Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании
Понятие "здоровьесберегающие технологии" появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Проблемы сохранения здоровья детей и подростков стали особенно актуальными в нашей стране на современном этапе. Кризисные явления в обществе, падение уровня жизни, стрессы, неполноценное питание, плохая экология, а также безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей стали причинами резкого снижения их здоровья По данным исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков малоподвижный образ ведут приблизительно 45% детей и подростков, более 30% курящих, причем, многие начинают курить еще в младшем школьном возрасте; около 60% не соблюдают режим дня и соответственно более половины из них испытывают недостаток сна. Особую тревогу вызывает число детей с избыточной массой тела, что является, прежде всего, следствием нерационального питания и может привести к тяжелым заболеваниям. Среди детей дошкольного возраста количество абсолютно здоровых детей - 15%, количество детей, имеющих хронические заболевания - 17,5 %, имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – 90% нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием около 50% детей. Среди учащихся число абсолютно здоровых детей не превышает 10-12% , а по окончании 11-го класса — 94% хронически больны. Особенную тревогу вызывает то, что среди школьников увеличивается количество детей и подростков с несколькими хроническими заболеваниями. [1] Попыткой оздоровить обучающихся является введение элементов здоровьесберегающих технологий, которые реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Каковы же приоритеты заботы о здоровье обучающихся?
В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:
Безусловно, применение каждой из этих технологий невозможно без учета соответствующих критериев здоровьесбережения:
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек – вот только некоторые моменты оздоровления, для которых педагог должен найти место и время в ходе проведения занятий. Так, например, точечный массаж поможет расслабиться, успокоиться, снимет нервное и мышечное напряжение. Детям очень нравятся подобные упражнения, которые можно весело обыграть. На занятиях, требующих напряжения зрения, особенно полезно проводить гимнастику для глаз. Хорошо активизирует детей дыхательная гимнастика, она восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании, но и активно включает в работу все части тела, повышая общий мышечный тонус. Игры - это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Можно привести пример использования здоровьесберегающей технологии на занятии по бисероплетению - проведение физкультминутки (сочетание простейших физических упражнений с гимнастикой для глаз). Цель: снять напряжение с глаз, мышечное и нервное напряжение; повысить общий мышечный тонус.
Эффективность применения данной здоровьесберегающей технологии: поддержание умственной и физической работоспособности детей на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления; снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения; снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи. Таким образом, становится очевидным, что здоровьесберегающие технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья детей как в психологическом, так и в физиологическом аспектах и задача педагогов – обучить ребенка сохранению своего здоровья.
Приложение: презентация «Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании»
[1] http://www.libma.ru/medicina/obshaja_gigiena_konspekt_lekcii/p14.php
Поделиться: |