Поиск по сайту

Критерии оценки качества работы учителя


Авторcтво: Бондаренко Ольга Владимировна, заместитель директора по ОЭР гимназии № 116 Приморского района Санкт-Петербурга


Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. Здесь также предстоит развивать оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую; вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций.
Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей.
В современном российском образовании идет интенсивный процесс создания общероссийской и региональных систем оценки качества образования. В стороне от этого не стоят и школы. Все это направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов, эффективности управления школой.
Методисты разработали в помощь руководителям школ критерии оценки качества труда учителя при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, что позволит школам сделать процедуру поощрения учителей за творческий труд более прозрачной и справедливой.
Методические рекомендации по установлению критериев оценки качества труда учителей образовательных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (далее Рекомендации) разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, едиными рекомендациями по установлению систем оплаты труда Российской трехсторонней комиссии для бюджетных организаций всех уровней по регулированию социально-трудовых отношений и иными нормативными актами федерального и регионального уровней с целью стимулирования качества труда учителя и унификации подходов к оценке качества труда учителя в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Рекомендации предназначены для использования руководителями государственных образовательных учреждений при формировании исключительно стимулирующих надбавок из фонда надбавок и доплат, как части фонда оплаты труда, за качество трудовой деятельности для категории работников в должности «учитель».
В Рекомендациях предлагается модельная структура разделения фонда надбавок и доплат в общеобразовательных учреждениях разных видов с целью достижения среднемесячного уровня заработной платы учителя по каждому общеобразовательному учреждению до среднего уровня заработной платы по экономике Санкт-Петербурга при условии качественного результата работы учителя, соответствующего заявленным критериям качества.
Данные Рекомендации не являются исчерпывающими и могут быть дополнены критериями, специфическими для оценки качества труда учителя в разных видах образовательных учреждений.
Рекомендации составлены с учетом реализуемой в Санкт-Петербурге модели оплаты труда работников бюджетной сферы, включающей повышающие коэффициенты к должностным окладам работников, в том числе, за качество их трудовой деятельности (коэффициент квалификации; коэффициент специфики).
Гарантия повышения оплаты за расширение профессиональных компетенций и квалификации, заложенная в петербургской модели ОСОТО, стимулирует учителя к индивидуальному профессиональному росту и предполагает положительную зависимость между ростом квалификации учителя и качеством его труда. Данная зависимость подтверждается относительными показателями: чем выше квалификация учителя – тем выше результаты учебных достижений обучающихся, тем выше уровень проектной и инновационной деятельности школ, тем выше спрос на услуги определенного образовательного учреждения.
Модельная схема формирования персональной надбавки стимулирующего характера за качество труда учителя.
Для расчета выплат стимулирующего характера устанавливаются критерии оценки качества труда учителя, для каждого критерия вводятся показатели, показатели рассчитываются на основе индикаторов качества.
Основные принципы предлагаемой системы количественной оценки качества труда учителя: вы видите на слайде
1. валидность критериев оценки качества
2. простота расчетов
3. измеримость показателей
4. умеренность количественного состава индикаторов
Взаимозависимость между тремя параметрами (критерий – показатель – индикатор), используемыми для количественной оценки качества труда учителя следующее:
критерий оценки качества – совокупный признак, являющийся основанием для формирования оценки качества трудовой деятельности учителя, например, «успешность учебной работы учителя»;
показатель качества – объективная информация, как правило, количественная, позволяющая судить о результатах трудовой деятельности учителя за определенный период времени по определенному критерию, например, по критерию «успешность учебной работы» можно выделить такой показатель, как «динамика успешности обучающихся по предмету» или «результативность участия обучающихся в олимпиадах» и пр., т.е. у одного критерия может быть любое разумное количество показателей;
индикатор качества – доступная наблюдению и измерению характеристика трудовой деятельности учителя, позволяющая судить о результативности и качестве его труда и рассчитать показатель качества по выделенному критерию, например, критерий «успешность учебной работы» по показателю «динамика успешности обучающихся по предмету» измеряется таким индикатором, как «доля обучающихся, получивших оценки "4", "5" по итогам периода к общему количеству обучающихся по данному предмету» или «доля обучающихся, получивших оценку меньше «3» по предмету по сравнению с предыдущим периодом» или (для учителя начальной школы) «доля выпускников начального общего образования, получивших на итоговой аттестации по математике оценки «4», «5».
Общие принципы формирования показателей и индикаторов: см. сл.
• учет разной ответственности и специфики деятельности учителя в разных видах ОУ;
• соответствие выбранных показателей и индикаторов целевым установкам (программе развития) ОУ на период назначения стимулирующих надбавок;
• непротиворечивость показателей и индикаторов друг другу;
• возможность стандартизации для разных ступеней ОУ;
• учет ценностей корпоративной культуры ОУ;
• учет интересов «образовательных заказчиков» - родителей и обучающихся.
Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения предусматривает реализацию права участия органов общественно-государствен¬ного управления школой в распределении поощрительных выплат стимулирующей части фонда оплаты труда по результатам труда и осуществляется по представлению руководителя образовательного учреждения с учетом мнения профсоюзной организации. Основанием для осуществления данных выплат являются показатели качества обучения и воспитания учащихся, выраженные в их образовательных достижениях и сформированных компетенциях. Под компетенциями в данном случае понимаются личностные качества и умения учащегося решать личностно и социально значимые задачи.
Новая результативность — это способность строить отношения в ситуации, которая не определена, не изучена, не предполагает четких алгоритмов поведения. В соответствии с таким подходом к качеству образования можно выделить следующие модули критериальной оценки: функциональная грамотность (предметные компетенции); ключевые компетенции (надпредметные знания, умения, способности решать личностные и социально значимые проблемы).
Основанием для формирования оценки качества и результативности труда учителя (критериями) выбираются те виды деятельности учителя, которые направлены на улучшение качества:
- учебной деятельности (К1);
- воспитательной деятельности (К2);
- научно-методической деятельности (К3);
- коммуникативной деятельности (К4).
В соответствии с Концепцией инновационного развития системы образования данные критерии рекомендуется дополнить на уровне образовательного учреждения показателями состояния здоровья учащихся. Предлагаемые материалы следует рассматривать как рамочную модель. Каждая школа в соответствии с выявленным социальным заказом, программой развития, опытом работы может выбрать из предлагаемой критериальной базы такой комплекс критериев и индикаторов, который в полной мере будет соответствовать задачам повышения качества образования на уровне конкретного учителя и школы. Формируя свой набор критериев, образовательное учреждение должно учитывать необходимость включения в него показателей, отражающих результаты сформированности всех нижеперечисленных компетенций. При наличии в школе своих индикаторов оценки качества, они могут быть представлены в региональный (муниципальный) орган управления образованием для экспертизы и включения в предлагаемый перечень.

1. Критерий «Формирование функциональной грамотности (предметных компетенций)»
Содержание критерия
Сформированность данной компетенции предполагает наличие знаний, умений и способностей учащихся, обеспечивающих успешность освоения государственных образовательных стандартов и образовательных программ школы (способность применять знания на практике, способность к обучению, способность к адаптации в новых ситуациях, способность генерировать идеи, волевое стремление к успеху, способность к анализу и синтезу и др.).
Данный критерий в первую очередь, позволяет судить о профессионализме и эффективности работы учителя.
Показатели по критерию.
Предлагается в первую очередь опираться на такие традиционные, доступные всем показатели:
- позитивная динамика уровня обученности учащихся за последний учебный год. Позитивная динамика может подтверждаться отметками промежуточного и итогового контроля (в том числе ЕГЭ);
- позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последний год. Позитивная динамика может подтверждаться оценками промежуточного и итогового контроля (в том числе ЕГЭ);
- увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях школьного, муниципального, регионального (областного), федерального и международного уровней. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, а также реестр участников конкурсных мероприятий;
- увеличение количества творческих (научных, проектных и других) работ учащихся по данному предмету, представленных на различных уровнях. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в конференциях и конкурсах, а также реестр участников конкурсных мероприятий;
- посещаемость кружков, секций, элективных курсов. Индикаторами данного показателя могут быть: численность, посещаемость и сохранность контингента учащихся, подтверждаемые соответствующими документами и школьной отчетностью.


2. Критерий «Формирование социальных компетенций»
Содержание критерия
Сформированность данного типа компетенций предполагает способность учащихся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в функционировании и в улучшении демократических институтов, способность быть лидером, способность работать автономно.
Показатели по критерию:
• Активность учащихся в жизни и решении проблем класса, школы и окружающего социума, участие в органах школьного самоуправления, социальных проектах. Индикатором по данному критерию могут являться официальные письма благодарности, отзывы, положительная информация в СМИ о деятельности учащихся ОУ (волонтерское движение, благотворительные акции и др.).
• Сформированность правового поведения. Индикатором по данному критерию могут быть: отсутствие правонарушений учащихся за отчетный период (в соответствии с данными УВД), результаты участия в конкурсах на знание основ законодательства РФ.
• Сформированность основ экономического сознания. Индикатором по данному критерию могут быть победы и участие в различного рода конкурсах, проектах по экономической проблематике.
• Процент успешно социализирующихся детей группы риска. Индикатором по данному критерию может быть отрицательная динамика распространения наркомании и алкоголизма, числа детей, стоящих на учете.
• Наличие индивидуальных образовательных траекторий учащихся, ориентированных на получение профессионального образования. Индикатором по данному критерию может быть доля школьников, обучающихся по индивидуальным образовательным программам.
• Участие в разнообразных межвозрастных социально значимых проектах. Индикатором по данному критерию может быть доля школьников, участвующих в межвозрастных проектах.

3. Критерий «Формирование поликультурных компетенций»
Содержание критерия
Поликультурная компетентность предполагает понимание различий между культурами, уважение к представителям иных культур, способность жить и находить общий язык с людьми других культур, языков, религий.
Показатели по критерию:
• результаты исследования толерантности в классе;
• отсутствие конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве;
• участие учащихся в программах международного сотрудничества (обмены, стажировки и т. п.). Индикатором по данному критерию могут являться различные документы, подтверждающие участие в международной программе;
• участие в мероприятиях, посвященных укреплению взаимопонимания, взаимной поддержки и дружбы между представителями различных социальных слоев, национальностей и конфессий. Индикатором по данному критерию может быть официальная благодарность организаторов мероприятий, их участников в адрес учащихся школы (класса);
• знание и уважение культурных традиций, способствующих интеграции учащихся в глобальное сообщество. Индикатором по данному критерию может служить участие в конкурсах, проектах и т. д.

4. Критерий «Формирование коммуникативных компетенций»
Содержание критерия
Данный тип компетенций отражает владение навыками устного и письменного общения, владение несколькими языками, а также умения разрешать конфликты ненасильственным путем, вести переговоры.
Показатели по критерию:
• Позитивная динамика «качества знаний» по русскому языку и литературе учащихся за последний год. Позитивная динамика может подтверждаться оценками экспертов в ходе наблюдения и проведения опросов, а также в ходе изучения продуктов деятельности ребенка (письменные источники, устные выступления).
• Результаты литературного творчества учащихся. Индикатором по данному критерию может быть наличие авторских публикаций (стихи, проза, публицистика) как в школьных, так и в других видах изданий, а также награды.
• Благоприятный психологический климат в классе. Индикатором данного критерия могут быть результаты социально психологического исследования, проведенного в классе специалистом.
• Наличие практики конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Отсутствие деструктивных последствий конфликтов, наносящих вред физическому, психическому и нравственному здоровью.

5. Критерий «Формирование информационных компетенций»
Содержание критерия
Владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, способность критически относиться к информации, распространяемой средствами массовой коммуникации.
Показатели по критерию:
• Использование в проектной, исследовательской и других видах деятельности учащихся ИКТ (интернет ресурсов, презентационных программ, мультимедийных средств). Индикатором по данному критерию могут быть: высокая оценка коллег, получаемая в ходе открытых занятий, а также результаты учебной деятельности учащихся, оформленные в цифровом виде.
• Разработка и использование учащимся общественно признанного авторского продукта (программы, сайта, учебного модуля и т. д.). Индикатором может быть предъявленный продукт.
• Увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях школьного, муниципального, регионального (областного), федерального и международного уровней. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, а также реестр участников конкурсных мероприятий.

6. Критерий «Формирование интеллектуальных компетенций»
Содержание критерия
Способность учиться, самообразование, познавательный интерес.
Показатели по критерию:
• Устойчивый интерес у обучающихся к чтению специальной и художественной литературы. Индикатором данного критерия могут быть результаты анкетирования родителей, учащихся, экспертные оценки работников библиотеки
• Использование опыта, полученного в учреждениях дополнительного образования в школе и классе. Индикатором по данному критерию могут служить продукты деятельности ребенка, полученные в процессе внутришкольной или внутриклассной деятельности, а также участие и победы в различных проектах.
• Увеличение количества творческих (научных, проектных и других) работ учащихся по предметам образовательной программы ОУ, представленных на различных уровнях. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в конференциях и конкурсах, а также реестр участников конкурсных мероприятий.
• Процент выпускников, продолживших образование в соответствии с избранным профилем в учреждениях профессионального образования. Индикатором по данному критерию могут быть внутришкольная отчетность, отзывы выпускников, родителей и др.

7. Критерий «Общекультурных компетенций»
Содержание критерия
Содержание данного критерия отражает духовно-нравственное развитие личности, его общую культуру, личную этическую программу, направленную на формирование успешной саморазвивающейся личности в мире людей, природы и техники.
Показатели по критерию:
• Формирование культуры здоровье сбережения. Индикатором по данному критерию может являться доля детей, участвующих в оздоровительных и здоровье формирующих мероприятиях различного вида.
• Увеличение количества учащихся, участвующих в спортивных соревнованиях различного уровня. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в соревнованиях, а также реестр участников.
• Увеличение количества учащихся, занятых творческими видами деятельности (танцы, музыка, живопись, народные промыслы и т. д.). Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в выставках, фестивалях и конкурсах, а также реестр участников конкурсных мероприятий.
• Участие в природоохранительной деятельности. Индикатором по данному критерию может служить доля учащихся, занятых в природоохранительной деятельности.
• Участие в туристско-краеведческой деятельности. Индикатором по данному критерию может служить доля учащихся, занятых в туристско- краеведческой деятельности.
• Участие в волонтерском движении. Индикатором по данному критерию может быть реализация общественно полезных дел и проектов.

Примерный механизм оценки профессиональных достижений учителя через образовательные достижения учащихся
и распределения стимулирующей части фонда оплаты труда

Ориентируясь на предлагаемые критерии, показатели и индикаторы, учитель пишет самоанализ на основе достижений своих учеников или формирует персональное портфолио – свидетельство образовательных достижений учащихся, полученных в результате его профессиональной педагогической деятельности.
Портфолио передается учителем в экспертную группу, состоящую из представителей администрации, методической службы, коллег, представителей профсоюза.
Члены экспертной группы, в количестве не менее 3 человек, изучают полученные материалы и фиксируют свое заключение в листе экспертной оценки с помощью пятибалльной шкалы:
0 баллов – отсутствие достижений
1 балл – низкий уровень достижений
2 балла – средний уровень достижений
3 балла – высокий уровень достижений
4 балла – очень высокий уровень достижений
Придерживаясь идеологии «фронтального», а не «точечного», стимулирования качества образования, рекомендуется при выставлении баллов ориентироваться не только на высокие достижения отдельных учащихся, но и на массовые показатели качественной подготовки.
В целях объективности полученных оценок, рекомендуется рассчитать средний балл по каждому учителю. На основании полученных данных выстроить рейтинг.
Оценку результативности труда учителя рекомендуется проводить не чаще, чем 1 раз в полугодие.
На основе представленных педагогами материалов (портфолио) и полученного рейтинга, члены экспертного совета готовят отчет.
На основании этого издается приказ по образовательному учреждению о распределении стимулирующей части ФОТ, с которым знакомятся все заинтересованные стороны.
Экспертное заключение по оценке качества работы учителя при распределении стимулирующей части ФОТ

Критерии Баллы
Функциональная грамотность учащихся (предметные компетенции) 0 1 2 3 4
Сформированность социальных компетенций учащихся 0 1 2 3 4
Сформированность поликультурных компетенций учащихся 0 1 2 3 4
Сформированность коммуникативных компетенций учащихся 0 1 2 3 4
Сформированность информационных компетенций учащихся 0 1 2 3 4
Сформированность интеллектуальных компетенций учащихся 0 1 2 3 4
Сформированность общекультурных компетенций учащихся 0 1 2 3 4
Общий балл:

Еще до перехода на новую систему оплаты труда мы уже понимали, что заработная плата учителя, зависящая только от нагрузки и количества учеников уходит в прошлое. И постарались, чтобы каждый учитель, работающий в нашей школе понял, что главные критерии оценки деятельности педагога - качество и результативность. Именно они и должны определять уровень заработной платы.
Для решения данной задачи нами была разработана система критериев оценки результативности работы учителя, при этом мы максимально пытались учесть особенности нашей школы. Совокупность баллов по показателям каждой группы критериев составляет максимальную оценку качества работы учителя.









СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
1. Уровень профессионального мастерства: 40 баллов
1. Поощрения, награды, Почетные звания - 5 баллов.
2. Инновационная и экспериментальная деятельность педагога - 10 баллов.
3. Повышение квалификации и самообразования - 5 баллов.
4. Участие в профессиональных конкурсах - 10 баллов.
5. Распространение своего опыта - 5 баллов.
6. Внеклассная работа по предмету - 5 баллов.
2. Качество и результативность труда: 40 баллов.
1. Качество знаний по предмету - 5 баллов.
2. Результаты итоговой аттестации выпускников - 10 баллов.
3. Победители олимпиад - 10 баллов.
4. Победители творческих конкурсов, соревнований - 5 баллов.
5. Победители научно-практических конференций - 10 баллов.
3. Соблюдение единых требований и личная дисциплина - 20 баллов.
1. Ведение учетно-отчетной документации (журналы, дневники, планы, отчеты) - 5 баллов.
2. Отсутствие дисциплинарных взысканий, отсутствие письменных жалоб со стороны родителей - 5 баллов.
3. Выполнение плана и программы - 5 баллов.
4. Выполнение требований к содержанию учебного кабинета, соблюдение графика дежурства - 5 баллов.
Для каждого критерия была определена группа измерителей. Все педагоги оформили портфолио, главной частью которого стала методическая карта, заполненная в соответствии с предложенными критериями.// В качестве приложений к этой карте, в портфолио вошли материалы, являющиеся подтверждением тех или иных достижений педагога: ксерокопии грамот, авторские программы, разработки открытых мероприятий, тексты выступлений, копии публикаций и т.д.// Для того, чтобы объективно оценить деятельность каждого педагога в школе создана комиссия, которая руководствуется принятым в школе Положением о нормах профессионального поведения учителя и Положением «Учитель года», занимается экспертизой портфолио и по результатам работы составляет методическую карту педагогического коллектива, в которую входят результаты всех учителей.
Глубокий анализ ситуаций привел нас к мысли, что необходимо создать школьную систему служб оценки качества, цель которых - установить степень влияния условий, созданных школой, на рост эффективности и результативности деятельности педагогов. Структура этой системы такова:
Повышению качества образовательного процесса способствует обсуждение на заседаниях педагогического совета следующих вопросов: «Качественное образование – ресурс устойчивого развития общества», «Портфолио – как инструмент мониторинга профессиональных достижений», «Личность учителя: критерии ее успешности». При этом своим опытом делятся учителя, набравшие наибольший рейтинговый балл. Кроме того, они дают серию открытых уроков и мастер - классов. Неотъемлемой частью системы критериев результативности работы учителя являются критерии рейтингов успешности класса и ученика, которые используются при проведении конкурсов «Класс года» и «Ученик года».
Принципом совершенствования экономических механизмов в сфере образования в соответствии с проектом комплексной модернизации образования принимается бюджетное финансирование, ориентированное на результат. Основополагающей задачей в данном направлении является построение эффективных способов и механизмов реализации поставленных задач, направленных на повышение качественных результатов деятельности образовательных учреждений и педагогов.
Данная система рейтинговой оценки повышает результативность работы учителей и учащихся. Мы уверены, что педагогический коллектив и учащиеся школы, согласно стратегии развития школы на практике будут решать все новые и новые задачи, поставленные перед школой государством, ЕГЭ, да и самой жизнью.

В заключении хочется добавить, что работа по оценке качества работы учителя очень трудоемкая, но крайне необходимая часть внутришкольного контроля, которая поможет решить не только материальные вопросы педагогов, но и настроит работу всего педагогического коллектива на режим развития…
Если мы будем знать, по какому критерию у нас самые низкие показатели, мы сможем вовремя направить методическую работу на развитие именно этой сферы деятельности.
Например, ни для кого не секрет, что любая гимназия – это прежде всего высокий уровень интеллектуального развития, соответственно, высокая загруженность и учеников и педагогов, и как следствие – отсутствие приоритета здоровьесберегающих технологий… Значит, при планировании работы методической службы ОУ, стоит уделить внимание курсам по валеологии, эргономики, ортобиотики для учителей, вспомним основы научной организации труда, чтобы научить детей за наименьшее количество времени добывать большее количество информации…
Потому как задачи охраны и укрепления здоровья школьников могут успешно решаться только в том случае, если учитель сам будет обладать психическим и соматическим здоровьем.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса. Следовательно, выявление критериев валеологической обоснованности школьного урока и построение его на валеологической и эргономической основе является важным условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.


Основными критериями рейтинга успешности класса являются:
1. Участие в олимпиадах и ШНОУ.
2. Рейтинг по классной рапортичке.
3. Промежуточная успеваемость и успеваемость за год.
4. Участие в спортивных соревнованиях.
5. Отсутствие правонарушений.
6. Участие в конкурсах, конференциях.
7. Пропуски занятий без уважительных причин.
8. Культура поведения на перерывах и во внеурочное время.
9. Отсутствие вредных привычек.
10. Поведение в столовой.
11. Дежурство по школе.
12. Участие в трудовых десантах.
13. Чтение художественной литературы.
Критерии рейтинга успешности учащихся аналогичны критериям успешности класса, но при наличии портфолио и по следующим номинациям:
1. «Школьные годы чудесные» (самый творческий ученик) – 5-8 классы.
2. «Через тернии – к звездам...» (самый добросовестный, обязательный и прилежный ученик) – 9-11 классы.
3. «Восходящее солнце» (самый старательный ученик).
4. «Дух упорства и вдохновения» (знатоки в области отдельных предметов).
5. «К вершинам спорта» (победители спортивных соревнований).

1. Служба оценки качества образовательного процесса
1. Качество обеспечения учебного процесса.
2. Качество планирования.
3. Качество обучения.
4. Качество преподавания.
5. Качество внеклассной работы по предмету.
2. Служба оценки качества воспитательной работы
1. Условия, созданные школой, для качественного проведения внеклассной работы.
2. Качество планирования.
3. Качество проводимых мероприятий.
4. Качество работы с родителями.
5. Качество работы с детьми «группы риска».
6. Качество работы по занятости учащихся во внеурочное время.
3. Служба оценки качества профессионального уровня педагогов.
1. Качество деятельности методической службы школы.
2. Организация аттестации учителей.
3. Качество инновационной и экспериментальной работы.
4. Участие школьников в олимпиадах, конкурсах.
5. Самообразование.
6. Компьютерная грамотность.
7. Распространение своего опыта.
4. Служба оценки качества здоровьесберегающей работы.
1. Обеспечение спортивным, технологическим, медицинским оборудованием.
2. Обеспечение безопасных условий образовательного процесса.
3. Организация горячего питания.
4. Качество ведения спортивно-оздоровительной работы.
5. Использование здоровьесберегающих технологий.
6. Работа по профилактике вредных привычек.

Глоссарий: основные понятия и сокращения, используемые в Рекомендациях
В целях применения данных Рекомендаций используются следующие понятия и сокращения.
Валидность – степень соответствия показателя тому понятию, которое он призван отражать.
Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика трудовой деятельности работника (учителя), позволяющая судить о его достижениях и результативности, недоступных непосредственному наблюдению.
Качество труда учителя – характеристика интегральной эффективности труда учителя с учетом его вклада в обеспечение качества образовательной деятельности учреждения в соответствие с его целью и задачами.
Критерий оценки качества – признак, на основании которого формируется оценка качества трудовой деятельности, мерило такой оценки.
Материальное стимулирование – совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности учителя в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов.
Оценка качества труда учителя – способ определения качественных результатов деятельности отдельных исполнителей (учителей) с целью сравнения результатов их работы, материального и морального стимулирования.
Показатель качества – объективная информация, выраженная в числовой форме, фиксирующая наличие или отсутствие определенного уровня достижений обучающихся и позволяющая судить о результатах профессиональной деятельности учителя.
Премиальный период – временной интервал трудовой деятельности работника, по которому производятся исчисление персональной ежемесячной надбавки на данный период в соответствии с критериями оценки качества труда.
Стимулирующие надбавки – денежные выплаты из фонда надбавок и доплат ОУ, рассчитанные с использованием индикаторов качества труда учителя.
Эффективность труда – достижение в результате трудового процесса запланированной цели трудовой деятельности. Эффективность труда является интегративным показателем (так, эффективность труда учителя измеряется не только усвоением учащимися определенного учебного материала, но и степенью достижений целей воспитания их как личностей).
ОСОТО – отраслевая система оплаты труда в образовании
ОУ – общеобразовательное учреждение любого вида;
ФОТ – фонд оплаты труда;
ФДО – фонд должностных окладов;
ФНД – фонд надбавок и доплат;
ФкД – фонд компенсационных доплат;
ФсН – фонд стимулирующих надбавок.

Эргономика – наука, изучающая оптимальные условия труда с целью увеличения его производительности и сохранения сил, времени, энергии, работоспособности и здоровья человека.
Валеология - наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. Валеология является интегративной наукой, так как использует результаты различных отраслей медицины, психологии, философии и др.
Ортобиотика – наука о технологии сбережения человеческого здоровья и оптимистического настроя.






________________________________________
[1] Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2007 №255 «О Методике определения штатной численности работников государственных образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Комитету по образованию, и государственных образовательных учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга»
[2] Рассчитано по фактическим данным, по штатным расписаниям общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на период мая 2011 года.
[3] Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 №1671 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет бюджета Санкт-Петербурга», с соответствующими изменениями
[4] При этом, образовательное учреждение (Управляющий совет или соответствующая комиссия) вправе разделять годовой ФсН не пропорционально количеству месяцев в периоде (по 6 месяцев), а согласно «трудоемкости» периодов, так: первое полугодие календарного года (1 января по 30 июня) может быть более трудоемким и ему может быть «присвоен» дополнительный коэффициент, увеличивающий его на 10-20%, при условии уменьшения при этом оставшейся части ФсН
[5] Возможен иной подход – «за каждого ученика с разбалловкой цены предмета, например: 0,1 – по математике;
0,09 – русскому языку и литературе; 0,08 – иностранному языку; 0,07 – физике, химии;0,06 – истории; 0,05 – естествознанию, географии; 0,04 – физкультуре; 0,03 – труду; 0,02 – ИЗО и музыке
[6] К иной независимой аттестации м.б. отнесены любые виды тестирования, проводимые внешними (по отношению к данному учителю) экспертами (оценщиками) по контрольно-измерительным материалам, прошедшим соответствующую профессиональную экспертизу.
[7] В случае, если средний балл по району меньше среднего по городу, применяется индикатор «средний балл по городу».
[8] Принимаются в расчет стимулирования качества труда кружки и факультативы (иные дополнительные занятия по предмету), оплачиваемые из средств бюджета и включенные во внеурочные программы учителя (ОУ).


Приложение 1: Типовые критерии оценки качества труда учителей
Приложение 2: Проблема оценки качества работы учителя





Поделиться: