Поиск по сайту

Организация корпоративного обучения в ГБОУ школе №112


Авторcтво: Сыкеева Людмила Петровна, директор; Кудрявцева Марина Олеговна, заместитель директора по УВР, Колегова Оксана Петровна, заместитель директора по УВР ГБОУ №112 Выборгского района Санкт-Петербурга


Повышение квалификации педагогических кадров в условиях модернизации образования становится насущной задачей, так как актуальным является необходимость разрешения следующих противоречий между:
• динамикой профессионального роста учителя и характером социо-культурной ситуации его деятельности;
• имеющимся творческим потенциалом личности учителя и возможностью его практической реализации;
• образовательными запросами учащихся и их родителей и профессиональным уровнем учителя;
• необходимостью владения в совершенстве проектными и информационно-коммуникационными технологиями обучения учащихся и недостаточными мотивацией, знаниями и умениями их применения;
• между необходимостью постоянного самопроектирования школой своего развития и необходимостью совершенствования механизма самопроектирования.
Разрешению этих и других противоречий во многом может способствовать развитие творчества учителя. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности школы является дальнейшее развитие системы повышения квалификации и совершенствование педагогического мастерства учителей как мобильной, гибкой системы, адекватно отвечающей на образовательные запросы общества.
Наиболее эффективной формой повышения квалификации педагогов в современных условиях является разработка и реализация программ внутришкольного корпоративного обучения.
К такому выводу пришел наш педагогический коллектив при разработке первой программы развития, стержневой интегрирующей идеей которой стала идея формирования проектной культуры субъектов образовательного процесса с целью их творческого, личностного и профессионального самоопределения.
Именно на начальном этапе развития нашей школы возникла еще одна идея – идея разработки и реализации программ корпоративного обучения, ориентированных на потребности именно нашего образовательного учреждения. И как показала практика, это действительно одна из наиболее эффективных форм повышения квалификации педагогов. Она дает возможность не только повысить качество труда учителя, но также и качество управления. За счет роста квалификации персонала повышается эффективность внутригрупповых отношений, формируется единый внутрикорпоративный язык и взаимопонимание.
Одной из первых в нашей школе была реализована корпоративная программа повышения психолого-педагогической компетентности учителей «Акмеологическое обеспечение образовательного процесса».
Акмеология как наука изучает закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени его зрелости. Она изучает профессионализм как высшую ступень в развитии человека, определяет главные параметры его становления.
Реализация данной программы обеспечила нашему учреждению возможность перехода из режима функционирования в режим развития и стать городской школой-лабораторией.
Развитие педагогической системы невозможно без совершенствования системы управления.
Одним из принципов, положенных в основу развития системы управления нашей школы, положен принцип создания максимальной творческой свободы для субъектов, входящих в структуру управления.
Содержание педагогической деятельности разрабатывается и планируется в нашем учреждении « снизу» - на уровне предметных кафедр, творческих групп учителей, которые являются основным звеном формирования содержательной деятельности в школе. Творческие группы образовали новую неформальную структуру - Инициативную группу. Эта структура, в которой на равных работают учителя – члены творческих групп и администрация. Проблема «выхода» на администрацию для обсуждения ключевых проблем развития школы снята тем, что администрация сама является активным членом Инициативной группы.
В течение нескольких лет в учреждении сложилась целостная система методического сопровождения деятельности учителя, которая включает в себя:
• разработку и реализацию программ корпоративного обучения педагогов;
• дни современных образовательных технологий в школе (проведение серии открытых уроков, мастер-классов, с целью распространения опыта учителей-лидеров);
• тематические семинары для учителей по использованию современных образовательных технологий в учебном процессе;
• круглые столы заведующих предметными кафедрами с целью координации деятельности методической службы школы;
• ежегодные отчеты предметных кафедр о результатах деятельности;
• круглые столы по вопросам социального и учебного проектирования.
Благодаря реализации нескольких корпоративных программ повышения квалификации педагогов в области
• педагогического проектирования,
• исследовательской культуры учителя,
• проектной деятельности учащихся
педагогическому коллективу удалось не только разработать, но и успешно применять на практике технологии учебного и социального проектирования.
В 2010 г. в программе корпоративного повышения квалификации педагогов появился дополнительный модуль «Технологии Веб 2.0 и их использование в организации проектной деятельности учащихся».
Технологии Веб 2.0 позволяют на практике обеспечить инновационный прорыв в области образования. Благодаря Веб 2.0 появилась возможность эффективного общения через создание сетевых сообществ. У учителя появилась возможность общаться с несколькими учениками в реальном времени через систему мгновенных сообщений или же размещая учебные / проектные задания в сети. Таким образом, обучение стало выходить за рамки традиционной классно-урочной системы. Такая организация учебно-воспитательного процесса означает подлинный переход к открытости всей образовательной системы. В свою очередь, такая открытость означает возможность свободного, но в тоже время самостоятельного и ответственного выбора каждым участником образовательного процесса видов деятельности и партнеров по учебной коммуникации.
Идеи Веб 2.0 легли в основу разработанного группой педагогов нашей школы электронного образовательного ресурса, размещенного на сайте учреждения (http://112-school.ru/obrazovatelnyy_portal ).
Учителями были разработаны электронные учебно-методические пособия: «Информационно-коммуникационное сопровождение проектной деятельности учащихся в условиях профильной школы», «Организация проектной деятельности учащихся начальных классов».
Образовательный портал «Электронные образовательные ресурсы на основе технологии Веб 2.0» представляет собой современное информационное пространство для организации эффективного взаимодействия педагогов по вопросам организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
На сегодняшний день можно сказать, что создание электронного образовательного ресурса на сайте школы, стало лишь первым шагом в освоении этой технологии. Учителя стали создавать собственные сайты: тематические (в рамках недели учебного проектирования) или же в рамках преподаваемой учебной дисциплины. (Познакомиться с их работой можно перейдя по ссылкам:
http://yuuhi.narod2.ru/
https://sites.google.com/site/celoveketoproekt/
https://evtedu.ru ).
Хочется отметить, что работа в течение многих лет в режиме школы-лаборатории позволила нам идти в ногу со временем. Разработка и применение технологий социального и учебного проектирования дало возможность коллективу школы заранее подготовиться к переходу на стандарты второго поколения. Слова Карла Фрея уже много лет служат напутствием для наших учителей : «Научить не усваивать, и не впитывать в себя определенные факты и правила, а действовать; упражнять ребенка в умении ставить себе задачи, выполнять, доводить до конца намеченные проекты, — вот главное задание школы».
Реализация корпоративных программ повышения квалификации педагогов способствует не только повышению уровня их профессионального мастерства и, как следствие, конкурентоспособности на рынке труда, но способствует формированию новой, инновационной по сути, педагогической культуры.


Приложение 1: выдержки из внутришкольной корпоративной программы повышения квалификации
Приложение 2: график проведения дней современных образовательных технологий в школе
Приложение 3: цикл уроков в форме учебного проекта «Античные ораторы и риторические традиции Древней Руси» Взаимодействие в интернете на сервисе web 2.0
Приложение 4: презентация «Методические разработки к уроку литературы по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»



Поделиться: