Авторcтво: Маркова Олеся Юрьевна, учитель испанского языка ГБОУ гимназии №148 имени Сервантеса Калининского района Санкт-Петербурга |
Сегодняшний мир – это мир цифры и цифровых технологий: видео игры, Интернет, социальные сети, Twitter, Facebook, мобильная связь и e-mail, навигаторы и mp3 .Эти устройства и технологии внесли в нашу жизнь новые умения и навыки.
Мобильные телефоны дают ощущение постоянного контакта с близкими людьми и ощущение некоего сообщества. Интернет, полный информации, вырабатывает навыки поверхностного и детального чтения, просмотровые навыки, помогает овладеть дополнительными умениями по применению новых технологий поиска, переработки и представления информации. Благодаря этому средства и ресурсы Интернет можно рассматривать как один из шагов на пути к практической реализации межпредметной интеграции. Кроме того, необходимость адекватного критического переосмысления информации, получаемой из компьютерных сетей, влечет за собой необходимость обязательного дополнения существующих подходов к изучению телекоммуникаций, обучением приемам грамотной обработки и восприятия информации. И если технологии изменили способы, благодаря которым люди получали знания то следующий шаг – это изменение того, как преподает учитель
Похож ли наш мир на мир двадцатилетней давности? Скорее всего, мы ответим: Нет
А, если изменился мир, изменились понятия и окружение ученика, значит, изменился ученик и, следовательно, должны меняться способы обучения ученика. Марк Пренски в 2001 году ввел понятие «Уроженец цифрового мира» (DIGITAL NATIVE) термин, впервые использованный в отношении людей , которые родились во времена цифровой революции и с рождения взаимодействуют с постоянно развивающимися технологиями, что позволяет им лучше осознавать сущность этих технологий. Мы же, родившиеся в ХХ веке, (и называемые Пренски цифровыми иммигрантами или даже цифровыми иностранцам) кажемся учениками собственных учеников. И парадокс в том, что цифровых аборигенов в школах обучают цифровые иммигранты. И у учеников складывается впечатление, что их обучают иностранцы, плохо говорящие на их родном языке. Но именно мы должны учить в новом веке в новой школе новых людей, когда ученик впервые в истории человечества не ограничен способностями или знаниями своих учителей.
Каким образом освободить ученика, ограниченного сегодня стенами класса, как дать новые средства и задания для приобретения новых практических навыков? Как превратить стиль уверенного заучивания в умение размышлять и анализировать, а также дать практические навыки критического отношения к информации, постановки исследовательских задач, активного решение проблемы.
Одним из инструментов, помогающим учителю приблизиться к ученику и вести диалог на понятном языке, является использование Интернета в процессе обучения. Однако и сами учителя, и родители зачастую высказываются против затягивания в «сеть» детей.
С принятием ФГОСов второго поколения появилась нормативная база, помогающая возразить коллегам, администрации и родителям. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход … «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». И здесь главную роль играет Интернет. И если родители опасаются того, что детей затянет виртуальная реальность, то нам надо отчетливо понимать, что они уже там и роль учителя оказаться рядом с ним и стать советником и надежным товарищем, научить получать новые знания самостоятельно, мотивировать обучение, работать в команде.
Сегодня Интернет технологии широко внедряются в процесс обучения иностранному языку, а Интернет коммуникации (электронная почта, чат, форумы, Интернет-конференции) способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Собственно ресурсы всемирной паутины – это безграничные информационные ресурсы, способствующие образованию и самообразованию. Сегодня Интернет стал повседневной реальностью для большинства российских школьников
И мне хотелось бы рассмотреть одну из возможностей использования Интернет в образовательном процессе – Webquest.
Итак, что же такое веб-квест или веб-проект?
Придуман он был в 1995 году.
Суть веб-квеста: Необходимо выполнить задание, поставленное учителем перед учениками по предмету, тем самым подталкивая учащихся к самостоятельному целенаправленному поиску знаний для выполнения поставленной задачи. В ходе работы над поиском информации (а поиск проходит не только в обычных учебниках, но и в сети Интернет) учащиеся начинают работать более продуктивно, развивается творческое мышление и навыки работы с информацией.
Итак, изучив множество теоретических материалов на эту тему, я пришла к необходимости опробовать технологию веб-квеста, который в последнее прочно вошел в арсенал технологий, используемых мной на уроках. Так в 2011-2012 годах были осуществлены проекты в 6 классе и 11 по теме Путешествие. (Презентации гостиниц в Испании и города Золотого кольца), проект, посвященный Международному женскому дню в 11 классе, а также проект Древние цивилизации в 7 классе
Сразу оговорюсь, что при обучении испанскому языку в отличие от более распространенных английского, немецкого или французского возникает масса трудностей при поиске учебных материалов. Даже ведущие мировые издательства предлагают единичные пособия, то же происходит и в сети. Поэтому первичной задачей для меня на начальном этапе стала задача по поиску подходящего готового веб-квеста на просторах Интернет.
В 7 классе одной из изучаемых тем является тема «Древние цивилизации народов Латинской Америки. Инки». Что любопытно, именно эта тема является ключевой на уроках истории в средней школе в Перу, как раздел изучения истории своей страны. Таким образом я нашла достаточно готовых Интернет ресурсов, которые с одной стороны были абсолютно аутентичны, и таким образом были образцом с точки зрения лексики и культурологи и с другой стороны, материал был рассчитан на восприятие школьников примерно того же возраста, что и мои ученики.
Итак, на уроке детям был представлен сайт для работы, также была сделана ссылка на моем личном сайте и на странице «В контакте».
Была поставлена цель – научиться использовать информационное пространство Интернета для изучения цивилизации Инков и для расширения сферы своей творческой деятельности. Дети должны были заняться поиском интересных фактов, проанализировать и скомпилировать найденную информацию, научиться работать с программами PowerPoint, Microsoft Office Word и др., пользоваться электронной почтой, создавать и отправлять материал в сети, должны были продемонстрировать умение работать в команде, а на последнем этапе дать оценку проделанной работе.
На первом этапе работы школьники выбрали себе роли, которые хотели бы «исполнять» и по этому принципу разделились по группам. Были определены роли: переводчика, дизайнера, специалиста по истории, архитектуре, сельскому хозяйству и др. Каждый участник должен собирать материал по конкретной теме, что может помочь сэкономить время. Исходя из того, что цель работы не соревнование, такой подход, на мой взгляд, наиболее удачен поскольку дает возможность найти знатоков (или ведущих) в каждой области , что облегчает выполнение задач и способствует взаимообучению, так как , например в 7 классе многие , уже рожденные в эпоху цифровой революции, не владеют элементарными компьютерными программами или в недостаточной степени владеют языком для работы с испаноязычным сайтом.
Итогом работы мог стать пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа и компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги (буклета).
Список информационных ресурсов относил ребят на порталы городов, провинций исторических музеев. Они могли углубиться в знакомство с мифологией или архитектурой, выполнять интерактивные задания или посмотреть на Youtube инсценированный праздник по мотивам древней легенды. Сайты предлагали прослушать звучание старинных музыкальных инструментов или раскрасить шаблон. Все это увлекало детей, позволяло им самим идти своим маршрутом в познании мира древних инков, найти материал, действительно интересный каждому из них, доступный по мере их языковой готовности, подобрать иллюстрации. Ребята обменивались материалами для достижения общей цели, учились из огромного потока информации вычленить и представить самое главное с их точки зрения. Надо сказать, что перед каждым участником стояла своя конкретная задача, но в процессе работы зачастую пересекались пути поиска информации, что способствовало как взаимопониманию в группе и так и пониманию темы в целом. Компьютерные дизайнеры консультировали и обучали членов команды. Таким образом, можно сказать, что самостоятельный этап носил в с себе элементы парно-групповой работы. Индивидуальная работа в команде стала работой на общий результат.
Данное задание выполнялось в рамках работы по теме и предполагало итоговый результат, где суммировался опыт и были представлены проекты на заключительном уроке, которые были выполнены в форме презентаций, газет и буклетов, изданных с помощью родителей, так же вовлеченных в проектную деятельность .
По итогам представления был проведен конкурс работ, в оценке результатов приняли участие как преподаватели так и учащиеся путем обсуждения и голосования. Оценивалось индивидуальность, подход к решению задач, качество представления и др.
Позднее лучшие работы были опубликованы на моем сайте. Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Как показывает педагогический опыт, работа по веб-квестам интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. При организации работы в малых группах возникает возможность для каждого ребенка проявить свою творческую активность. Применение Интернет - технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. Детям нравится работать с компьютером и дома, и в классе. При предоставлении определенной свободы действий кто-то может проявить свои знания информационных технологий, кто-то дизайнерские, а кто-то организаторские. Командная работа, руководимая педагогом, дает чувство ответственности за результат
Таким образом, можно утверждать, что веб-квест, как один из вариантов проектной деятельности, является эффективной методикой для обучения в современных условиях цифрового мира.
Список литературы:
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997. - http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
Поделиться: