Авторcтво: Соловьёва Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы №558 Выборгского района Санкт-Петербурга; Логинова Людмила Аркадьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы №558 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Вселенский опыт говорит,
Что погибают царства
Не оттого, что тяжек быт
Или страшны мытарства.
А погибают оттого
(И тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего
Не уважают больше.
Б. Окуджава
Сегодняшняя Россия живет идеей национального возрождения. И одним из главных средств национального возрождения становится духовно-нравственное воспитание тех, кто очень скоро станет хозяевами страны. Причем такими хозяевами, которые не оставят отечество в трудные для него времена. Уважительно, бережно относиться к родине возможно только тогда, когда ты знаешь ее.
Духовно-нравственное воспитание в современной школе - это действенный, эффективный механизм для создания перемен в социально-политической ситуации будущего страны. Практический интерес государства к данной теме четко определен в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников». В частности, в ней приводится высказывание Президента РФ о том, что двумя основными социальными структурами, формирующими и развивающими ценностно-нормативную основу национального самосознания, являются Конституция страны и - система образования, прежде всего, общеобразовательная школа. Впрограмме «Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2010 годы»тоже указывается на огромную роль, которую играет школа в формировании личности («Школа – единственный инструмент, через который проходит вся нация»).
Российской педагогике всегда было присуще пристальное внимание к воспитанию гражданственности детей. Богатейший педагогический опыт, поддержка государственных программ в наши дни создают условия для совершенствования системы работы по духовному и нравственному воспитанию наших учеников.
Социальные изменения, происходящие в наше время, диктуют необходимость появления новых педагогических технологий, которые бы способствовали развитию личности ребенка, его творческой инициативы, потому что современному обществу необходимы свободные, всесторонне и гармонично развитые личности, способные самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия, работать в группах.
Одним из эффективных методов в современном образовательном процессе, несомненно, является проектная и исследовательская деятельность обучающихся.
Авторы данного проекта убеждены в том, что воспитание духовно-нравственного содержания личности учеников – важнейшая задача учебно-воспитательного процесса, которая является объединяющим и стимулирующим фактором повышения качества образования в целом.
О важности воспитательного аспекта в учебно-воспитательной деятельности современного периода говорится в «Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга. 2011-2020 годы»: «Становление открытой образовательной культуры происходит в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; рост качества социальной среды; обеспечение условий развития каждого человека; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования Санкт-Петербурга».
Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.
Альберт Эйнштейн
…Если мы зададим вопрос родителям: «Каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем?», мы ведь знаем, что они ответят? Конечно, там будет присутствовать слово «образованный», но – согласитесь! – не на первом месте! На первом месте будут обозначены другие качества, которые можно объединить одним словом – «достойным». Как у Некрасова: «Не будет сын глядеть спокойно на горе матери родной…» Вот такими мы хотим видеть наших детей. Как во время Великой Отечественной: пошли сыновья, потому что не могли «глядеть спокойно на горе матери родной»… И потому, что не мог быть «гражданин достойный к Отчизне холоден душой»…
В этом и заключается воспитательная задача педагога: взрастить «достойного» человека.
Что стоит за этим понятием?
Предлагаем вам заглянуть в «Новый словарь русского языка» под редакцией Т.Ф. Ефремовой. Заглянуть и грустно улыбнуться над пометкой «устаревшее»:
«Достойный
1) заслуживающий, стоящий чего-л.
2) а) вполне соответствующий чему-л.
б) заслуженный, справедливый.
в) обладающий необходимыми достоинствами.
3) устар. Обладающий положительными качествами; уважаемый, почтенный.»
…Может, в этом и смысл нашего, учительского, труда, чтобы подобные толкования не оказывались с пометкой «устаревшее»?..
Реализация проекта «Петербургский аспект в учебно-воспитательном процессе» направлена на то, чтобы воспитать личность «достойную» в «устаревшем» смысле: духовно богатую, нравственно устойчивую.
Основа всех человеческих ценностей – нравственность. Философские словари дают современные толкования этого слова, ну а в нашей повседневной жизни философское значение сводится к… библейским заповедям! Нарушение нравственных законов приводит к хаосу. В этом мы убеждаемся каждый день, слушая сводки событий в мире. Трудно не согласиться со словами Патриарха Кирилла: «Если нравственность уходит из жизни общества, оно превращается в волчью стаю… Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала». Что же может быть важнее воспитания личности, которая бы жила по нравственным принципам? В конечном итоге от этого зависит тот мир, в котором будет жить человечество.
Духовно-нравственное воспитание наших учеников в условиях общеобразовательной школы должно в свою очередь строиться на основе гуманистических ценностей содержания образования и внеклассной работы.
Задача педагога заключается в том, чтобы создать ребенку такие условия, при которых он сможет проявить себя творчески, где он получит возможность соучаствовать в происходящих социальных событиях, где соприкоснется с культурой не виртуально, а «вживую» - на примерах богатейшей «живой» культуры Петербурга, где должен испытать гордость за причастность к культуре и истории великого города, а значит, и всей страны.
В сентябре 2010 года мы, авторы этого проекта, стали классными руководителями пятиклассников. Школа наша находится в так называемом «спальном районе» - Выборгском. Поездка в центр города – явление нечастое даже для взрослых.
Мы были озабочены фактом минимальных знаний у наших пятиклассников не только по истории своего города, но и по их визуальному представлению о нем. При первичном анкетировании более 70% смогли назвать только 1-2 достопримечательности города, где они побывали с родителями. Только 8% смогли назвать главную площадь города. Подобное прослеживалось и в отношении знания своего района: дать название Шуваловского парка затруднялось 64% детей, название Суздальских озер – 82%. После анализа первичных анкет нами был сделан вывод: около 85% пятиклассников очень слабо ориентируются в представлении о том городе и даже районе, где они живут. Притом те знания, которыми они все же владели, были получены в школе: на уроках-«путешествиях» и экскурсиях.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в наши дни именно школа дает детям основное представление об окружающем мире. Незнание же своей «малой родины» - это фундамент будущего равнодушного отношения к тому, что их окружает, и, как следствие, неспособности к успешной социализации в обществе. Именно осознание этой проблемы побудило нас задуматься над системой работы по краеведению. К сожалению, в нашей школе не ведется такой предмет.
Так возник замысел проекта «Петербургский аспект в учебно-воспитательном процессе». Проект задуман как долговременный - рассчитан на 5 лет (с 5-го по 9-й класс):
В связи с этим он представлен 3-мя этапами:
1-й этап – «С чего начинается Родина?..» (2010-2012 гг., 5-6 классы)
2-й этап – «Сердца частица – город мой Санкт-Петербург» (2012-2014 гг.., 7-8 классы)
3-й этап – « Я – петербуржец!» (2014-2015 гг.., 9 класс)
В свою очередь данные этапы представлены разнообразными минипроектами, цель которых едина: дать ученикам представление об окружающем их мире через деятельность по разным темам.
В этом, несомненно, есть положительные черты: с учетом возрастных категорий учащихся будут использоваться разные методы и формы работы, что, несомненно, разнообразит деятельность наших учеников и привлечет их интерес.
Россия, Русь! Храни себя, храни!..
Н. Рубцов.
Почему именно «петербургский аспект»?
Школьники с интересом знакомятся с древней историей, с мифами разных народов, им любопытно, как люди живут в других, далеких от них странах. И это естественно. Жажда такого познания присуща всем детям. В наше время они много путешествуют с родителями. И много могут рассказать о Турции, Греции, Египте… И совсем мало – о родном городе, о своей «малой родине».
С этим мы, учителя, сталкиваемся постоянно. И также постоянно наблюдаем за тем, как изменяется отношение детей к городу, когда они узнают о нем что-то новое. Вот честное учительское, что-то в глазах у них появляется такое, чего не увидишь в других ситуациях! Пушкин – в нашем городе?! Дуэль с Дантесом – в нашем районе?! Племянница Пушкина похоронена на нашем Шуваловском кладбище?! Блок написал «Незнакомку» у нас в Озерках?! Мандельштам бывал в здании станции «Шувалово»?! Римский-Корсаков венчался в церкви нашего Шуваловского парка?! Обломов снимал дачу на Выборгской стороне?! Наша церковь не закрывалась во время блокады?!..
И все становится близким: и такой далекий для них XIX-й, и этот загадочный Серебряный век, и блокадные годы… Потому что это не где-то в далях дальних происходило, а вот тут, рядом…
Мы убеждены: только когда происходит осознание ребенком того, что он сам причастен к истории, только тогда он и становится гражданином своей страны.
Работа в этом направлении ведется учителями методического объединения школы давно. Так, например, исследование наших учеников «Духовенство в блокадном Ленинграде» получило Диплом победителя на городском конкурсе, посвященном 65-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады;
творческая работа «О современном театре поэтов на Пушкинской, 9», была представлена даже на Городских педагогических чтениях, посвященных памяти И.С. Грачевой;
творческие работы по теме «Мир без войны: миф или реальность» были отмечены грамотами и дипломами и напечатаны в районной газете «Школьный репортер» (№30) Дома детского творчества «Юность» Выборгского района.
И это только малая часть работы школы по краеведению.
Вот только системы, объединяющей эту работу в единое целое, не было. Метод проектной деятельности позволяет систематизировать нашу деятельность, анализировать и совершенствовать ее.
В результате проектной деятельности мы ожидаем, во-первых, видеть выпускников нашей школы хорошо знающими историю и культуру своего города и своего района; во-вторых, в основном социально адаптированных к жизни в большом городе; в-третьих, - истинных петербуржцев, знающих и ценящих традиции, культуру своего города и бережно относящихся к его наследию.
На наш взгляд, это и будет основной составляющей образа достойного гражданина.
Реализация проекта предполагает ознакомление с разными аспектами жизни
города и Выборгского района. Этому будут служить и экскурсии (автобусные и пешеходные, тематические и обзорные),
и посещение музеев города и памятных мест,
и сбор информации об объектах города, и встречи с интересными людьми,
и подготовка «заочных» экскурсий, и тематические сообщения, и творческие индивидуальные и групповые работы,
а также проведение викторин, олимпиад,
выставок,
создание презентаций, сценариев, создание Интернет-газеты.
«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества,» - писал замечательный педагог В. А. Сухомлинский. Это высказывание полностью отражает идею проекта познания мира вокруг себя и своего места в этом мире – идею проекта «Петербургский аспект в учебно-воспитательном процессе».
За прошедший период проделана немалая работа в рамках проекта, направленная на ознакомление учеников с историей города и района и предусматривающая творческую деятельность учащихся :
№
п/п
|
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
|
СРОКИ
|
1.
|
Анализ эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках словесности и во внеурочной деятельности.
|
Август 2010 г.
|
2.
|
Замысел проекта.
|
Сентябрь 2010г.
|
3.
|
Формирование проектной группы.
|
Сентябрь 2010г.
|
4.
|
Работа над созданием проекта:
- составление плана работы на ближайший и долгосрочный периоды;
- изучение литературы по проекту;
- разработка анкет для учащихся с целью выявления их интересов и интеллектуального уровня;
|
Сентябрь-октябрь 2010г.
|
5.
|
Работа над 1-м этапом проекта: «С чего начинается Родина?..»:
- работа учащихся по анкетам;
- анализ анкет;
- определение деятельности 1-го этапа : знакомство со своим районом;
- проведение классных часов на тему «Что я знаю о своем районе»;
- сочинение-описание «Улица, на которой я живу».
|
Октябрь 2010г.
|
6.
|
Работа над минипроектом «Наш Шуваловский парк» (в рамках 1-го этапа « С чего начинается Родина?..»):
- пешеходная экскурсия в Шуваловский парк;
- организация выставки фотографий и рисунков на тему « Осень в Шуваловском парке»;
- репортаж «На аллеях нашего парка»;
- создание презентации на тему «Наш Шуваловский парк» для учащихся 5-а, 5-б и 5-в классов (презентация создана учениками 5-х классов при поддержке уч-ся 10-х классов)
|
Октябрь 2010г.
|
7.
|
Работа над минипроектом «Пушкин в нашем городе»:
- автобусные экскурсии по Пушкинским местам:
*музей «Домик станционного смотрителя»,
*музей «Домик няни Пушкина Арины Родионовны»,
*музей-усадьба Ганнибалов;
* Пушкинские места в Санкт-Петербурге:
*музей-квартира на Мойке;
*место дуэли Пушкина на Черной речке;
- конкурс чтецов стихотворений А. С. Пушкина «И долго буду тем любезен я народу…».
|
Ноябрь-декабрь 2010г.
Февраль 2011г.
|
8.
|
Работа над минипроектом «Читающий Петербург»:
- классные часы на тему: « Любимая книга мамы (папы, бабушки…)»; «Моя любимая книга»; «Книги о нашем городе»;
Сочинение « Моя золотая полка».
|
Март 2011 г.
|
9.
|
Работа над минипроектом «Что я узнал о своем городе»:
- подведение итогов 1-го этапа проекта;
- сообщение ребят по данной теме;
- планирование на лето: подготовить творческие сообщения (альбомы, презентации, групповые выступления) на тему «Что я узнал о своем районе (городе, крае) за лето».
|
Апрель- май 2011 г.
|
|
2011-2012 учебный год
|
|
10.
|
Продолжение работы над 1-м этапом проекта «С чего начинается Родина»:
- анкетирование ребят с целью
1) выявления их знаний о родном крае;
2) выявления их интересов и предложений по знакомству с городом и районом;
- классные часы на тему «Что я узнал о своем городе, районе, крае за лето»:
* устные сообщения ребят;
* сочинения на тему «Летние просторы моей родины»;
* конкурс рисунков « Лето – это маленькая жизнь…»
* создание презентации ученицей 6-го класса «Путешествие в Пушгоры», проведение викторины по материалам презентации учащимися 6-а, 6-б, 6-в классов;
- автобусная экскурсия «Павловский парк»;
- репортаж «Этот прекрасный Павловский парк».
|
Сентябрь-октябрь 2011г.
|
11.
|
Работа над минипроектом «Наши Суздальские озера» в рамках проекта «С чего начинается Родина»:
- прогулки на Суздальские озера;
- сообщения по теме « История наших Суздальских озер»;
- выпуск школьных газет « Наши Суздальские озера»;
- проведение тематической викторины;
- создание презентациий «Наши Суздальские озера».
|
Сентябрь-октябрь 2011г.
|
12.
|
Работа над минипроектом «Наши истоки»:
- создание выставки поделок «Герои славянских мифов»;
- викторина по теме «Мифы древних славян».
|
Сентябрь 2011 г.
|
13.
|
Работа над минипроектом «Царскосельскому лицею – 200 лет»:
- экскурсия в Царскосельский лицей;
- презентация на тему «Отечества достойные сыны» (о лицеистах-друзьях Пушкина) для уч-ся 6-х, 10-х и 11-х классов;
- уроки словесности, посвященные этой теме.
|
Октябрь 2011 г.
|
14.
|
Работа над минипроектом «Отечества достойные сыны»:
- презентация «300 лет со дня рождения М. В. Ломоносова»;
- встреча с лектором: лекция на тему «Великий собиратель слов», посвященная 210-летию со дня рождения В. И. Даля;
- муз. викторина « Великий Чайковский»;
- уроки словесности, посвященные этим датам.
|
Ноябрь 2011 г.
|
15.
|
Работа над проектом « С чего начинается Родина»:
- автобусная экскурсия « Рождественский Петербург»;
- знакомство с петербургскими театрами (театр «Суббота»);
- сочинение-отзыв о просмотренном спектакле;
- участие в школьном проекте «Экологическая елочка»;
- участие в школьном новогоднем спектакле.
|
Декабрь 2011 г.
|
|
2012 год
|
|
16.
|
Продолжение работы по 1-му этапу проекта «С чего начинается Родина»:
- работа над созданием фотовыставки и презентаций «Свет и тени Выборгского района»;
- выставка рисунков и фоторабот «Выборгский район зимой»;
- работа над созданием презентации, приуроченной к юбилею Бородинской битвы;
- участие в районном туре конкурса чтецов «Обнимитесь, миллионы!»;
- конкурс чтецов «Подвиг Ленинграда»;
- классный час на тему «Блокадный Ленинград»;
- творческие работы «Память о войне в моей семье».
|
Январь-февраль 2012г.
|
17.
|
- работа над минипроектом «Отечества достойные сыны»:
* экскурсия в «Репинские пенаты»;
* герои Отечественной войны 1812 года.
|
Март 2012 г.
|
18.
|
- работа над минипроектом «Читающий Петербург»:
знакомство с районными библиотеками.
|
Март 2012г.
|
19.
|
- проведение классных часов на тему « Жители Выборгского района»:
творческие рассказы (альбомы, презентации) о родителях, друзьях, бабушках и дедушках.
|
Апрель 2012г.
|
20.
|
Акция добрых дел «Тебе, Победа!»
|
Май 2012 г.
|
Литература:
1.«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»: http://copy.yandex.net/сайт
2. «Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 годы»;
3. «Школа будущего – школа проектов. Инновационные технологии в школе», И. Г. Салова, Л. Г. Нарицина. СПб, 2006;
4. «Проектная деятельность в учебном процессе». Сост. : Брыков О. Д. , Громова Т. В., Салова И. Г.,
5. Щуркова Н. Е «Программа воспитания», М., 2009 г.
6. Селевко К.Г «Современные образовательные технологии»
7. Олешко М. Ю «Современные образовательные технологии. Учебное пособие», Нижний Тагил., 2011.
Поделиться: