Поиск по сайту

Стратегическое планирование в дошкольном образовательном учреждении


Авторcтво: Филиппова Ирина Владимировна, инструктор по физической культуре в ГБДОУ №44 Выборгского района Санкт-Петербурга


Современное дошкольное образовательное учреждение – сложная динамически развивающаяся система, которая требует грамотного управления. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ГБДОУ: возросла самостоятельность и ответственность руководителей за результаты деятельности своего образовательного учреждения.

Сегодня большинство дошкольных образовательных учреждений работают в режиме поиска, являющемся переходным этапом на пути к режиму развития. Перевод ГБДОУ в режим развития зависит от реализации основных функций управления: анализа, планирования, организации, контроля и коррекции.

Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое:

— опирается на человеческий потенциал, как основу организации,

— ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей,

— осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления.

Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.г., Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2010-2015 годы» создали условия для решения задач изменения содержания образования, технологий образования, разработки механизмов управления, соответствующих запросам современного общества.

Программно-целевой метод в теории управления образованием стал разрабатываться значительно позднее, чем в теории социального управления. Известные американские специалисты Г.Кунц и С.О. Доннел писали еще в 1975 году: «Одним из наиболее интересных новшеств, появившихся в последнее десятилетие в сфере управления, было введение программ управления по целям и результатам. Будучи настолько же важными для планирования управления вообще, эти программы стали одним из феноменов человеческой истории. Феномен состоит в том, что только в недавние годы значительное число людей, отвечающих за управление предприятием, осознало ту простую истину, что для того, чтобы цели могли стать источником действия, они должны быть ясными и понятными для тех, кто их осуществляет».

Осуществление программно-целевого управления закономерно обусловило позитивные изменения в практике образовательной системы.

Наиболее продуктивной представляется технология программно-целевого управления, отрабатываемая в Институте управления образованием РАО под руководством Лазарева В.С. Именно здесь стали основательно моделироваться главные средства программно-целевого управления образованием.

К таким средствам, в первую очередь, можно отнести программы развития образовательных систем, определяющие:

- исходное состояние развиваемой системы, основные предпосылки ее развития;

- образ желаемого будущего состояния этой системы, выраженного в виде генеральной цели программы, и системы целей, основных задач управления;

- состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему; целевые показатели, раскрывающие конечные результаты программы; данные о ресурсах, необходимых для выполнения мероприятий и о сроках их осуществления; оценку результативности мероприятий и их эффективности

Особенность программно-целевого принципа в управлении образованием состоит во всеобъемлющем характере управления в продолжении всей жизни людей.

Программно-целевое управление образованием заключается в управлении ее развитием и функционированием в единстве. В центре программно-целевого управления находится человек. Цель программно-целевого управления обуславливается целями образования, личными целями, потребностями, способностями субъектов образования и заинтересованных субъектов из образовательного пространства. В этом состоит гуманистическая направленность программно-целевого принципа в управлении образованием.

Основное целевое назначение программ развития образовательных систем заложено в их названии. При этом следует учитывать ряд общих положений:

- целевое назначение обусловлено социальным заказом

- цель развития образовательной системы должна соответствовать целям развития других образовательных систем и социальной сферы

- цель развития как сложное образование должна охватывать и примирять личные цели субъектов в образовательной системе, групп, коллективов, функционирующих в ней, а также других заинтересованных субъектов или групп извне (из образовательного пространства).

Основания реализации программно-целевого управления и стратегия развития образования находят отражение в программе развития образовательной системы.

В настоящее время важность управления деятельностью образовательного учреждения на основе программно-целевого подхода доказана жизненной практикой. Составление бизнес-планов, разработка долгосрочной стратегии развития является важным направлением деятельности образовательного учреждения.

В связи с этим были изучены теоретические основы стратегического планирования деятельности дошкольного образовательного учреждения, раскрыт программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности образовательного учреждения и сделан вывод, что реализация стратегического планирования возможна через программно-целевой метод управления.

Используя технологию Лазарева В.С., Поташника М.М. выстроили этапы разработки программы развития нашего дошкольного образовательного учреждения, соотнесли результаты деятельности ГБДОУ с современными требованиями к результативности работы образовательных учреждений с целью выбора стратегии развития нашего ГБДОУ. Для этого воспользовались современными методиками для оценки и прогнозирования маркетинговой среды образования STEP и SWOT – анализ, определили конкурентные преимущества ГБДОУ, проранжировали проблемы развития учреждения, аргументировали стратегические идеи развития и выбрали базовую стратегию развития учреждения.

На основании результатов системного и проблемно-ориентированного анализа мы разработали концепцию программы развития нашего ГБДОУ на 2010-2015г.г., обновленную модель ГБДОУ, выделили принципы построения и реализации программы развития, сформулировали стратегическую цель, миссию нашего учреждения и составили системный план мероприятий по реализации программы развития ДОУ по направлениям деятельности.

В результате реализации программы развития образовательного учреждения можно получить обновленную образовательную и информационную среду, повысить качество педагогической и правовой компетентности педагогов и родителей, совершенствовать механизмы организационных структур управления через новые формы общественно-государственного управления.

Таким образом, можно утверждать, что внедрение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения программно-целевого метода позволяет разрабатывать программы развития учреждений на основе стратегического планирования, что позволит учреждению перейти на качественно новый уровень развития с учетом современных требований.

Список использованной литературы

Официальные документы и материалы:

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р "О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы")// Электронный ресурс-Режим доступа: http://www.referent.ru/1/173627http://www.referent.ru/1/17362

Литература

1.Абросимов В. К. Кибернетический подход к управлению информационными ресурсами организации Бизнес-информатика. 2012. № 1(19). С. 3-8

2.Аюрзанайн А.Б. Институциональное доверие как фактор развития финансовых институтов в современной экономике Экономические науки. 2011. № 7. С. 40-48.

3.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч.1. – М.:ЦГЛ, 2004.- 160с.

4. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч.2. – М.:ЦГЛ, 2004.- 192с.

5.Моисеев А.М. Стратегическое планирование системных изменений в образовании. М.: 2009г.


Поделиться: