Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Мониторинг физического развития и двигательной подготовленности учащихся основной и средней школы
Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели. Ф. Лассаль
«Мониторинг в системе образования представляет собой форму систематического стандартизированного наблюдения за состоянием и динамикой изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, учебных достижений обучающихся, …» (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»). Введение образовательных стандартов (Сборник нормативных документов. Физическая культура. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 3-е изд., доп. – М. Дрофа, 2007) и дополнительного часа по предмету физическая культура в Учебный план общеобразовательной школы, повышает ответственность учителя и предъявляет дополнительные требования к организации учебного процесса и результатам педагогического труда. Эффективность преобразований и результат педагогического труда при изменении условий образовательного процесса, зависит от совместных действий всех его участников (администрации ОУ, учителей, учащихся и их родителей). При этом оптимизация и рациональное использование имеющихся ресурсов, не возможно без глубокого анализа и контроля учебно-воспитательного процесса. Одним из важнейших средств контроля и оценки эффективности преобразований является мониторинг физического развития и двигательной подготовленности учащихся. За основу системы мониторинга, взяты требования к развитию физических качеств и двигательной подготовленности учащихся из комплексной программы по физической культуре (Физическая культура. Авт.-сост. А.П. Матвеев, М., Просвещение, 2007). В предлагаемой системе требования дифференцируются по годам обучения и возрастным особенностям учащихся и интегрируются с результатами внеурочной деятельности. Использование такого подхода является оправданным, поскольку позволяет на протяжении всего периода обучения осуществлять как объективное оценивание успеваемости, так и контроль физического развития учащихся с учетом их возрастных особенностей и физических возможностей. Исходя из программных требований, мы определили периоды проведения контрольных срезов по учебным четвертям и полугодиям. Главное, чтобы к концу периода обучения каждый учащийся смог выполнить программные требования, соответствующие данному возрастному уровню подготовки учащихся по физической культуре. Предлагаемая разработка содержит описание комплекса мер, позволяющих провести мониторинг и его анализ на соответствие полученных результатов физического развития и подготовленности учащихся нормативным требованиям учебной программы (3-х часовой), в которой особое внимание уделяется периодам контроля (приложение 1). В данной методике требования выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются критериями и показателями оценки успешности овладения учащимися программного содержания, а с другой – устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым учащимся (стандарты). Большое значение в работе имеет соблюдение принципов постепенности (от простого к сложному) и систематичности. Только в системе можно дать объективную оценку процессам физического развития учащихся. То есть: все педагоги физической культуры гимназии должны работать в единой системе (по единой программе), соблюдая немаловажный принцип преемственности и завершенности (доведение всей работы до конечного результата). Организация учебного процесса по физической культуре в школе, сдача контрольных нормативов стимулируют учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями и облегчают рациональный выбор спортивной направленности. Впервые в предметной области «физическая культура», мы вводим балловую (очковую) систему оценки результатов физического развития и подготовленности учащихся. Во-первых, это дает возможность учащемуся определить знаковые виды спорта (где он способен набрать наибольшее количество очков) и продемонстрировать динамику развития своих физических качеств, исходя из собственных способностей, возможностей и желаний. Во-вторых, это способствует осознанию учащимися системности занятий (без пропусков) и заинтересованности в конечном результате. В-третьих, принцип: «от простого к сложному» влияет на конечный результат. В-четвертых, это объективность оценивания результата, как со стороны учителя, так и со стороны ученика, осознанно принимающего условия и правила взаимодействия в достижении поставленной цели. В-пятых, учащийся имеет возможность самостоятельно отслеживать динамику изменения своих достижений. Методика «мониторинга» по мере прохождения программы, включает в себя контрольные тесты «качества физического развития и подготовленности учащихся», которые составляют их общую основу (сила, быстрота, выносливость, ловкость) и специальные, характерные для каждого вида спорта. В разработке балловой системы оценки за основу взята таблица оценки результатов «Президентских состязаний» (Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников», порядком проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» (далее - Президентские состязания), утвержденным приказом Минобрнауки России и Минспорттуризма России от 27 сентября 2010 г. № 966/1009 (зарегистрирован в Минюсте России 16 ноября 2010 г., регистрационный № 18976), дополнена видами легкой атлетики прыжки и метание (приложение 2). Кроссовая подготовка в школах Санкт-Петербурга (старые районы) заменяет лыжную, а игровые показатели (специальные) баскетбол, волейбол, бадминтон взяты из требований программ ДЮСШ специализирующихся в этих видах (приложение 3). Что касается разделов программы гимнастика, аэробика и атлетическая гимнастика, то за основу взяты требования и правила проведения соревнований, но оценивание результатов в этих видах носит визуальный характер. Оценивание осуществляется, как по итогам четверти, полугодия и года, так и по мере прохождения текущих разделов и тем программы по 70-ти бальной шкале за каждый зачетный вид. То есть, шкала очков от 1 до 70-ти дает возможность учащемуся к концу учебного года безболезненно набрать необходимую сумму очков, не теряя интереса к своему физическому развитию За результат, показанный в конкретном виде, начисляется количество очков по таблице результатов, которые переводятся в оценочную 5-ти бальную систему. Например (мальчики) 6 класс: результат в беге на 30 м - 5,3 сек равняется 40 очкам, что соответствует оценке «5». За каждый вид упражнений 40 очков - оценка «5», 30 очков – оценка «4», от 20 до 1 очка – оценка «3». И только отсутствие результата без уважительной причины в каком-либо виде оценка может соответствовать – «2». На протяжении учебного года учащийся должен набрать сумму очков, которая в итоге соответствует (условно): 240 очков – оценка «5», 210 очков – оценка «4», 180 очков и менее – оценка «3» В отдельных видах упражнений учащийся может выполнить норматив по максимуму, достигнув 70 очков за вид, что дает возможность компенсировать отставание в других упражнениях, где результат может соответствовать 1 очку. Эта система оценивания соответствует принципам: объективности, демократичности, системности, и не ущемляет честь и достоинство учащегося (приложение 4). Учитель сам определяет предельно высокий и низкий уровень достижений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и физической подготовленности учащихся, но не ниже базового уровня (возможен индивидуальный подход). Реализация Учебной программы физической культуры (рабочая и адаптированная к условиям ОУ), и программы «Физкультурно-оздоровительное образование и спортивно-оздоровительное совершенствование учащихся в образовательной системе гимназии № 85 во внеурочное время» (разработанная автором статьи) должны способствовать физическому развитию учащихся и одному из важнейших компонентов деятельности образовательного учреждения - сохранению здоровья учащихся. Комплексный подход в реализации этих программ и оптимальное использование педагогических технологий в образовательном процессе приведет к системному решению поставленных задач и достижению цели. Предлагаемая методика оснащена компьютерной программой подсчета очков, что делает ее востребованной в работе учителя. В приложениях даются фрагменты мониторинга, которые в процессе реализации могут изменяться (совершенствоваться). Автор излагает свою позицию на основе сорокалетнего опыта работы и приглашает к творческому сотрудничеству заинтересованных специалистов. Данная методика была представлена руководителям образовательных учреждений на городском семинаре Санкт-Петербурга 15 февраля 2012 года и вызвала большой интерес даже среди не специалистов в области физической культуры.
Приложения: 1. График прохождения контрольных нормативов. 2. Используемая таблица оценки результатов. 3. Показатели игровых видов спорта. 4. Сводная таблица контрольных срезов. 5. Оценка уровня физического развития учащихся. 6. Методические рекомендации по разработке рабочих программ. 7. Рабочая программа по физической культуре основной школы 5-9 классы. 8. Тематическое планирование «Физическая культура» 6 класс. 9. Тематическое планирование «Физическая культура» 7 класс. 10. Тематическое планирование «Физическая культура» 8 класс. 11. Тематическое планирование «Физическая культура» 8 класс. 12. Рабочая программа по физической культуре средней школы 10-11 классы.
Поделиться: |