Поиск по сайту

Внедрение принципов инклюзивного образования в общеобразовательной школе в опыте ГБОУ СОШ № 508 с углубленным изучением предметов образовательных областей «Искусство» и «Технология» Московского района Санкт-Петербурга


Авторcтво: Зебницкая Варвара Александровна, директор ГБОУ СОШ № 508 Московского района Санкт- Петербурга; Орлова Светлана Николаевна, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №508 Московского района Санкт- Петербурга; Соколова Татьяна Юрьевна, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №508 Московского района Санкт- Петербурга; Евстигнеева Анна Владимировна, заместитель директора по ВР ГБОУ СОШ № 508 Московского района Санкт- Петербурга; Иванова Наталья Николаевна, социальный педагог ГБОУ СОШ № 508 Московского района Санкт- Петербурга


«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан

«Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. »

Дэвид Бланкетт


На протяжении десятка лет на ряду с обычными школьниками в школу №508 Санкт-Петербурга ежегодно поступают дети с особыми возможностями здровья. Решающим фактором для родителей будущих первоклассников, имеющих особые возможности здоровья (далее ОВЗ), является особый демократический и гуманистический подход к организации обучения школьников, создание социализирующей творческой среды, доступной и полезной для каждого без исключения ребенка.

Естественно, что внедрение инклюзивных принципов образования сопряжено с риском не только не достичь желаемой цели – полностью социализировать ребенка с ОВЗ, но и подменить понятие «Инклюзии» на «Инеграцию», при которой ребенок будет вынужден подстраиваться под окружающую его среду, самостоятельно пытаться определить и занять свое место в отличном от него социуме. Чтобы минимизировать возможные риски и максимально эффективно разрешить ситуации их возникновения, были рассмотрены основные трудности, с которыми столкнулось руководство школы, учителя, учащиеся и их родители. Причем в процессе принятия и адаптации к новым условиям все стороны образовательного процесса приняли непосредственное участие.

Рассмотрим возможные риски и пути их преодоления:

1. Страх педагогов перед реализацией данной цели, ощущение собственной некомпетентности, отсутствие мотивации на работу по данному направлению, наличие личностных барьеров при работе с детьми с ОВЗ. Обеспечение компетентными кадрами для взаимодействия с учениками с ОВЗ и их родителями, эффективной адаптации учащихся различных групп непосредственно друг к другу, формирование единой команды, руководствующейся интересами коллектива учеников и педагогов школы, работающих в творческом ключе, открытых для обучения и принятия новых социальных идеалов. Мероприятия, позволяющие преодолеть данные трудности - организация курсов по обучению и повышению квалификации в вопросах инклюзивного образования, взаимодействия с родителями учащихся с ОВЗ, проведение семинаров и тренингов с участниками образовательного процесса, одновременно с педагогами и учащимися, родителями на базу общественных организаций или силами специалистов общественных организаций, продвигающих инициативу инклюзивного образования, проведение мероприятий обучающего и просветительского направления специалистами , имеющими инвалидность, участие в видео и интернет – конференциях, обмен опытом, анализ зарубежного опыта, применение отдельных технологий и изучение результативности собственной работы педагогами, проыведение общих поддерживающих семинаров для учителей и родителей., организация индивидуальнх и групповых консультаций для педагогов, проведение поддерживающих мероприятий, популяризация успешного опыта работы( приемов, методов и пр.) Учитель, который может и готов участвовать в инклюзивном образовании должен быть гибок, уверен в себе, обладать командным духом, быть готовым к переменам, критике и трудностям, также он должен быть открыт к диалогу, уважать различия и индивидуальные осбенности участников образовательного процесса, отказаться от директивных и авторитарных приемов взаимодействия. Задача учителя научиться применять рекомендации специалистов на практике и быть готовым поменять методику или форму взаимодействия с учащимися.

2. Отсутствие сознательной мотивации на принятие детей с ОВЗ среди родителей детей, имеющих полноценное здоровье, негативное отношение родителей к обучению учащихся с ОВЗ в обычном классе, ожидание изменений в программе и методах преподавания, которые негативно скажутся на получении образования детьми с сохранным здоровьем. Подобные деструктивные моменты эффективно разрешаются с помощью проведения Дней открытых дверей, посещения уроков, проведения совместных с родителями мероприятий внеклассного и развивающего характера ( праздники, экскурсии, конкурсы, в которых принимают участие все без исключения дети), проведения открытых уроков. Также полезны консультации психологов, лекции специалистов педагогов и психологов по данной тематике, проведение обучающих игр, семинаров, создание общности между детьми с ОВЗ и обычными детьми, привлечение родителей в «Родительский лекторий», позволяющий получить знания и навыки по общению и взаимодействию с разными детьми от квалифицированных специалистов.Положительный результат при решении этой проблемы дает систематическое правовое просвещение родителей, информирование о правах и возможностях родителей обычных детей и родителей, имеющих ребенка – инвалида или ребенка с ОВЗ.

3. Низкая оценка способностей своих детей и низкий уровень притязаний родителей учащихся, имеющих особые возможности здоровья, отсутствие желания бороться со стереотипами общества, брать на себя ответственность за неблагополучный исход проб, стеснение при общении со своим ребенком, преждевременная уверенность в неудаче, пессимистический взгляд на инклюзивное образование, отсутстсвие мотивации на активную деятельность и достижение результата. Преодоление данной группы рисков основано на непрерывной поддерживающей работе, систематических консультациях специалистов – психолога, социального педагога, коррекционного педагога, тьютера, обязательном проведении тренингов и обучающих занятий для родителей по работе со своим ребенком и оказанию помощи ребенку. Немаловажно показывать родителям результативность обучения и адаптации детей с ОВЗ, отслеживать и поощрять прогресс в получении социальных навыков. Весьма действенно акцентирование внимания родителей на достижениях и личностных способностях детей с ОВЗ, вовлечение детей и родителей в творческую деятельность, предоставление родителям возможности участия в жизни класса и школы, нейтрализация восприятия родителем себя «лишним» и «не нужным». Необходимо обращать внимание сомневающихся родителей на возможности, сильные стороны ребенка , на получение ребенком возможности жить вместе с родителями полной жизнью,получать полноценное, эффективное образование, быть важными для окружающих. Важно помочь родителю преодолеть чувство вины по отношению к своему ребенку, дать возможность здорового общения между ребенком с ОВЗ и его родителями.

4. Отсутствие адекватного восприятия сверстников с ОВЗ, недостаточная коммуникаивная и этическая культура, отсутствие опыта инклюзивного взаимоджействия у детей, имеющих поноценное здоровье. Решением этой проблемы могут стать «Уроки доброты», проводимые сотрудниками РООИ «Перспектива» или «СпбАрдис» - общественными организациями, объединяющими инвалидов, защищающими права инвалидов и популяризируюшми идею инклюзивного образования. Высокие положительные результаты дают такие формы работы как проведение совместных творческих мероприятий, единое участие в конкурсах, доступных каждому. На примере ГБОУ СОШ № 508 можно сделать предположение, подкрепляемое в течение последних лет пркатически: чем раньше дети вовлекаются в инклюзивное образование, тем легче и плодотворнее проходит процесс адаптации, тем выше уровень обученности и степень социализации. Процесс адаптации в школе и слияния с классным коллективом быстрее и менее болезненно проходит у тех детей, кто был вовлечен в совместную деятельность с детского сада. Кажется, что сверстники не замечают особенностей ребенка, с которым вместе обучались в группе детского сада, а теперь перешли вместе в первый класс. Дети с ОВЗ, участники таких ситуаций, безболезненно проходят адаптационный период, не испытывают стресса при вхождении в детский коллектив, умеют устанавливать контакты, не отделяют себя от общности класса.

5. Пассивная жизненная позиция, недостаточная самостоятельность, неуверенность в своих силах, отношение к себе, как к особенному, «обделенному», «несчастному» человеку, страх быть отвергнутым, непонятым, высмеянным у детей, имеющих особые возможности, детей с инвалидностью. Эта группа рисков эффективно корректируется и преодолевается только при активном и компетентном взаимодействии специалистов службы сопровождения со всеми участниками образовательного процесса. Основано это на необходимости поддержки и стимулирования ребенка с ОВЗ всеми педагогами и сотрудниками школы, включая обслуживающий персонал, всеми родителями и учащимися. Для решения проблемы полезно использоваить игротерапию, вовлечение такого ренка в групповую, массовую культурную деятельность и социальную жизнь школы, наделенние его посильными обязанностями, формирование авторитета этого ребенка в глазах сверстников, акцентирование внимания на его успешных и сильных сторонах, предоставление возможности заявить о себе, выступить, организовать выставку творческих работ. Каждый ребенок должен чувствовать свою причастность к школьной жизни и востребованность в ней.

6. Сомнения администрации школы в правильности построения модели инклюзии, использования принципов инклюзивного образования, своевременности коррекции путей и методов достижения целей, соответствие материально- технического обеспечения запросам участников образовательного процесса, эффективности разработанной системы внедрения принципов инклюзивного образования. Для преодоления данной трудности необходимо руководствоваться тем, что любые принципы инклюзивного образования в своей основе имеют идею о безусловной принадлежности включаемых в сообщество к данному сообществу, куда они вводятся, принадлежность детей с ОВЗ к сообществу школы. Руководствуясь данным принципом важно разработать индивидуальную для школы стратегию, философию образования, позволяющую поддерживать и развивать инклюзию на проактике. ( Теория, продуцирующая практические основы). Успешность реализации инклюзивных принципов на практике зависит от единодушного включения педагогов и родителей в процесс создания инклюзивной школы, единообразия обучения персонала школы основам инклюзии, привлечение всех сотрудников к реализации данной идеи, проведение планомерной работы по формированию понятия инклюзии, инвалидности. При этом существует возможность допустить значимые ошибки, которые достаточног легко распознаются на этапе анализа результативности внедрения инклюзивных принципов и нейтрализуются при переработке и коррекции методов и целей планируемой работы:

инклюзия – это не просто присутствие ребенка ОВЗ в общеобразовательной школе, его присутствия на уроках и мероприятиях для реально положительных результатов совершенно не достаточно,

инклюзия не являет собой совершенно самостоятельное обучение и адаптирование ребенка с ОВЗ в социуме школы,

основная направленность школы - удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка, а не освоение им образовательно программы.

ошибочно ставить действия и образовательный процесс в приоритет достижения целей.

При работе с учениками, имеющими особые возможности здровья, без системы педагоги школы все равно пришли к выводу о необходимости создания программы инклюзивного образования, так как, работая в отрыве от специалистов службы сопровождения, осуществляя индивидуальную исследовательскую деятельность, невозможно добиться комплексных результатов, реализовать цели, основанные на социальном запросе родителей учеников с ОВЗ:

-все ученики должны быть обеспечены равным доступом к образованию в течение дня

- у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития социальных связей

- обучение планируется и проводится с учетом потребностей возможностей учащихся ( каждого ученика).

- все сотрудники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс инклюзии, а также настроены доброжелательно, позитивно и компетентны в исполнении своих обязанностей

- все семьи должны активно участвовать в жизни школы.

Инклюзивное образование представляет собой комплексный процесс, не эффективный без единого общего плана – Программы, для формирования которойважно обозначить для школы конкретные индивидуальные принципы, вытекающие их ожиданий родителей и возможностей педагогического коллектива, в то же время, учитывающих особенности тех детей, которыедолжны включиться в школьную среду. Общими положениями, актуальными для большинства школ, могут стать следующие принципы разработки единой школьной Програмы:

-цель программы - повышение успешности и самореализация кадждого ученика.

-мероприятия программы актуальны для всех учеников, как для детей с ОВЗ, так и детей с сохранным здоровьем

- программа доступна и понятна, служит средством приспособления к всем возможностям учащихся

- программа ориентирована на уважение индивидуальных особенностей обучающихся, их самореализацию, принятие индивидуальных потребностей обучения.

- программу легко реализовывать, она органична, естественна для учащихся школы, не создает диссонанса с привычным стилем обучения в данной школе, соотносится и гармонично сочетается с другими, действующими в школе программами.

- программа реализуется всеми сотрудниками школы, вовлеченными в процесс обучения и обязательна для исполнения всем педагогам.

- при планировани мероприятий программы все педагоги в равной степени участвуют в планировании маероприятий и их результатов, в планировании, анализе отдельных блоков программы.

-реализация программы включает мероприятия по распространнению и популяризации положительного опыта.

Разработка и реализациия программы не будет полной и в достаточном объеме эффективной, если не будет включать в себя работу отделения дополнительного образования. Очень важно включать детей с ОВЗ во внеучебную деятельность, предоставляя допонительные воможности для самовыражения и самореализации, актуализации полученных знаний и повышения самооценки. В ГБОУ СОШ № 508 активная работа по реализации принципов инклюзивного образования ведется с помощью отделения дополнительного образования – художественных мастерских. На уроках лепки, живописи, рисунка, декоративной графики, пространственного моделирования дети развивают творческие способности, устанавливают новые коммуникативные и социальные связи, обретают возможности пробовать себя в различных ролях, учатся использовать свой жизненный опыт.

В рамках внедрения принципов инклюзивного образования и инновационных технологий успешно используется метод проектной деятельности и дистанционное образование. Активное сотрудничество школы с отделением дополнительного образования создает детям дополнительную возможность самореализоваться, состояться качестве успешного учащегося, стимулирует познание ученика.

Для успешного начала и реализации проекта по внедрению принципов инклюзивного образования в общеобразовательной школе администрация ГБОУ СОШ № 508 с углубленным изучением предметов образовательных областей «Искусство» и «Технология» Московского района Санкт – Петербурга предлагает установить и использовать общешкольные принципы, позволяющие продуктивно и наиболее полно использовать инклюзию в образовании. Это Принцип Партнерства, Принцип Единтва в Разнообразии, Принцип Стремления к успешности каждого, Принцип Полезности, Принцип своевременности.

При работе над данной статьей были использованы материалы мониторинга и анкетирования учащихся школы и их родителей, опыт практической работы школы.



В качестве литературных и информационных источников использовались интернет – ресурсы:

1. Материалы сайта «Образование и инвалиды» http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?project

2. Материалы Международной конференции «Развитие инклюзивных школ в России» 19- 20 ноября 2005.

3. Материалы интернет- сообщества «Инклюзивное образование» http://my.mail.ru/community/inclusion/journal

4. Краткие материалы ( тезисы) международной научно- практической интернет- конференции «Теория и практика. Проблемы и перспективы»http://www.konferencii.ru/info/id/98660

5. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха.Под ред. Шипицыной Л. М. и Назаровой Л. П., СПб.: Институт социальной педагогики и психологии, 1999, 50 с.


Поделиться: