Авторcтво: Ведерникова Ольга Васильевна, научный руководитель, к.ф.н., Почетный работник высшего профессионального образования РФ, ГБОУ лицея №101 Выборгского района Санкт-Петербурга |
С 1 сентября 2015 года учителя основной средней школы начнут обучение по новому стандарту. Переходный период является важным этапом формирования готовности педагогического коллектива к реализации ФГОС второго поколения. Как осваивать новый образовательный стандарт, столь не похожий по своим целям, задачам, содержанию на действующий, как перестроиться учителю? Ситуация переходного периода сделала очевидной актуальность подготовительной работы по реализации ФГОС. Цель данной статьи – определить наиболее важные аспекты проблемы перехода, обозначить содержательные особенности переходного периода по освоению нового стандарта.
Новый стандарт в Законе «Об образовании в РФ» (Глава 2) определен, так называют его и в педагогической среде, стандартом трех «т»: требования к результатам освоения программ, требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ. Все перечисленные требования найдут непосредственное отражение в деятельности учителя. Реализацию стандарта предписано начинать с разработки Основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО). [7] В Основной образовательной программе общеобразовательным учреждениям необходимо прописать цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. Поэтому ООП ООО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. [5] Структура и содержание разделов ООП ООО, изменения в работе педагогов обусловлены новизной ФГОС второго поколения [6]:
Ориентация на результат (УУД)
|
Формирование системы УУД
|
Новые формы оценивания (комплексные проверочные работы)
|
Деятельностный подход (учебные ситуации)
|
1.Ориентация на результаты образования (знать, уметь, применять). *Результаты представлены в виде деятельности – это универсальные учебные действия (личностные и метапредметные), предметные действия (деятельностный подход). УУД наряду с предметными знаниями становятся содержанием образования. Проектирование планируемых результатов – один из первых структурно-содержательных компонентов целевого раздела ООП ООО и главная задача педагогического коллектива на переходный период. Образовательные результаты в виде универсальных учебных действий (УУД), запланированные в ООП ООО, должны содержаться и в рабочей программе учителя, то есть предметные и метапредметные результаты должны быть сформулированы учителем в деятельностной форме в соответствии с ФГОС. Как их проектировать? При проектировании следует предусмотреть планирование образовательных результатов в виде учебных действий по параллелям (5-9 классы), а также учесть разновидности компетенций. Анализ групп компетенций и их содержания позволяет выделить надпредметные модули УУД: метапредметные УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные), смысловое чтение в составе УУД, ИКТ - компетенции в составе УУД, исследовательские и проектные умения в составе УУД. Причем, УУД в области ИКТ, смыслового чтения, исследовательской и проектной деятельности в стандарте даны в общем виде, то есть не конкретизированы, их детальное описание дано в примерной основной образовательной программе. [5] Названные УУД не являются для учителя кардинально новыми (умения формировались и ранее). Педагоги уже приобрели некий опыт по формированию УУД в предшествующий период, обучая по действующему стандарту. Новым для учителя будет описание в календарно-тематическом плане рабочей программы в качестве дидактического содержания по каждой теме видов деятельности учащихся (на уровне УУД, предметных действий), определение качественно новой педагогической задачи – овладение учащимися системой учебных действий с предметным учебным материалом - и методических, технологических средств для ее решения.[3,4] Таким образом, по-новому расставлены дидактические акценты: они смещены в сторону УУД.
*Нацеленность стандартов второго поколения на результат меняет место, роль системы оценки. Система оценки достижения планируемых результатов – второй структурно-содержательный компонент целевого раздела ООП ООО. Уровень сформированности УУД становится одним из основных критериев оценки качества образования образовательного учреждения, что влечет за собой новые требования к системе оценивания, которые необходимо учесть при проектировании системы оценки.
*Изменились цели оценочной деятельности: оценивается результат (отказ от традиционного контроля предметных знаний) - учебное действие, метапредметное, предметное. Деятельностный подход к оценке вызывает необходимость использования средств диагностики. Одна из составляющих диагностики – это рефлексия учителя, то есть постановка учителем перед собой вопросов по прогнозированию результата (Что изменить в ученике? Какие качества личности воспитать? Какие способности развить? Какие изменения в обученности ученика предположить?) Другие составляющие диагностики: выбор средств оценивания результатов (с помощью чего будет осуществляться контроль за результатом?), отбор критериев и критериальных показателей (на основе каких признаков, оснований измерять уровень качества действия?). В рабочей программе по предмету предписывается запланировать использование в процессе оценки разных методов и форм (метапредметных и предметных письменных и устных работ, проектов, исследовательских заданий, практических и творческих работ, самоанализ, самооценку, наблюдения). Должны быть разработаны новые формы оценивания – промежуточные и итоговые комплексные проверочные работы на базе одного и нескольких предметов (междисциплинарный подход) для оценки уровня сформированности всех УУД.
Оценить действие значит измерить уровень его качества (низкий, средний, высокий) на основе критериев. Предполагается ввести диагностику в начале обучения (входная) и в конце обучения (выходная). Результатом учителя будет разница между двумя видами диагностики. Прирост будет говорить о том, что учителю удалось создать развивающую среду для достижения результатов.
*Процедура диагностики предполагает оценку динамики образовательных достижений учащихся. Возникает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения по мере освоения компетенций, развития личностных процессов. Значит, оценивание приобретает непрерывный характер. В какой форме это осуществить? Возникает вопрос о разработке «портфеля достижений ученика», индивидуальной карты роста, дневника сопровождения учащегося и т.п. Стандарт позволяет использовать накопленную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную в форме портфолио достижений, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся. Таким образом, новая система оценки предполагает вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся. Освоение на критериальной основе навыков самооценки и взаимооценки, формирование рефлексии, самоанализа, самоконтроля дают возможность обучающимся освоить способы управления своей учебной деятельностью, развить готовность к самостоятельным действиям, принимать ответственность за их результаты.
*Итоговая оценка. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: накопительной оценки по всем учебным предметами (в т.ч. результатов индивидуального продвижения по освоению УУД) и оценок за выполнение итоговых комплексных работ.
2.Формирование системы УУД. Ориентация нового стандарта на овладение УУД предполагает формирование системы УУД. В соответствии со стандартом УУД формируются в рамках всех предметов, на каждом уроке, в процессе активной познавательной деятельности, в которой учащиеся проявляют функцию субъекта, приобретая опыт применения способов учебных действий, рефлексии, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса (деятельностный подход). В стандарте определен механизм формирования УУД, позволяющий осуществлять системно-деятельностный подход: технологии, основанные на дифференциации обучения; проблемная, проектная, исследовательская, рефлексивная технологии, деятельностные методы; система индивидуальных и групповых заданий; технология решения учебно-познавательных и учебно-практических задач (учебных ситуаций). Технологию формирования УДД требуется описать в рабочих учебных программам по предметам, а на этой основе - в содержательном разделе ООП ООО. Для формирования УУД предписано разработать междисциплинарные программы. Поэтому в содержательном разделе ООП ООО должны быть представлены:
1.
|
Программа развития метапредметных УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).
|
2.
|
Формирование ИКТ-компетенций.
|
3.
|
Основы научно-исследовательской и проектной деятельности.
|
4.
|
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
|
5.
|
Культуротворческая программа.
|
6.
|
Рабочие программы отдельных предметов.
|
7.
|
Программа воспитания и социализации.
|
Первые пять программ – это междисциплинарые программы (в соответствии с надпредметными модулями), пятая (авторская) программа – проявление своеобразной образовательной специфики лицея. Междисциплинарные программы должны быть ориентированы на достижение личностных и метапредметных результатов. На основе этих модульных программ разрабатываются рабочие предметные программы, в структуру которых включаются названные в п.1 надпредметные модули, чтобы обеспечить обучение по этим модулям в процессе изучения каждого предмета. Таким образом содержание междисциплинарных программ интегрируется в рабочие программы всех предметов. Поэтому педагогам необходимо будет провести своеобразную сверку учебно-тематического планирования по предмету на наличие всех УУД в рабочей программе. После проверки наличия всех УУД в рабочей программе ее утверждают.
Через формирование УУД и направления воспитания интегрируются урочная и внеурочная деятельность, что должно быть отражено в программе воспитания и социализации.[3] В ее основе - Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России.[2] Основные ценностные ориентации определены в этой Концепции. В основной школе, как и в начальной, стандартом выделено 5 основных направлений воспитания, реализуемых как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Программа воспитания и социализации должна раскрывать содержание воспитания, охватывая все виды образовательной деятельности в школе: урочной, внеурочной, общественно-полезной, что должно найти свое место и в содержании рабочей учебной предметной программы. Как осуществить эту интеграцию? Вопрос также требует его разработки педагогами на этапе переходного периода.
4.Деятельностный подход (ДП). В основу формирования УУД положен ДП. ДП в стандартах имеет системный характер: он отражается в образовательных результатах, деятельности учителя и учащихся, в процедурах оценивания.[1] В стандарте вводится новое понятие «учебная ситуация» как способ реализации ДП, которую создает учитель, чтобы подтолкнуть детей к применению определенных универсальных учебных действий. Стандарт требует описание УУД в ООП ООО и в рабочих программах по предметам в виде заданий для создания учебных ситуаций. В самом стандарте планируемые результаты описываются в виде учебных ситуаций. Таким образом, творчество учителя предполагается направить на проектирование учебных ситуаций по применению УУД на основе предметных знаний и их интеграции, то есть учителю необходимо суметь развернуть предметное содержание на формирование УУД (метаметодика).[8] Таким образом, видоизменяются целевые установки в деятельности учителя, ему придется переосмыслить свой педагогический опыт в действовавшем стандарте в контексте метаметодики. В предшествующий период учителями лицея накоплен положительный опыт реализации деятельностного подхода в обучении, в том числе, в создании учебных ситуаций (об этом свидетельствуют и материалы данного сборника), что станет надежной основой перехода к ФГОС второго поколения.
Общий взгляд на перечисленные особенности стандарта раскрывает определенную технологическую схему – от результатов через деятельность и учебную ситуацию к содержанию, что влечет за собой изменение технологической карты урока. В ее структуре в соответствии с новыми требованиями обозначаются субъекты деятельности (учитель и ученик, ученики), формируемые и диагностируемые УУД как образовательные результаты, учебные ситуации, формы оценки и диагностики запланированных результатов. Реализуя стандарты первого поколения, учитель шел от содержания программы к результату – к освоению минимума содержания по предмету.
Таким образом, в новом стандарте важным условием качества образования признается технологичность процесса обучения, критериями которого являются: наличие диагностично поставленной цели (запланированный результат в виде УУД); наличие способов диагностики, оценивания; представление изучаемого содержания предмета в виде учебно-познавательных и учебно-практических задач (учебных ситуаций); указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (технологии, метода), описание деятельности учащихся по освоению компетенций; мотивационное обеспечение деятельности учащихся; обоснование использования в учебном процессе педагогических технологий. Названные критерии ставят перед педагогами новые задачи по разработке рабочих предметных программ, на что и необходимо обратить внимание при планировании работы в переходный период.
Литература
1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика. – 2009. - № 4. – С.18-22.
2Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009.
3.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Как разработать образовательную программу основной школы. – СПб.: Каро, 2013. – С.39-42, 44-62.
4.Крылова О.Н., Кузнецова Т.С. Рабочая программа педагога: Методические рекомендации для разработки. – СПб.: Каро, 2013..
5.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./ Сост.Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2011.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
7.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – Ф3 « Об образовании в Российской Федерации». – М.: УЦ Перспектива, 2013. – С..22-27.
8.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова.– М.: Просвещение, 2010.
Поделиться: