Авторcтво: Ридигер Ольга Николаевна, к.п.н., учитель биологии и экологии; Синицына Ольга Николаевна, учитель ГБОУ СОШ № 1161 г.Москвы |
“История человечества достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежны.
Более миллиарда человек, не имеющих сегодня возможности удовлетворять
свои основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета
Земля требуют революции”.
Гру Харлем Брундтланд
Концепция качества жизни, зарожденная в 60-х годах прошлого века, является продолжением интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие “ноосфера”. В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены ограничения на удовлетворение потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим ограничениям относятся: охрана окружающей среды; забота о безопасности производств и продукции; поддержание ресурсного потенциала страны. Качество жизни как система включает в себя качество человека, качество образования, качество культуры, качество среды обитания (экологии) и др. Американская некоммерческая организация “Комитет по демографическому кризису” проводит исследования качества жизни по 10 показателям: стоимость питания, жилищные условия, качество жилья, связь, образование, здравоохранение, тишина, уличное движение, чистота воздуха, общественная безопасность.
Качество жизни и образование взаимосвязаны и взаимообусловлены. Образование становится одним из важнейших механизмов воспроизводства всей системы качества жизни.[4]
В последние годы учебный процесс становится все более интенсивным. Увеличивается время нахождения ребенка в школе, больше задают домашних заданий, что ведет к перегрузкам детей. На сегодняшний день задача школы – направить все усилия на совместную активную работу учителей и родителей для здоровьесбережения.
Здоровье – синтетический индикатор качества. При этом в соответствии с представлением Всемирной организации здравоохранения категория здоровья включает в себя категории физического, психического, духовного и социального здоровья. Кроме здоровья, интегральными индикаторами выступают: уровень качества среды, качество образования и его доступность для населения. Проблемы качества жизни закладываются в детстве, поэтому это проблема и педагогического характера.
Здоровье современных школьников находится в критическом состоянии. Проблемы здоровьесбережения объединяют учителей и родителей, становятся одной из главных тем обсуждения на их встречах. Одной из эффективных форм взаимодействия школы и семьи для решения проблемы повышения экологической составляющей качества в ГОУ СОШ № 1161 г. Москвы (Россия) является проведение семейных проектных клубов. Проблемами здоровьесбережения детей, начиная с начальной школы, мы занимаемся на протяжении длительного времени. Успешно реализованные проекты «Неболейка», «Если хочешь быть здоров», «Зеленый доктор», «Безопасная дорога в школу», «Классный лекарь», «Как стать Неболейкой», «Наше здоровье в наших руках», «Здравушка», «Курение - коварная ловушка», «Глоток чистого воздуха», « Здоровое питание» способствовали повышению здоровья школьников, улучшению посещаемости и, как следствие, повышали академическую успешность школьников.
В этом году мы работаем над темой «Живая вода – залог здоровья». Тема выбрана не случайно. Проведенные нами исследования указали, что 29% родителей обучающихся и подавляющее большинство школьников не уделяют должного внимания питьевому режиму, не заботятся о качестве потребляемой воды. Известно, что размороженная, так называемая талая вода, обладает уникальными свойствами влияния на все живые организмы. Об этом мы говорим с детьми и подростками на уроках, дополнительных и кружковых занятиях, заседаниях экологического общества «Экомир». Тема неоднократно поднимается на страницах межшкольного издания «Экомир», ее обсуждали на школьной конференции. Эффективность просветительской деятельности в этом вопросе может быть повышена только при активном включении родителей в решение данной проблемы. Объединение всех участников образовательного процесса через систему семейных проектных клубов, на заседании которых мы освещаем вопросы живой воды с различных позиций: физико-химического, биолого-экологического, уделяем внимание валеологическому аспекту, дают положительный результат.
Библиография
1. Лукьянов А. Ю.Экологическая составляющая качества жизни населения : На примере Северо-Западного региона России Автореферат диссертации кандидата социологических наук. Санкт-Петербург, 2003 г.
2. Ридигер О.Н., Кулькова Т.С. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании для сохранения здоровья школьников // Современные технологии формирования здорового образа жизни у молодежи. Волонтерское движение: от инициативы к действию. Материалы международной научно-практической конференции (7 декабря 2011 г.). – М.: МГПУ. – 2011г. –С. 94 – 98.
3. Ридигер О.Н. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании // Воспитание школьников. – 2012 г. – № 4. – С.49 – 54.
4. Субетто А.И. Качество жизни и качество образования – главные акценты национальной идеи России XXI века и критерии государственной политики.
Поделиться: