Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Духовно-нравственное воспитание школьников в Сортавале (Республика Карелия) (из опыта работы сортавальской средней общеобразовательной школы №1)
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали крайне отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на межличностные отношения. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» образованию отводит ключеваю роль в решении сложнейших задач сохранения будущих поколений народа России. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Наша школа не является исключением. Проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся актуальны для педагогов. Но начинаем мы работу по этой программе не на пустом месте. Успешно завершена Программа развития « Адаптивная школа как основа гуманизации, гуманитаризации и дифференциации обучения», целью которой было максимальное развитие каждой личности при условии сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей для успешной социализации и адаптации в обществе. В 2006 году школа разработала проект «Наш город – наш дом», целью которого было экологическое воспитание обучающихся и реконструкция исторической первозданности микрорайона школы. Несмотря на то, что уже два года прошло со дня закрытия проекта «Наш город - наш дом», но благоустройство территории продолжается: оформлены розарий, клумбы, альпийская горка. Предполагается завершение установки фонтана в центре дендропарка.
В годовщину 65-летия Победы наша школа стала инициатором восстановления памятника солдату, который находился у залива, недалеко от школы. С особым чувством называем имена тех, кто не остался равнодушным и помогал нам в восстановлении памятника Солдату(как мы ласково называем "нашему Алеше"): Председатель совета ветеранов Лаппо Евгений Дмитриевич, член совета Шейкин Виктор Николаевич, учитель технологии Петров Константин Станиславович, ребята-учащиеся 8А, 9А, 9Б, 10Б, родители учеников 8Б. Пусть этот памятник отныне станет местом, куда всегда можно принести цветы в память о дедах и прадедах, отстоявших мир.
В школе разработаны и успешно осуществляются на практике программы: «Школа здоровья», «Предшкольная пора», « Трудные дети. Семья», « Дайте детству состояться!» (Программа дополнительного образования), Программа Детского Научного общества, Программа поддержки одаренных детей, Программа индивидуального сопровождения учащихся, Программа по работе с детьми-инвалидами и детьми, находящимися на индивидуальном обучении). Для выполнения этих программ проводятся Дни Здоровья, акции «За здоровый образ жизни», традиционные школьные дела, конкурсы, концерты, конференции, общешкольные праздники, литературные вечера, ток-шоу, соревнования, поездки, походы, патриотическая игра «Орленок», «Безопасное колесо» и даже суперсовременная краеведческая игра с использованием компьютерных технологий «Геокешинг»- это все у нас.
Команды школы подготовленные О.П.Черепановой стали призерами( 2-е место) соревнований по ПДД «Безопасное колесо» и военно-патриотической игры «Победа 2010» ( 2-е место). Вся наша деятельность отражается в школьной газете - любимом печатном органе детей, учителей, родителей. Надо отметить, что педагогами школы ведется огромная работа по оздоровлению детей. Так на протяжении двух лет классные руководители, сотрудничая с фирмой «Петрофейм-Тур» (г.Петрозаводск), смогли организовать летний отдых в оздоровительных лагерях на Черном и Азовском морях и вывезти более 300 детей- учащихся нашей школы. Результаты великолепны: количество болеющих детей в 2009-2010 учебном году уменьшилось.
На протяжении многих лет работает ДНО (Детское Научное Общество), которым руководит учитель русского языка и литературы Васильева С.И.
В учебно-исследовательскую деятельность с каждым годом вовлекается все больше новых ребят – ищущих, творческих, любознательных исследователей. Традицией школы становится проведение в апреле-мае ежегодных научно-практических конференций, в которых наряду с учениками основной и старшей школы принимают участие малыши.
Таким образом, педагогический коллектив работает над проблемами духовно-нравственного воспитания, но новый федеральный образовательный стандарт ставит новые задачи по воспитанию гражданина страны.
Приложение: программа развития МОУ СОШ №1
Поделиться: |