Авторcтво: Петрова Наталия Юрьевна, воспитатель ГБДОУ№119 Фрунзенского района Санкт-Петербурга; Соколова Ирина Кимовна, воспитатель ГБДОУ№119 Фрунзенского района Санкт-Петербурга |
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста все чаще привлекает внимание психологов и педагогов. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Одна из центральных задач педагогики раннего детства – изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих найти с ним двусторонний контакт.
Психологи и педагоги (А.Н. Леонтьев, Н.М. Аскарина, Л.Н. Павлова и др.) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент эмоциональной сферы, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.
По мнению вышеупомянутых ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром.
Эмоциональное общение – одна из ведущих линий развития маленького ребенка. И в жизни взрослого человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций младенец воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.
Первые эмоции ребенка, которые он испытывает непосредственно после рождения, носят отрицательный характер по физиологическим причинам. Это связано с резким изменением средовых факторов, к которым он привык в утробе матери. Чуть позже, выражаясь в крике и плаче, эти отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и являются сигналом для окружающих о неблагополучии ребенка (голод, недомогания, мокрые пеленки, желание спать). В этот период ярко обнаруживает себя реакция страха, которая может быть вызвана резким изменением среды, положения, громкими звуками. Физиологическая природа данных эмоций – безусловные рефлексы. На данном этапе удовлетворение витальных потребностей создает лишь предпосылку для появления у малыша чувства радости.
Постепенно с увеличением отрезка бодрствования, взаимодействия со взрослыми, который не только обеспечивает уход, но и наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями, проявляет любовь и заботу по отношению к нему, начинают развиваться положительные эмоции.
Существенным этапом эмоционального развития ребенка становится образование на основе безусловных эмоциональных реакций условных, которые возникают в связи с ощущениями и представлениями. Это свидетельствует о расширении информационных полей, стимулирующих появление все новых и новых источников эмоций и обогащение их содержания. Расширяются и потребности ребенка.
Как отмечает Г.А. Урунтаева, первая социальная эмоция – улыбка в ответ на ласковый голос близкого взрослого и его склоненное лицо появляется у малыша приблизительно на третьей-четвертой неделе. К трем-четырем месяцам положительные эмоции складываются в «комплекс оживления». В этот довербальный период радостные эмоциональные реакции малыша являются главным коммуникативным средством. До шести месяцев общение вызывает у ребенка только положительные эмоции; негативные эмоциональные переживания взрослого, обращенные к нему, не воспринимаются. И только во втором полугодии своей жизни ребенок начинает дифференцировать эмоциональные состояния взрослого, чутко реагируя на его мимику, интонацию, действия. На этой основе начинает формироваться симпатия и любовь к близким, как ответная реакция на их теплоту и заботу.
На первых месяцах реакцию радости вызывает общение со взрослым, а уже после четырех месяцев ее способна вызвать игрушка. Удовольствие доставляет и собственная двигательная активность и различные звуковые эффекты.
Свидетельством начала формирования познавательной потребности является появление чувства удивления. Возникающего при непосредственном воздействии необычного раздражителя.
Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект «эмоционального заражения». По наблюдениям Г.А. Урунтаевой эмоции на этом этапе антогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и непредсказуемо. Примерно в полтора-два года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное развитие «хорошо-плохо».
К трем годам начинают появляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением и т.д.. Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш пытается отличить действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.
Б. Волосова отмечает, что эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или неуспешностью их предметной деятельности. Источником проявления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умений, а также результатами своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.
Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является привлечение внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на состояние другого ребенка малыш двух-трех лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает формироваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрационных симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей этого возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны.
Особое значение приобретает слово, включенное в протекание эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепленное мимикой и интонацией, а затем и без них. Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения, заключающаяся в связи слова и представлений, что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребенка.
В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда, которое свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения.
Таким образом в раннем возрасте ребенок проходит путь от примитивных эмоций, вызванных удовлетворенностью или неудовлетворенностью витальных потребностей, до закладывания основ высших чувств – любви и симпатии к близким, взрослым в основе которых лежит подражание. В ходе ситуативно-личностного общения со взрослым у малыша развивается способность к различению эмоций. Итогом формирования эмоции в раннем возрасте является возникновение чувств удивления, что способствует развитию познавательной активности.
Список литературы:
1. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.-М.,1978.
2. Дошкольная педагогика/ под ред. В.И. Логиновой, П.И. Саморуковой.-М., 1983.
3. Запорожеца А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии.- 1974.-№6.
4 .Изард К.Э. Психология эмоций/Перев.с англ.- СПб: Издательство «Питер», 1999.
5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.- М.,2003.
Поделиться: