Авторcтво: Соловьева Татьяна Григорьевна, заведующая государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 202 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Выборгского района Санкт-Петербурга |
Статья подготовлена по итогам реализации программы опытно-экспериментальной работы Государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 202 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Выборгского района Санкт-Петербурга.
В статье представлен опыт сетевого взаимодействия в системе дошкольного образования Санкт-Петербурга по созданию модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Один из акцентов в статье сделан на организации опытно-экспериментальной работы по созданию безбарьерной среды в дошкольном учреждении в условиях подготовки к введению федеральных образовательных стандартов дошкольного образования.
Проблема, освещаемая в статье, представляет актуальность для практиков системы дошкольного образования в условиях модернизации систем дошкольного образования.
Особенно значимым для практической работы специалистов, реализующих программы инклюзивного образования в детском саду, представляет образовательная программа, коррекция которой осуществляется с учетом полученных данных в результате опытно-экспериментальной работы и перспектив введения федеральных образовательных стандартов дошкольного образования.
На современном этапе развития образовательных систем особое значение приобретает проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила задачу создания безбарьерной среды для всех детей независимо от их возможностей и способностей. Одним из подходов к решению этой задачи стала реализация мероприятий, направленных на создание доступного образовательного пространства путем установки специализированных приспособлений (пандусов, подъемников, поручней и т.д.). Но создание безбарьерной среды не может ограничиваться только этими, безусловно очень важными, мероприятиями. Мы рассматриваем создание безбарьерной среды для ребенка в нашем детском саду как отсутствие любых барьеров в общении, в обеспечении доступа ко всем образовательным ресурсам.
Следует отметить, что особую роль в работе дошкольного учреждения, в котором воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, сегодня играют принципы, цели и ценности новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Среди принципов, определенных федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования приоритетными для создания безбарьерной среды в детском саду являются следующие:
● поддержка разнообразия детства;
● сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
● полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития;
● создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
● содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
Приоритетными целями в работе детского сада в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стали следующие:
● обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
В рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования определены задачи, поставленные перед дошкольным образовательным учреждением в котором воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья:
● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
● сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
● формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
С целью пилотной апробации модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения в рамках опытно-экспериментальной работы были определены следующие основные аспекты:
- описание модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения,
- создание условий для практической реализации модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения,
- подготовка пакета документов, описывающих условия и результаты деятельности в рамках модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения,
- трансляция опыта реализации модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для организации сетевого эксперимента были выбраны дошкольные образовательные учреждения, прежде всего, Выборгского района. Данный организационный принцип позволил на территории одного административного района, в рамках деятельности единого Учредителя спроектировать механизм межведомственного сопровождения ребёнка с ОВЗ, позволяющий провести оценку образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ. В сетевом эксперименте принимали участие 5 дошкольных образовательных учреждений, из них четыре ГДОУ Выборгского района, имеющие в своём составе группы общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности:
государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга;
государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 136 с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников Выборгского района Санкт-Петербурга
государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга;
государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 202 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Выборгского района Санкт-Петербурга.
Пятым участником сетевого эксперимента является государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №41 с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников Центрального района Санкт-Петербурга «Центр интегративного воспитания», работающий в режиме ресурсного центра городского уровня. Данное учреждение осуществляет разработку, управление экспериментальной деятельностью и координацию взаимодействия участников эксперимента, методическую и практическую помощь им.
Целью опытно-экспериментальной работы являлась разработка и внедрение модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе теоретического анализа проблемы организации совместного образования детей ЗД и детей с ОВЗ, анализа практического опыта дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга детей с ОВЗ в группах различной направленности государственных дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования,
Задачами опытно-экспериментальной работы по созданию модели сопровождения стали следующие:
1. Изучить и оценить готовность дошкольных образовательных учреждений (степень сформированности инклюзивной культуры) - участников опытно- экспериментальной работы к совместной деятельности в условиях модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2. Разработать и внедрить в практику рекомендации по организации медико- психолого-педагогического сопровождения детей в группах совместного образования для каждого учреждения.
3. Изучить особенности медико-психолого-педагогического сопровождения разных категорий детей с ОВЗ в группах совместного образования.
4. Выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на результативность деятельности групп совместного образования.
5. Разработать рекомендации по организации региональной модели медико- психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях совместного образования, учитывающие следующие аспекты:
· нормативно-правовое обеспечение организации совместного образования.
· создание межведомственного взаимодействия (образование, здравоохранения и социальной защиты) на уровне района.
· использование норматива подушевого финансирования при формировании
· штатного расписания для организации сопровождения детей с ОВЗ в разных видах групп
· формирование алгоритма включения детей с ОВЗ в группы разной направленности.
Ожидаемые результаты опытно-экспериментальной работы:
- разработанные рекомендации по нормативно-правовому обеспечению организации совместного образования в дошкольных учреждениях ;
- разработанный и внедренный в практику механизм межведомственного взаимодействия образования, здравоохранения и социальной защиты на уровне района;
- разработанные рекомендации по изменению методики определения штатной численности образовательных учреждений для обеспечения реализации основной общеобразовательной и дополнительных программ дошкольного образования, а также полноценного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в разных видах групп;
- разработанный и внедренный в практику алгоритм включения детей с ОВЗ в группы разной направленности;
- разработанный и внедренный в практику пакет диагностик для оценки эффективности деятельности групп совместного образования;
- разработанные и внедренные в практику программы курсов повышения квалификации по проблеме совместного обучения и воспитания дошкольников;
- разработанная региональная модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях совместного образования;
- методические рекомендации по медико-психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в группах различной направленности в государственных дошкольных образовательных учреждениях.
При реализации ОЭР использовались различные методы: анализ нормативно-правовой, законодательной, научно-теоретической и методической литературы; изучение и обобщения опыта работы; диагностика, экспертиза и оценка различных аспектов деятельности учреждений и результатов внедрения рекомендаций. Использование системы открытого взаимодействия участников ОЭР, предоставление результатов на общественное обсуждение в рамках проведения круглых столов, совещаний и конференций, наличие внешней экспертизы - все это обеспечит достоверность и объективность оценки результатов ОЭР.
Главным итогом реализации опытно-экспериментальной работы является создание модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения, которая позволяет обеспечить инклюзивное образование.
Данная модель нашла свое отражение в образовательной программе детского сада, разработанной в соответствии с требования проекта стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
Напомним, что в соответствии с проектом ФГОС ДО основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей,
администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности ДОУ.
Одним из приоритетных направлений ДОУ является создание условий для совершенствования психофизического развития каждого ребенка в системе воспитательных, оздоровительных и профилактических мероприятий.
В решении данной задачи принимают участие весь коллектив детского сада. Деятельность воспитателей, освобожденных специалистов и медицинских работников взаимосвязана и скоординирована.
В ДОУ проводится ежегодная работа по адаптации детей к условиям детского сада.
Воспитатели обеспечивают интеллектуальное и художественное развитие воспитанников, широкий спектр и высокий уровень компетентности детей в различных сферах познания.
В ДОУ осуществляется целенаправленная работа с детьми, имеющими нарушения: функционируют 18 групп компенсирующей направленности для детей с ОНР, ФФНР,ЗПР. созданы необходимые условия для коррекционной работы с детьми. Взаимодействие и скоординированность в работе воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога медицинского персонала, позволяет успешно решать воспитательно-образовательные и коррекционные задачи.
С целью создания оптимальных условий для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи (ФФНР ОНР), их интеллектуального развития в ДОУ работаетлогопедический пункт. Опыт функционирования логопедического пункта, как организации коррекционно-речевой помощи детям, позволяет убедительно говорить о том, что данная форма работы зарекомендовала себя как успешная.
Коллектив ДОУ большое внимание уделяет организации совместной деятельности педагога с детьми по художественно-эстетическому и физкультурно-оздоровительному направлениям. Основной целью данных видов деятельности является содействие всестороннему развитию личности дошкольника. Работа осуществляется на основе составленных рабочих программ совместной деятельности педагога с детьми.
В ДОУ разработана система работы с родителями, которая основывается на реализации главного принципа в работе с семьёй – вовлечение семьи в жизнь детского сада. Строится эта работа на основе:
• изучения семьи, выявления интересов и потребностей семьи;
• использования индивидуально-дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников;
• организации различных новых форм работы с родителями (пропаганда опыта семейного воспитания, семейные клубы и т.д.);
• стремления к удовлетворению запросов родителей в образовательных услугах;
• привлечения родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе;
• проведения социальных опросов и анкетирования.
Для обеспечения государственных и социальных гарантий воспитанников в ДОУ разработана система мероприятий по социальной защите ребенка, работа с трудными неблагополучными семьями, семьями, поставленными на учет.
В основу работы учреждения заложены задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей - как физического, так и психологического.
ГБДОУ детский сад №202 обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей, а так же квалифицированную коррекцию речевого, интеллектуального развитию. Предметом деятельности ГБДОУ детский сад №202 является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
ГБДОУ детский сад №202 осуществляет деятельность, определенную Уставомгосударственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 202 компенсирующего вида в целях:
· Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
· Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
· Воспитание с учетом возрастных категорий гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
· Осуществления необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей;
· Взаимодействия с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
· Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь положениями Программы воспитания и обучения в детском садупод ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, главной целью ДОУ является всестороннее и гармоничное развитие личности дошкольника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование основ базовой культуры личности, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Руководствуясь вышеуказанным, ДОУ решает следующие задачи:
· Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения воспитанников в образовательных учреждениях;
· Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития;
· Создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям;
· Использование традиционных, инновационных технологий, направленных на обновление учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие;
· Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий детей;
· Повышение профессионального мастерства педагогов;
· Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
· Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Основными принципами построения образовательной программы
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 202 компенсирующего вида стали следующие:
- принцип развивающего образования
- принцип научной обоснованности образовательного процесса
- принцип практической применимости педагогических подходов
- принцип полноты, необходимости и достаточности содержания
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями
- принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса
- принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно образовательной деятельности и в проведении режимных моментов
- принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками
В соответствии с проектом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования основная часть образовательной программы направлена на: :
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития – направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:
– двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);
– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
– познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
– восприятия художественной литературы и фольклора;
– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
– конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);
– изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
– музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).
Содержание образовательной работы обеспечивает развитие первичных представлений:
– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);
– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.
Часть образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, включает в себя ряд подпрограмм, направленных на осуществление коррекционно-развивающей работы в учреждении.
Реализация данных подпрограмм происходит следующим образом:
1. В ранних и дошкольных группах младшего и среднего возраста реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
2. В группах компенсирующей направленности реализуется «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7)» Н.В. Нищевой и «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Все программы и технологии, используемые в ДОУ:
· направлены на развитие творческой личности ребенка
· оправдывают желание родителей видеть детей физически крепкими и здоровыми
· предлагают детям способы действия как инструмент познания окружающего мира
Педагогический процесс осуществляется по комплексным программам с учетом обновления содержания дошкольного образования и направлен на гуманизацию процесса обучения.
Образовательная программа ГБДОУ реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения. Систематическое обучение осуществляется на занятиях:
Содержанием занятий являются:
· Физическое воспитание и развитие; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
· Ознакомление с природой, предметным окружением, явлениями общественной жизни, формирование элементарных экологических представлений;
· Развитие речи и форм речевого общения;
· Воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, грамматического строя речи, подготовка к обучению грамоте;
· Ознакомление с художественной литературой;
· Сенсорное развитие;
· Развитие элементарных математических представлений, формирование элементов логического мышления, ознакомление с пространственными отношениями;
· Ознакомление с ценностями мировой и отечественной музыкальной культуры, овладение элементами вокальной, ритмической и театральной деятельности;
· Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества, приобщение к изобразительному искусству;
· Детское конструирование;
· Нравственное воспитание;
· Трудовое воспитание;
· Коррекция нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.
Основные программные направления развития ребенка.
1.Физическое развитие.
· Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения;
· Внедрение в программу работы здоровьесберегающих технологий;
· Совершенствование двигательных навыков, всех функций детского организма;
· Воспитание потребности в физическом самосовершенствовании;
· Воспитание потребности в движении на основе «мышечной радости»;
· Формирование представлений о своем теле;
· Формирование умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности;
· Использование разнообразных средств повышения двигательной активности детей на занятиях по физической культуре и в самостоятельной деятельности;
· Формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях;
· Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
· Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
2.Социально-личностное развитие.
· Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
· Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
· Формирование навыков культуры общения;
· Ознакомление с культурными ценностями родного края и России;
· Формирование интереса к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой;
· Формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, то есть усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций;
· Развитие игровой деятельности детей;
· Развитие трудовой деятельности;
· Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
· Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
· Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
3.Познавательно-речевое развитие.
· Формирование умения получать необходимую информацию;
· Формирование умения обобщать способы и средства своей деятельности;
· Развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира;
· Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
· Формирование начала экологической культуры, осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы;
· Знакомство детей с особенностями труда в природе;
· Формирование культуры быта;
· Формирование представлений о связях между явлениями и предметами;
· Способствование овладению ребенком элементарными сведениями истории, географии и культуры Родины;
· Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
· Практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие литературной речи;
· Обеспечение работы по подготовке к письму, обучению грамоте и речи как общекультурным средствам общения;
· Формирование элементарных математических представлений;
· Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
· Развитие конструктивного мышления через конструирование из строительного материала, различных видов конструкторов, конструирование из бумаги и природного материала.
4.Художественно-эстетическое развитие.
· Формирование эстетического отношения к миру и способствование художественному развитию ребенка средствами искусства;
· Приобщение детей к высокохудожественной литературе;
· Развитие художественных способностей ребенка (музыкальных, литературных, изобразительных);
· Развитие детского творчества в различных видах детской деятельности;
· Формирование умений интегрировать различные художественные виды деятельности;
· Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
· Приобщение к изобразительному искусству;
· Развитие музыкально-художественной деятельности;
· Приобщение к музыкальному искусству.
5. Коррекционно-развивающее сопровождение (социально-педагогическое направление).
· Выявление, своевременное предупреждение и преодоление недостатков в речевом и интеллектуальном развитии дошкольников;
· Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей; дошкольного возраста с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием, ОНР;
· Осуществление необходимой коррекции отклонений в нервно-психическом развитии.
· Предупреждение нарушений устной речи;
· Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
· Воспитание стремления детей преодолевать недостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.
К основным направлениям деятельности в рамках модели психолого- педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения относятся:
• психосоциальная диагностика - проведение исследований социально психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а так же выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска;
• коррекционная работа - совместная деятельность воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога, медицинского работника по разработке коррекционных программ обучения и воспитания; организация и проведение социально- психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащихся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса;
• психалого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта;
• социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого- педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации;
• исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
• социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детской среде в условиях образовательного процесса, предупреждение явлений дезадаптации воспитанников, разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни;
• организационно-методическая деятельность — проведение организационно- методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию); участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению;
Модель реализуема, т.к. не требует дополнительных финансовых затрат и предполагает эффективное использование имеющихся ресурсов.
Социально-экономический эффект от успешности детей при этом очевиден. Предусмотренные мониторинга на разных этапах реализации модели позволяют всем заинтересованным сторонам оценить результаты ее реализации.
При поступлении в наш детский сад в начале учебного года детей с I группой здоровья нет. Поступают все дети имеющие сочетанные дефекты.
Следует отметить, что за последние годы благодаря выстраиванию механизма взаимодействия специалистов удалось добиться следующих результатов в части увеличения количества воспитанников с 1 группой здоровья.
год
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
На апрель месяц
подготовительная группа с I группой здоровья
|
4,60%
|
4,80%
|
6,00%
|
5,70%
|
7,20%
|
Количество желающих попасть в наш детский сад с каждым годом стремительно увеличивается. Родители становятся на очередь в детский сад с момента рождения ребенка.
Поделиться: