявило, дефицит знаний и навыков гигиены полости рта у родителей и детей ДОУ. Педагоги обнаружили отметили потребность в знаниях, позволяющих целенаправленно и грамотно организовывать профилактическую работу с детьми в обозначенном направлении, в том числе и в преодолении вредных привычек у детей.
Обследование детей специалистом показало, что у подавляющего числа детей имелись стоматологические заболевания, требующие лечения.
Описание проведенной преобразующей работы в рамках инновационной деятельности.
На основании проведенного диагностического исследования, в рамках трех блоков, были разработаны основные направления программы ОЭР:
Программа социального сопровождения и развития детей в комбинированных группах строится по следующим, условно выделенным блокам.
I. Социальный блок. Предполагает реализацию индивидуально-дифференцированного подхода с учетом гендерных характеристик детей. Работа в данном направлении строилась по технологии гендерного подхода, разработанной И. В. Тельнюк (подробно описано в работе: Тельнюк И. В., Худик В.А. Гендерный подход в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников: теоретические и прикладные аспекты. – СПб.: Изд-во СПбАППО, 2004. – 158 с.). Указанная технология была адаптирована к условиям инклюзивного образования и позволила применять индивидуально дифференцированный подход в соответствии с особенностями развития ребенка с ОВЗ и здоровых детей, учитывая половую принадлежность
II. Медико-профилактический блок. Включает в себя два направления:
1. Профилактика стоматологических заболеваний полости рта.
Исходя из результатов стоматологической диагностики совместно с врачом стоматологом были разработаны и проведены специальные игровые занятия и игры, которые способствовали формированию стоматологического здоровья дошкольников с ОВЗ и их здоровых сверстников. Примерный перечень тем отражает направленность работы педагога с детьми, свидетельствует о поэтапном характере формирующихся знаний, навыков и умений по гигиене полости рта (табл.4).
Табл.4.
План игровых обучающих занятий по гигиене полости рта для старших дошкольников в комбинированной группе:
№
|
Тема
|
Цель
|
кол-во занятий
|
1.
|
«Кто живет у нам во рту?».
|
Познакомить детей со строением полости рта и ее составляющими частями, показать назначение каждой части для формирования знаний и представлений.
|
1
|
2.
|
«День рождения зубика».
|
Закрепить знание детей о смене молочных зубов, активизировать внимание на личном опыте.
|
1
|
3.
|
«Здоровые зубы всем нужны!»
|
Показать, что от здоровья зубов зависит общее здоровье (состояние) организма.
|
1
|
4.
|
«В гости к Зубной фее и мистеру Ортодонту».
|
Познакомить с профессией врач-стоматолог. Формировать эмоционально-положительное отношение к медицинской стоматологической помощи, доктору и его помощникам.
|
|
5.
|
«Приключения больного зубика» или «Чтобы зубы не болели».
|
Развивать у детей понимание необходимости соблюдения правил и элементарных приемов ухода за полостью рта.
|
1
|
6.
|
«Королева Зубная Щетка и её помощники».
|
Познакомить детей с предметами гигиенического ухода за полостью рта и их правильном хранении.
|
1
|
7.
|
«Наводим порядок в домике «Ротик» или «Генеральная уборка»
|
Познакомить детей с правилами ежедневного систематического ухода за ротовой полостью. Акцентировать внимание на технике ухода за полостью рта в течение дня. Познакомить с техникой правильной чисткой зубов и полосканием полости рта.
|
2
|
8.
|
«День за днем»
«Ухаживаем за зубами правильно».
|
Закреплять умение правильно ухаживать за зубами и ротовой полостью: чистить зубы, полоскать рот.
|
2
|
9.
|
«Путешествие в царство Королевы Еды» или «Что полезно для зубов?».
|
Познакомить с пользой и вредом некоторых пищевых продуктов для зубов; гигиене их хранения и употребления. Формировать положительное отношение к полезной еде.
|
1
|
10.
|
«Сказки-зубастики».
|
Обобщить знания и опыт детей о профилактике и гигиене полости рта.
|
1
|
Данная работа была рассчитана на пол года и принесла положительную динамику по результатам стоматологического осмотра.
2. Проведение оздоровительной и профилактической работы с детьми средствами моторно-сенсорной коррекции.
В последние годы заметно выросло количество дошкольников с нарушением осанки, координации движений, физически ослабленных. Их мышечная физическая нагрузка уменьшилась в силу чрезмерного увлечения интеллектуальным развития детей.
Работу с детьми мы планировали исходя из результатов диагностики.
Опрос родителей в начале года показал, что: 90% детей группы увлекаются компьютерами и просмотром телепередач; 85% детей заняты после детского сада статичными нагрузками: занятия по подготовке к школе, посещение занятий музыкой, ИЗО и др. И только 15% ребят посещают спортивную секцию. Именно поэтому в детском саду мы постарались компенсировать недостаток физического развития детей.
Формы моторно-сенсорной коррекции:
• коррегирующая гимнастика для укрепления осанки;
• гимнастический комплекс для нормализации пищеварительной системы;
• дыхательная гимнастика,
• гимнастика для глаз;
• пальчиковая гимнастика, игры;
• точечный массаж;
• физминутки, подвижные игры.
Медицинский осмотр в конце года показал:
- осмотр хирурга не выявил нарушений осанки и др. патологий ни у одного ребенка;
- осмотр окулиста показал, что практически у всех детей нет нарушений зрения, исключение – 1 ребенок, который наблюдается у данного специалиста с 4-х лет;
- неврологических патологий у 100% детей не выявлено;
- стоматологический осмотр в начале года и конце позволил спланировать и провести профилактическую работу и своевременное санирование полости рта;
- осмотр лор-врача обнаружил патологию у одного ребенка (рекомендовано удаление аденоидов).
Таким образом, вышеперечисленные виды деятельности с детьми помогают в укреплении здоровья как здоровых детей, так и детей с ОВЗ, способствуют общей психофизиологической гармонизации.
III. Психолого-педагогический блок. Состоит из двух направлений:
1. Использование методов арт-релаксации как средства саморегуляции организма ребенка.
Применение различных методов корригирования психомоторных функций у старших дошкольников обусловлено их подготовкой к начальному школьному образованию, что немаловажно как для здоровых детей, так и для лиц с ОВЗ. Арт-релаксационные методы и приемы являются наиболее корректными в работе с детьми и способствуют не только психомоторному и речевому развитию, но проявлению адаптивных способностей, что эффективно отражается на подготовке старших дошкольников к обучению в школе. По мнению педагогов, применяющих арт-терапевтические методы и приемы в своей работе с детьми, обнаруживающими ОВЗ, уже через несколько недель у воспитанников наблюдается смягчение психосоматического состояния, улучшается тонкая моторика рук и действий, связанных с изобразительной деятельностью, формируются навыки речевого взаимодействия.
Это достигается при реализации следующих воспитательных задач: 1) укрепления и сбережения здоровья детей путем создания благоприятной психологической атмосферы в группе и использования оздоровительных методик; 2) формирования у детей умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания; 3) развития таких личностных качеств, как отзывчивость, сочувствие, принятие других, скромность; 4) развития речевой культуры, слухового и зрительного внимания. Кроме этих задач, педагогу приходится решать и другие, связанные с вопросами адаптации детей к среде образовательного учреждения, подготовки их к новым жизненным условиям при переходе к школьному обучению.
Для реализации выше перечисленных задач нами используются следующие направления АРТ-релаксации:
Ритмотворчество. В основе данного направления лежит методика мозжечковой стимуляции как не медикаментозное неврологическое восстановление. Суть методики заключается в ритмичном действии на организм и гармонизация нервной системы. Многократное повторение какого-либо действия, движения с хлопком, притопом помогает нервной системе находить собственный темпо-ритм, следовать ему, налаживая общемозговой ритм. После проведения таких занятий воспитателем группы, дети начинают заниматься собственным ритмотворчеством, «звуковой режиссурой», придумывать свои ритмичные мини-постановки.
Для детского «звукового режиссирования» нами использовались следующие материалы:различные банки, орехи, пуговицы, крупа, колокольчики, бумага, полиэтиленовые пакеты; подборка аудиозаписей.
Природотворчество— является эффективным способом самовыражения чувств и переживаний, гармонизации внутреннего мира, средством развития речевых навыков, мелкой моторики рук при помощи разнообразных природных материалов.
Акватворчество. В своей работе мы используем воду для снятия эмоционального напряжения, развития творчества и креативности детей. Оборудование и материалы для занятий: стол для игр с водой, тазики, всевозможные ёмкости для воды, губки, жидкое мыло, краски, формочки, воронки и др.
4. Линия-творчество. Цель данного направления – познакомить детей с возможностью создавать творческие работы посредством нестандартных материалов, развивать аккуратность, умение работать слаженно.
Для организации таких форм совместного творчества необходимы следующие материалы: палочки, тесьма, шнурки, пряжа, нити, разного цвета и фактуры, длинные мягкие разноцветные бигуди.
Картины из пуговиц. В целях безопасности занятия с пуговицами рекомендуются только для старших дошкольников. Дети учатся из нестандартных материалов создавать художественные образы, развивают воображение, фантазию. Получают положительные эмоции. Для такой творческой деятельности нужны пуговицы разного размера, цвета, формы, материала, фон в виде ковриков различных цветов формы и размера.
Поскольку работы созданные из таких материалов как вода, пуговицы, нитки недолговечны, рекомендуется их фотографировать, в дальнейшем это побуждает ребят рассказывать о своих работах, что в свою очередь способствует развитию коммуникации, улучшает эмоциональное состояние.
Речевое творчество помогает приобретению речевого опыта и облечению собственной мысли в слово; способствует речевому развитию посредством актуализации внешней речи; развивает фантазию, творческое самовыражение с помощью слова; пробуждает желание рассказать свою личную историю другим детям; налаживает процесс коммуникативного взаимодействия и гармоничного общения всех детей в группе.
Таким образом, проведенная работа и наблюдения показали, что все вышеперечисленные направления деятельности и игровые упражнения воспитателя с детьми очень нравятся детям, помогают развивать как у здоровых детей, так и у детей с нарушениями речи сенсорные способности, чувство ритма, цвета, композиции; способствуют развитию мелкой моторики; являются источником хорошего настроения, доставляют детям много радости, улучшают психологический микроклимат и взаимоотношения детей в группе.
2. Профилактика профессионального выгорания у воспитателей и профилактика конфликтов.
Уровень предметно-профессиональной подготовки воспитателей нередко ограничен опытом их непосредственной профессиональной деятельности, тогда как вопросы инклюзивного образования, учитывающие особенности развития детей, например, с недоразвитием речи, задержкой психического развития или проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания и др. им знакомы понаслышке. Свою деятельность в комбинированной группе они осуществляют, больше руководствуясь интуицией, пользуясь наработанным практическим опытом, что требует дополнительного бучения воспитателей на курсах повышения квалификации, а также включение их в работу создаваемых служб медико-психологического и социально-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. В ДОУ организованна методическая консультативная помощь педагогам, ведется регулярная работа по повышению квалификации своих сотрудников на городских, районных курсах повышения квалификации, а так же внутри самого ДОУ совместно с социальными партнёрами ПСПБГМУим. И.П.Павлова, Педиатрическим университетом.
Изложенное выше свидетельствует, что данная система работы позволила оптимизировать службу медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечить их позитивную социальную адаптацию к обычным условиям жизнедеятельности детского коллектива, создать условия для инклюзивного образования.
Поделиться: