Авторcтво: Мартынова Галина Георгиевна, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ гимназии №25 Иркутска |
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС. Поскольку ключевое понятие – «деятельность – это система», поэтому сохраняя лучшие традиции, накопленный опыт и стабильно высокие результаты образования, гимназия переориентирует гимназическое образование на новые образовательные результаты, выстраивая определенную последовательность заданного процесса.
Исходим прежде всего из того, что для эффективной реализации этих масштабных инновационных изменений необходимо помочь каждому педагогу осуществить концептуальное и практическое осмысление новых стандартов, определить направления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся. И поскольку переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения, то перестройка сознания учителя к обучению по новым стандартам заключалась прежде всего в освоении новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления, знание принципов построения урока, типологии уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода, постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства в применении технологий деятельностного типа. Таким образом, педагог, как основной субъект инноваций, приобретает опыт педагогического проектирования, что является сегодня первостепенной задачей администрации учреждения.
Следует отметить, что одним из первых шагов в работе по перестройке сознания учителя гимназии стало достижение соответствия рабочих программ по предметам и курсам, занятиям внеурочной деятельности требованиям к их разработке и переход на технологические карты при проектировании и проведении урока.
При организации образовательного процесса на системно-деятельностной основе мы учитываем как и прежде психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка, чтобы применять формы деятельности, присущие каждому возрастному этапу и индивидуальным особенностям ребенка.
В связи со смещением акцента с усвоения фактов на овладение способами деятельности в обучении, а гимназии проводится большая работа по созданию банка новых форм комплексных метапредметных тренировочных и диагностических работ на базе источника. Именно такие работы будут использоваться в независимых экспертизах.
Гимназия постоянно совершенствует механизм разработки учебного плана. В условиях введения ФГОС всем учреждениям предоставлены «свободы» в формировании учебного плана. Именно часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с их запросами и должна отражать специфику учреждения, сохранить преемственность с начальной школой и при этом обеспечить пропорцию в распределении времени обучения обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Мы считаем целесообразным разнообразить формы организации образовательного процесса чередованием урочной и внеурочной деятельности, что по рекомендации стандарта является условием полноценного развивающего образовательного процесса и находится в компетенции образовательного учреждения.
Поскольку принципиально новым в системе достижения и оценки планируемых результатов является формирование способности учащегося выполнять проектную работу, решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, поэтому в гимназии активное развитие получает проектная деятельность, коллективные творческие дела – это то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора, готовит их к жизни и определяет системно-деятельностный подход. В проведении проектной работы считаем важно добиться правильного понимания учителями и учащимися сути и результата этой работы.
Часы внеурочной деятельности стали органическим продолжением учебных занятий. Видим на практике, что целесообразно разнообразить формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения и тогда внеурочная работа вызывают большой интерес у учащихся, поддерживает мотивацию обучения в целом.
В целях усиления личностной направленности образования учащихся расширен спектр мероприятий по освоению обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формированию норм здорового и безопасного образа жизни, формированию готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности. В связи с этим получили развитие в гимназии новые формы взаимодействия образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями, учреждениями спорта, культуры, здравоохранения, общественными организациями, социальными институтами детства. Вместе с этим считаем необходимым активнее развивать систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.);
В достижении планируемых результатов очень важным и трудным звеном стала разработка учреждением механизма формирования предметных, метапредметных, личностных результатов, именно разработка методик и инструментария, критериев и показателей по оценке уровня сформированности предметных и метапредметных умений.
В целях контролируемости и своевременной коррекции процесса достижения планируемых результатов основной образовательной программы в учреждении разработана система различных мониторинговых процедур (мониторинг введения ФГОС, психолого-педагогический мониторинг оценки сформированности УУД, мониторинг успешности социализации).
Родители учащихся – участники в реализации ФГОС. Семья выступает в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребенка, его образовательных потребностей, и в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Поэтому особое внимание обращаем нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни гимназии. Во-первых, это заключение двустороннего договора о предоставлении образовательных услуг между самим учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся. Во-вторых, это локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие государственно-общественный характер управления и участие родителей в их разработке. В-третьих, иные договоры, соглашения и т.д., необходимые для жизнедеятельности учреждения, например, соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения журналов, введение формы в 1-х классах и т.д. Спланирована и активно проводится система мероприятий по развитию психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам введения ФГОС, по содействию семьи в социализации обучающихся, сохранению физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Реализуя на практике многие вариативные направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса гимназии (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья) получили развитие новые вариативные направления (психолого-педагогическая поддержка участников олимпиад; обеспечение осознанного и ответственного выбора профессиональной сферы деятельности; поддержка детских объединений и ученического самоуправления).
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования должно иметь необходимые материально-технические условия для обеспечения образовательной, административной и хозяйственной деятельности. Гимназия обновляет оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств. Для соответствия требованиям к минимальной оснащенности образовательного процесса учреждению требуется время и дополнительные источники финансирования.
Управление образовательным процессом
Развитие личности школьника посредством универсальных учебных действий является сегодня целью гимназического образования. Теперь учебный предмет в гимназии – это средство обучения, а предметом усвоения стала учебная деятельность ученика. Обучение принимает деятельностный характер, что и требует ФГОС второго поколения. Процесс введения ФГОС в гимназии управляем.
За два года опережающего введения новых стандартов проведена работа по созданию модели реализации ФГОС на основе следующих управленческих действий:
· Работает Совет гимназии по реализации ФГОС и рабочие группы по направлениям, которыми руководят ответственные заместители директора по данным направлениям
· Разработан, корректируется и реализуется план-график мероприятий по введению ФГОС по направлениям: нормативно-правовое обеспечение, организационно-методическое, кадровое, информационное, психолого-педагогическое, финансово – экономическое обеспечение введения ФГОС ООО;
· Разработаны необходимые положения, локальные акты, изданы приказы на уровне гимназии, регламентирующие введение ФГОС в соответствии с нормативными документами Федерального и регионального уровня;
· Внесены изменения в должностные инструкции учителя-предметника, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, классного руководителя;
· Разработана и реализуется в гимназии форма договора о предоставлении обучающемуся общего образования по новым стандартам;
· Сформирована, корректируется и реализуется образовательная программа для классов обучающихся по ФГОС в основной школе;
· Проведена серия педагогических советов, адмнистративных совещаний по подготовке и координации деятельности педагогов в реализации ФГОС;
· Проводится работа по определению зон проведения внеурочной деятельности, созданию оптимальной модели внеурочной деятельности, организована проектная деятельность с учащимися; пролонгированы договоры о взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, общественными организациями, социальными институтами детства;
· Разработан план-график повышения квалификации по освоению ФГОС. Все учителя, работающие в 5-6 классах прошли подготовку по реализации ФГОС. Педагогические работники, которые будут работать в 5 классах в предстоящем учебном году, проходят подготовку в течение года для работы по ФГОС. 15 педагогов-руководителей завершили профессиональную переподготовку в объеме 850 часов в феврале 2014г. по программам «Менеджмент в образовании» Центра дополнительного образования БГУЭП, где прошли обучение также и по модулю «Управление инновационными процессами»
· На сайте гимназии постоянно размещается информация по ознакомлению участников образовательного процесса с ходом реализации ФГОС
· В гимназии реализуются целевые программы «Креативный учитель», «Психолого-педагогическое сопровождение креативного развития личности гимназиста», «Интеллектуальная адаптация дошкольников к систематическому обучению»; «Воспитание успехом»
· Проведено дополнительное оснащение учебно-материальной базы учебных кабинетов учебным оборудованием, мебелью, дидактическим материалом, компьютерами, проекторами, мультимедийными досками. Разработаны единые паспорта всех учебных кабинетов, включающих перспективные планы развития кабинета, проведена каталогизация всего имеющегося оборудования, пособий, учебных материалов;
· Программно-методическое обеспечение и рабочие программы по предметам, в том числе по внеурочной деятельности приведены в соответствие с требованиями ФГОС; проводится работа по созданию новых программ внеурочной деятельности.
· Реализуется план специальных научно-методических мероприятий с педагогическими работниками по обеспечению введения ФГОС ООО;
· Разработан план контроля и мониторинга реализации ООП в основной школе;
· Формируется банк диагностического инструментария по отслеживанию планируемых результатов основной образовательной программы.
· Отрабатывается механизм оценки планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных).
В целях разработки системы мониторинга достижения личностных результатов обучающихся основной образовательной программы по реализации ФГОС ООО на базе гимназии создана базовая кафедра «Практическая психология в образовании» Института психологии ФГБОУ ВПО ВСГАО. Гимназия получает помощь в решении практических задач введения ФГОС, создании системы мониторинга по формированию универсальных учебных действий.
Для эффективной реализации программы воспитания и социализации, гимназия активизировала взаимодействие с правовыми органами, с учреждениями здравоохранения, социальными институтами и общественными организациями и учреждениями:
· Дошкольными учреждениями воспитания детей МБОУ ДОД Детский сад № 28 и № 157 в соответствии с программой «Интеллектуальная адаптация дошкольников к систематическому обучению в гимназии», разработанной при взаимодействии с Институтом психологии ВСГАО;
· Центром интенсивного развития способностей «Славио» г. Иркутска;
· Городской детской поликлиникой № 2, Центром профилактики наркомании, Центром профилактики, реабилитации и коррекции;
· Правовыми органами содействия гимназии (ОДН, КДН и ЗП, Юридическая клиника «Ювента» Юридического института ИГУ);
· Санаторная Школа – интернат №12 для детей, оставшихся без попечения;
· ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции»;
· Молодежная коммерческая организация добровольческой деятельности «Город» - при администрации г.Иркутска; ветеранов
· Совет ветеранов Октябрьского района г. Иркутска;
· Физкультурно-оздоровительный комплекс Байкал - Арена
· ВГТРК «Вести – Иркутск» (видеосюжеты к коллегии сняты при взаимодействии с компанией);
· Редакция газеты «Комсомольская правда» (в г. Иркутске).
Для реализации функции контроля за введением ФГОС в гимназии создана модель мониторинга введения ФГОС. Определены субъекты и объекты контроля, цели, вид контроля, методы сбора информации, периодичность, что дает нам возможность контролировать процесс реализации ФГОС, своевременно вносить коррективы (Приложение 2). Общее руководство мониторингом осуществляет директор, координирует деятельность всех участников Совет по реализации ФГОС, принимает решения. Ответственный за реализацию ФГОС - заместитель директора по научно-методической работе, который планирует, организует, координирует деятельность всех участников по направлениям. Члены научно-методического совета оказывают консультационную, информационную, технологическую поддержку педагогам, участвующим в реализации ФГОС, организуют работу по повышению их квалификации, осуществляют методическое сопровождение, что позволяет создать условия для работы в новых условиях.
В рамках введения ФГОС в гимназии созданы 4 междисциплинарные рабочие группы, в состав которых вошли учителя разных предметов, как мастера, так и молодые педагоги:"Формирование универсальных учебных действий", "Формирование ИКТ-компетентности обучающихся", "Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности", "Основы смыслового чтения и работа с текстом", задача которых состояла в разработке данных программ на начальном этапе, планов действий по ним на текущий период, разработка механизма оценки эффективности внедрения данных программ.
Согласно разработанному в гимназии мониторингу и механизму оценки достижения планируемых результатов в конце текущего учебного на Совете по введению ФГОС будет выявлена степень реализации поставленных целей в текущем учебном году.
Особенности учебного плана и расписания гимназии
В этапе перехода на новые образовательные стандарты в МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска в текущем учебном году сформированы 5А, 5Б, 5В, 5Г «пилотные» классы и продолжают обучение 6А, 6Б, 6В «пилотные» классы. При разработке учебного плана для этих классов использовался годовой учебный план для V – VI классов образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования по ФГОС ООО. Гимназия взяла за основу вариант с 1 иностранным языком и, где география и биология - по 1 часу. По итогам изучения спроса обучающихся и их родителей во всех классах в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» выбран курс «Основы светской этики».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса сохраняет преемственность, а также отражает специфику гимназии. Часть, формируемая участниками образовательного процесса – это всего лишь 3,5 часа, которые использованы нами прежде всего на второй иностранный язык (2 часа в неделю) и информатику (1 час в неделю) в целях сохранения преемственности с начальной школой. Таким образом, отдав часы на сохранение преемственности дисциплин в учебном плане при недельном распределении не остается практически часов на введение курсов, учебных предметов, обеспечивающих социализацию ребенка. Для нас правомерно встал вопрос, как же тогда учитывать образовательные потребности школьников, родителей в «части, формируемой участниками образовательного процесса», если количество часов, оставшихся от 3,5, незначительно мало – всего 0,5 часа для реализации задач нового стандарта. Ответ на этот вопрос кроется в самом стандарте, в рекомендациях по соблюдению пропорций 70% и 30% при разработке основной образовательной программы учреждения. Следуя рекомендациям, в текущем году проведена работа по комплексному анализу учителями-предметниками УМК, содержания учебных предметов, пришли к выводу, что учебный план, который является основным механизмом реализации ООП при грамотном подходе к данному соотношению можно конструировать иначе, нежели при его традиционном его формировании.В основе разработки учебного плана планируем использовать опыт других школ «пилотов» - модульный подход, как внутрипредметный, так и межпредметный, направленный на развитие метапредметных умений, разработан его проект.Видение внутренних и внешних предметных связей, интеграция с другими предметами позволит объединять часы для проведения интегрированных модулей. В целом объем часов по предмету выполняется, но часть из них – в рамках обязательного образовательного межпредметного модуля, формирующего УУД. Учащийся получит возможность в течение года изучить по нашему учебному плану до семи разных предметов и курсов (зависит от количества учебных часов, отправленных на модуль). При этом может появиться возможность чередования форм урочной и других форм учебных занятий в рамках линейного расписания, но может появиться проблема с составлением нелинейного расписания, но по формулировке стандарта это также решается самим учреждением.
Модель внеурочной деятельности
Важным дополнением урочной деятельности в гимназии является внеурочная деятельность, которая представлена пятью направлениями. Обучающиеся заняты по интересам, увлеченно занимаются, дополняя основную учебную деятельность. Разработанная внеурочная деятельность в гимназии не претендует быть единственно верной, в ее основе лежит ресурсы учреждения и учреждений-партнеров.В гимназии выстроена комбинированная организационная модель: реализуется оптимизационная модель и модель дополнительного образования. Оптимизационная модель реализуется на внутренних ресурсах. При организации внеурочной деятельности гимназия использует собственные кадры – педагоги дополнительного образования, учителя -предметники, социальные педагоги, психологи. Преимущества ее в минимизации финансовых расходов, создании единого образовательного и методического пространства и организационном единстве всех структур. Модель дополнительного образования реализуется через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта в части использования возможностей для занятий. Преимущества этой модели в привлечении квалифицированных специалистов, расширении спектра направлений, в развитии социальной и академической мобильности детей. В настоящее время модель внеурочной деятельности гимназии обогащается взаимодействием с образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта: Иркутский областной музыкальный колледж им. Шопена, МБОУ ДОД ДМШ №7, Иркутский колледж олимпийского резерва, Иркутское театральное училище, МБОУ ДОД ДЮСШ № 5, ОГОБУ ДОД Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области, ГБУК Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутское региональное отделение ВООПиК; музей ледокола «Ангара», Областной историко-мемориальный музей декабристов, ТЮЗ им. Вампилова, Молодежная коммерческая организация добровольческой деятельности «Город» при администрации города, Байкал-Арена.
Формы проведения занятий также разнообразны: организационно-деятельностные игры, образовательные путешествия, экскурсии, конкурсы. Все занятия внеурочной деятельности учитывают традиции и ценности воспитательной системы гимназии и на аудиторные занятия отводится не более 50% учебного времени. Обязательным этапом каждого занятия внеурочной деятельности является ключевое дело – праздники, театральные постановки, акции, выставки, защита проектов, фестивали, творческие конкурсы, соревнования, экологические десанты и другие коллективные творческие дела. Ключевые дела, являющиеся компонентом внеурочной деятельности включены в годовую циклограмму воспитательной работы гимназии и позволяют реализовать основную идею ФГОС на этапе основной школы – учить учиться в общении. Ученик приобретает опыт самостоятельного общественного и творческого действия. Участие ученика в этих мероприятиях добровольное, в соответствии с интересами и склонностями. Внеурочная деятельность соответствует возрастным особенностям учащихся. При проведении занятий внеурочной деятельности сохраняется преемственность технологий учебной деятельности, т.е. сохраняется практико- деятельностная основа обучения. У каждого ученика есть свой портфолио, где отражает приобретенный опыт учебной и внеучебной работы. Полноправными участниками внеурочной деятельности учащихся стали родители учащихся, значительно возросла степень их участия в жизни гимназии и в личностном становлении ученика. Такое содружество учащихся, учителей, родителей мотивирует деятельность учащихся, делает ее яркой, интересной, социально-привлекательной и значимой для ученика.
Для эффективного использования предметов внеурочной деятельности, при формировании групп учитывается занятость детей, организованная их родителями в других учреждениях культуры и спорта, творческих центрах, в целях учета нагрузки, сохранения физического и психического здоровья.
Учет проведенных занятий внеурочной деятельности осуществляется классным руководителем в Журнале учета.
Контроль проведения занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, т.к. все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на воспитательные результаты. Контроль внеурочной деятельности осуществляется по направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий, система оценивания обучающихся.
Особенности проектной деятельности
При организации проектной работы мы исходим из того, что качество выполнения проектов учащимися зависит от качества руководства этой работой; от правильного понимания учеником результата проектной работы;
от сформированной руководителем проекта мотивации ученика и своевременной помощи руководителя с ориентацией на критерии оценивания; от системности, а не эпизодичности этой работы.
В гимназии разработан мониторинг проектно-исследовательской деятельности. Сентябрь-октябрь – разработка учителями-предметниками примерных тем проектных работ и представление заявок учащимися на участие в проектной и исследовательской работе. Декабрь-январь – предварительные чтения проектов. Февраль-апрель – защита работ. Лучшие проектные работы рекомендуются на традиционную гимназическую научно-практическую конференцию, которая проводится ежегодно в апреле. Критерии, порядок оценивания и оформления проектной работы регламентируется Положением об исследовательской и проектной деятельности в гимназии. Следует отметить, что при оформлении проектной работы обязательным является соблюдение единой структуры и заполнение паспорта проекта, где отражена основная информация о проекте.
Проектно-исследовательская работа, выполненная и представляемая учащимся на защиту представляет собой следующий состав материалов:
1) выносимый на защиту продукт проектно-исследовательской деятельности, представленный в одной из форм;
2) проект, оформленный по форме;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины г) актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Защита проектной работы учащимся проводится на уроках, на факультативах, на занятиях внеурочной деятельности по выбору самого ученика. Для защиты проектов формируется жюри из учителей-предметников, классного руководителя, заместителя директора, руководителя структурного подразделения, учащихся старших профильных классов, родителей – специалистов по направлению проекта.
По результатам мониторинга текущего года выполнение проектных работ по образовательным областям в «пилотных» классах выглядит следующим образом: по образовательной области «Филология» - 34 проекта, по образовательной области «Математика и информатика» - 44 проекта, по образовательной области «Обществознание и естествознание» - 77 проектов., по образовательной области «Искусство» и «Технология»» - 64 проекта. Таким образом 178 учащихся «пилотных» классов были заняты проектной деятельностью, с учетом, что 41 учащийся выразили желание и создали по 2 проекта.
Учителям-предметникам в помощь в организации проектной работы собран пакет методических материалов «Учителю-руководителю проектной работы»:
- анкета для диагностики учащихся на выявление интереса к области исследования;
- памятка руководителю проекта по организации проектной работы;
- общие правила для педагога-руководителя проектной работы;
- методические рекомендации для учащихся по выполнению проектной работы;
- опорная схема «Этапы работы над проектом»;
- рекомендации по оформлению проекта;
- оценочный лист проекта с параметрами оценивания.
В целях обеспечения качества работы учащихся над проектами классные руководители выступают в роли координаторов и собирают достоверную информацию по включению в проектную работу учащихся 5 и 6 пилотных классов по разработанной форме (Ф.И. ученика, тема, цель или продукт, примерный срок защиты, Ф.И.О руководителя, результат выполнения проекта). Классные руководители проводят разъяснительную работу среди учащихся и родителей по выполнению учащимся проектной работы, по вовлечению родителей в проектную работу с ученком.
В целях обеспечения качества проектной работы учителями обязательно разрабатываются планы работы с учениками (каждым) или группой учащихся и по каждому проекту.
Руководители структурных подразделений контролируют работу учителей-руководителей проектных работ в части составления плана работы с учеником или группой учащихся по выполнению проектной работы; проводят установочные и текущие методические совещания, доводят до учителей-руководителей проектных работ общие критерии оценки проектных работ; разрабатывают критерии оценивания проектных работ по предмету с учетом специфики предмета, руководствуясь общими критериями и требованиями ФГОС ООО в части достижения планируемых результатов по предмету. Результаты проектной работы представляются на открытых заседаниях структурных подразделений гимназии ежегодно в апреле-мае, где в ходе презентации своих достижений структурное подразделение информирует о выполнении требований ФГОС, в том числе и в части проектной работы с учащимися.
Особенности контрольно-оценочной деятельности
Введение ФГОС в основной школе постепенно изменяет представление педагогов гимназии о том, каким должно быть содержание основного образования и его образовательный результат. Исходим из того, что развитие личности учащихся движется от предметных результатов, которые обеспечивают школьникам знания и умения их использовать в учебном процессе, через метапредметные результаты, снабжающие ученика приемами использования учебных действий в различных учебных ситуациях, к личностным результатам, которые характеризуют формирование систем жизненных ценностей и личностных смыслов человека. Поэтому оценка такого целостного, поступательного развития личности учащегося на всех этапах школьной жизни через мониторинг предметных и универсальных учебных действий является задачей гимназии.Причем объектом оценки предметных результатов является предметные умения, основанных на изучаемом материале. Перечень этих предметных умений, подлежащих оценке в листе оценивания соответствует планируемым результатам по каждому предмету, прописанных в новом стандарте. Результаты освоения предметных действий фиксируются в листе оценивания учителем по шкале от 0 до 3 баллов. Оценка дается каждым учителем-предметником по своему предмету, по каждому предметному учебному действию, по каждому ученику. В листе оценивания предметных учебных действий результат выводится по классу, по каждому предметному учебному действию и по каждому ученику по четверятм и в целом за год. Анализ результатов оценки уровня сформированности предметных учебных действий в листе оценивания позволяет выявить над какими из предметных учебных действий учителю следует работать с классом, а также с кем из учеников и по каким предметным учебным действиям следует работать индивидуально.
Объектом педагогической оценки метапредметных результатов является способность ученика действовать на основе освоенных предметных учебных действий. Для учителей гимназии понятие «универсальные учебные действия» новым не является, но как их оценивать. Именно вопросы формирования и оценки УУД являются наиболее сложными. В соответствии с основной образовательной программой по введению ФГОС в основной школе, в гимназии в текущем году проводилась работа по разработке механизма оценки уровня сформированности УУД. В гимназии разработан механизм оценки универсальных учебных действий, который основан на педагогической оценке этих действий в ходе учебных занятий и на психологической оценке посредством специальных методик на основе разработанного в гимназии Положения о системе оценивания планируемых результатов ООП ООО. Источником данных педагогической оценки о достижении УУД служат данные выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам, текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; комплексных работ на межпредметной основе, специальных тестов, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий, а также по наблюдениям на уроке в процессе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Результаты оценки УУД фиксируются учителем в карте оценки по каждому учащемуся по полугодиям по результатам выполнения предлагаемых метапредметных работ каждым учителем-предметником. Результаты оценки по всем предметам для конкретного учащихся данного класса заносятся классным руководителем в карту, разработанную для каждого ученика по всем изучаемым им предметам. Анализ карты оценивания УУД учителя-предметника выявляет уровень сформированности каждой группы УУД и отдельно каждого универсального учебного действия по классу. Анализ карты оценивания УУД по каждому ученику выявляет степень сформированности всех групп УУД у каждого ученика и качество работы по формированию УУД каждым учителем-предметником.
Вместе с проведением педагогической оценки уровня сформированности универсальных учебных действий учителем, в гимназии разработан механизм психологической оценки уровня сформированности УУД посредством специальных диагностических методик, что позволяет объективно зафиксировать результат работы педагогов по формированию УУД. В гимназии подготовлены методические пособия: для педагогов и для гимназистов основной школы (Рабочая тетрадь), использование которых позволит осуществить психологический мониторинг всех групп УУД. Сопоставление результатов педагогической и психологической оценки уровня сформированности УУД позволяет дать методические рекомендации каждому учителю-предметнику и помочь ему скорректировать работу по достижению метапредметных результатов.
В ходе психологической оценки познавательные универсальные учебные действия изучались через анализ информации об уровне сформированности отдельных мыслительных операций. На этапе обучения в пятом и шестом классах такую информацию удобнее всего получать при использовании группового интеллектуального теста, автором которого является Дж. Вана. По нашему мнению это удачно не только с точки зрения соблюдения требований тестологии, но и в силу того, что структурно данная методика сопоставима с методикой ШТУР, используемой с этой же целью на более старших этапах школьного обучения, от седьмого до девятого класса на этапе основного общего образования.
Регулятивные универсальные учебные действия оценивались через анализ данных о степени сформированности произвольного внимания гимназистов и работоспособности, а также информативными в данном случае будут данные об особенностях регуляции собственного поведения учащихся в условиях групповой работы на уроке или при выполнении учебных проектов и исследований.
В отношении сформированности коммуникативных универсальных действий было полезным, на наш взгляд, изучить социометрическое положение школьника в группе и степень его удовлетворенности межличностным взаимодействием в классном коллективе. С этой целью эффективно использовать социометрическую методику Дж. Морено. Она позволяет определить социометрический статус каждого учащегося, вовлеченность школьников в межличностное взаимодействие в учебной группе.
Личностные универсальные учебные действия диагностировались через такие психологические параметры как: учебная мотивация, степень комфортности пребывания ребенка в школе и оценка уровня его воспитанности.
В предлагаемых методических рекомендациях представлены психодиагностические методики, дана их обработка и интерпретация, указана направленность каждой методики и составляющих их субтестов в соответствии с требованиями ФГОС (второго поколения).
Рабочая тетрадь для гимназистов структурирована согласно возрастным особенностям обучающихся основного общего образования: 5-6 классы и 7-9 классы.
Мониторинг УУД всех групп у гимназистов пятых классов позволяет нам формулировать следующие заключения. По всем параметрам оценки познавательных универсальных учебных действий в пятых классах получены эмпирические данные, находящиеся в границе средних значений (см. рис. 1).
Рис. 1. Средние результаты сформированности познавательных
универсальных действий пятиклассников
Примечания: НУ – низкий уровень сформированности УУД; СУ – средний уровень сформированности УУД; ВУ – высокий уровень сформированности УУД.
Наибольшее количество пятиклассников характеризуются средним уровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий. Это свидетельствует, с одной стороны, о наличии в образовательном пространстве гимназии необходимых психолого-педагогических условий для успешного внедрения ФГОС, с другой, о необходимости дальнейшего совершенствования педагогических приемов в условиях организации образовательного процесса по стандартам второго поколения.
Средние значения по уровню сформированности регулятивных и коммуникативных УУД пятиклассников.
Рис. 2. Средние результаты сформированности регулятивных
и коммуникативных универсальных действий пятиклассников
Примечания: НУ – низкий уровень сформированности УУД; СУ – средний уровень сформированности УУД; ВУ – высокий уровень сформированности УУД.
Несмотря на преобладание средних значений сформированности как регулятивных, так и коммуникативных учебных действий (см. рис.2), сравнение с распределением данных по группе познавательных действий, свидетельствует о большей процентной выраженности высокого уровня коммуникативных (39%) и регулятивных (36%) УУД. На наш взгляд, это является закономерным следствием организации образовательного процесса на этапе начального обучения по программе Л.В. Занкова и обобщения опыта работы гимназии по обогащению системы Л.В. Занкова формами учебного сотрудничества. Данная технология обучения в условиях нашей гимназии в наибольшей степени формирует регулятивные и коммуникативные компетенции гимназистов.
Диагностика сформированности личностных универсальных действий учащихся пятых классов дала следующие результаты:
Рис. 3. Средние результаты сформированности личностных универсальных действий пятиклассников
Примечания: НУ – низкий уровень сформированности УУД; СУ – средний уровень сформированности УУД; ВУ – высокий уровень сформированности УУД.
Поскольку развитие личности учащегося движется от предметных результатов образования, через метапредметные результаты к личностным результатам, которые характеризуют формирование систем жизненных ценностей и личностных смыслов человека, то отсюда становится понятным, что формирование личностных УУД не только наиболее сложный процесс в работе со всеми группами универсальных действий, но и наиболее длительный, с отсроченным во времени результатом. Так, в частности, только у 66% пятиклассников отмечается средний уровень сформированности личностных универсальных учебных действий и у 21% – низкий уровень. Полученные данные, при корректном их анализе, позволяют не только спрогнозировать дальнейшую образовательную траекторию, но и работать с психолого-педагогическими условиями при введении ФГОС.
Рассмотрим данные, полученные в ходе мониторинга УУД всех групп у гимназистов шестых классов. Для удобства восприятия эмпирического материала, все полученные результаты представлены в одном рисунке (см. рис. 4).
Рис. 4. Средние результаты сформированности Универсальных действий всех групп у шестиклассников
Примечания: 1 – познавательные УУД; 2 – регулятивные УУД; 3 – коммуникативные УУД; 4 – личностные УУД.
Анализ данных позволяет нам говорить о том, что у гимназистов шестых «пилотных» классов (классов, в которых осуществляется опережающее внедрение ФГОС) в наибольшей степени сформированы регулятивные универсальные учебные действия. На среднем уровне у 52% учащихся и у 41% – на высоком уровне сформированности. По уровню сформированности далее следуют коммуникативные универсальные действия: 53% – средний уровень и 38% – высокий от общей выборки испытуемых. В наименьшей степени сформированы личностные и познавательные универсальные учебные действия шестиклассников. Такая ситуация обусловлена несколькими факторами. Во-первых, личностные универсальные учебные действия формируются в процессе личностного развития и роста и являются показателем личностной зрелости. Принимая во внимание, что в психолого-педагогической диагностике принимали участие подростки, становится понятным невысокий уровень сформированности личностных УУД. В отношении познавательных УУД, невысокий уровень их сформированности является следствием недостаточной отработанности учебных заданий, ориентированных на их формирование. Во-вторых, насколько бы грамотно ни была организована диагностическая процедура психолога, необходимо учитывать, что данные методики позволяют только зафиксировать результат, который может быть подтверждением результатов педагогической оценки. И только грамотно построенный механизм педагогической оценки УУД позволит оценить уровень достижения планируемых результатов (освоение технологий деятельностного типа; построение урока по формированию учебных действий, а не передачи знаний; создание банка тренировочных заданий, формирующих УУД; создание банка диагностических тестов, комплексных работ по оценке уровня сформированости УУД). И вместе с этим нам необходимо усилить аналитическую работу по результатам мониторинга универсальных учебных действий гимназистов на этапе основного образования на основе результатов педагогической оценки уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся в соответствии с разработанным в гимназии Положением о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП основного общего образования.
Учителя признаются, что имеются определенные затруднения в построении заданий, направленных на формирование УУД и в определении уровня сформированности УУД школьников. Скорее всего, это связано с тем, что единая диагностика предметных, личностных и метапредметных результатов была практически не разработана. Учителя проводят стандартизированные работы, но для индивидуализации образования и развития УУД этого недостаточно. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее содержание формирует и проверяет УУД. В целях активизации работы по данному направлению в методических объединениях было созданы рабочие группы для работы над проблемами формирования универсальных учебных действий в рамках предметов и образовательной области. По каждому предмету формируется банк тренировочных и диагностических материалов по формированию и оценке уровня сформированности УУД.
Разработка механизма педагогической и психологической оценки уровня сформированности метапредметных умений позволило разработать в гимназии психолог-педагогический мониторинг оценки уровня сформированности УУД.
Следует отметить, что проведена большая работа по оценке УМК по всем предметам в «пилотных» классах. Оценка УМК проводилась по 7 критериям: соответствие интересам школьников, простота использования учителями, объем материала и степень сложности, эффективность взаимосвязи компонентов, методическая и дидактическая поддержка, физические показатели долговечности, дизайн. Оценка УМК позволила учителю выявить положительные стороны и недостатки при его разработке и корректировать учебный процесс по предмету с учетом выявленных положительных качеств и недостатков.
Поскольку основным структурным элементом в учебном процессе был и остается урок, то оценка урока в соответствии с требованиями ФГОС является одним из главных аспектов работы администрации учреждения. При посещении и анализе урока используется форма «Оценка эффективности урока в соответствии с требованиями ФГОС». В целом по наблюдениям с урока можно отметить, что меняется отношение учителя гимназии к уроку, понимается его новое назначение, что учителя на уроке не должно быть «много».
Учет этапов возрастного развития
Образовательный процесс, реализуемый в «пилотных» классах строится в гимназии с учетом особенностей возрастного развития. Так как 5-6 класс – это подростки, характеризующиеся сменой ведущей деятельности с учебной, доминировавшей в начальной школе, на общение со сверстниками, то при построении учебных заданий, педагоги в первую очередь ориентируются на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, как ведущих на данном возрастном этапе, ориентируются в обучении на так называемую «зону ближайшего развития». При разработке различного рода заданий, ориентированных на развитие универсальных учебных действий школьников, педагоги принимают во внимание необходимость создания так называемой «зоны затруднений», преодолевая которую, ученик и идет по пути развития личности, т.е. движется от предметных, через метапредметные к личностным образовательным результатам. В данный возрастной период на первый план развития личности выходит абстрактно-логическое мышление, под влиянием которого интеллектуализируются и все другие познавательные процессы, поэтому при обучении учителя постепенно переходят от мышления образами, рисунками, схемами к абстрактно-логическому мышлению. Учет данной особенности возрастного развития обязательно отслеживается при контроле качества проведенного урока.
Возможность индивидуализации образовательных траекторий
Если в начальной школе вариативность образования задается для ребенка преимущественно извне (родители, гимназия, учитель) в выборе образовательной системы, учебника, приемов обучения, то на второй ступени гимназии создаются условия для реального выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся, что служит предпосылкой для построения индивидуальных образовательных планов и программ самими учащимися в старшей профильной школе.
Учащимся «пилотных» классов гимназии, как и всем другим учащимся предоставлена возможность выбора индивидуальной образовательной траектории в выборе уровня образовательной программы (базовый, углубленный), в выборе направления проектной или учебно-исследовательской деятельности, в выборе программ внеурочной деятельности или дополнительного образования.
Исходим из того, что индивидуальная траектория развития должна базироваться на следующих характеристиках: обученности, обучаемости и степени развитости личности. Поэтому в рамках учебного предмета ученику предъявляется многообразие учебных заданий (различающиеся по степени сложности и способу выполнения), чтобы учащиеся имели возможность выбора, а, следовательно, самоопределения. Таким образом, все ученики перерабатывают одну и ту же информацию, но решают задачи собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения присущ каждому из них. Учащиеся при проведении занятий самостоятельны в выборе форм взаимодействия (в парах, в группе или самостоятельно). Работа учащегося с портфолио позволяет ему самостоятельно выразить свои интересы, потребности, сформулировать ценности труда и оценить свои возможности, проанализировать учебную деятельность, выбрать участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, праздниках. Успешность самореализации подростков тесно связано с общим стилем взаимоотношений в учебном коллективе, поэтому ученику предоставлен выбор общественной роли в классном коллективе.
Для обеспечения учащимся возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в образовательном процессе основной школы, педагоги и администрация гимназии реализуют ряд важных условий:
§ Создают атмосферу доброжелательности, искренности, строят свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;
§ Создают ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения;
§ Обеспечивают постепенный переход от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат;
§ Развивают рефлексивные умения учащихся: умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами», совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке, использовать метод совместных (учитель-ученик; ученик — другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития;
§ Предоставляют учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучая умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.
Выводы
Подводя итоги второго года работы по введению ФГОС ООО, можно отметить постепенное изменение характера деятельности педагогов и учащихся. Говоря об определенных результатах, нельзя не сказать об имеющихся затруднениях в гимназии при введении ФГОС ООО:
· Необходимость совершенствования моделей внеурочной деятельности;
· Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения традиционного урока некоторыми педагогами еще тормозит внедрение новых форм и технологий;
· Недостаточность дидактических материалов по формированию УУД и диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя и администрации.
· Степень оснащенности пока не позволяет в достаточной мере свободно выстраивать образовательный процесс.
В целом опыт внедрения новых стандартов в основной школе гимназии показал, что концептуальные идеи ФГОС и пути их реализации актуальны и востребованы всеми участниками образовательного процесса. Разработанная модель реализации ФГОС в гимназии адекватна условиям гимназии, так как она учитывает основные идеи, принципы и механизмы реализации программы развития:
· Сохраняется преемственность этапов начального и основного общего образования;
· Учитывается предшествующий позитивный опыт реализации образовательных программ гимназии;
· Сохраняется креативная нацеленность участников образовательного процесса;
· Сохраняется возможность индивидуальной направленности вариативной части учебного плана;
· Усилен акцент в проектировании образовательного процесса на современные образовательные технологии;
· Сохраняется возможности индивидуальных маршрутов (траекторий) учащихся;
· Учитываются возрастные возможности учащихся через набор определенных видов деятельности;
· Учитываются условия социума (региональных особенностей);
· Расширена возможность включения гимназии в сетевое взаимодействие;
· Сохранена возможность своих авторских «ходов» и выражения индивидуальности.
Поделиться: