Авторcтво: Алмазова Елена Юрьевна, заместитель директора ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга |
Вопросы взаимоотношений науки и практики характерны не только для педагогики. Но поскольку в России каждый знает, «как учить» и «как лечить», очень часто у обывателя возникает ощущение, что педагогика как наука остается лишь университетским предметом и процесс обучения и воспитания осуществляется стихийно и интуитивно. Однако в действительности без взаимодействия науки и практики высокий уровень образования недостижим, и без понимания этой взаимосвязи невозможно существование образовательной системы.
Существуют различные виды подхода к проблеме взаимоотношений педагогической науки и практики:
Во-первых, развитие педагогической науки невозможно без поиска, изучения и обобщения опыта лучших педагогов. Кроме того, именно через научно-практические конференции и семинары происходит распространение этого опыта.
Во-вторых, педагогическая теория зачастую опережает педагогическую практику, тем самым создавая условия для развития практической деятельности педагогов.
В-третьих, высший уровень взаимодействия науки и практики достигается тогда, когда педагоги, приняв ту или иную педагогическую идею, предложенную наукой, реализуют ее, переходя на иной, качественно новый уровень эффективного воспитания и обучения детей. Так педагогические идеи переходят в педагогическую реальность. Этот уровень достигается только при условии систематического знакомства и усвоения достижений педагогической науки.
Традиционно научно-методические центры стремились в своей деятельности реализовать в своей деятельности именно эти стороны взаимоотношений науки и практики. Научно-методические центры прежде всего оказывали и оказывают образовательно-консультационные услуги в сфере образования: осуществляют методическое сопровождение педагогической деятельности, проводят консультации, семинары, круглые столы по распространению и обобщению педагогического опыта. Таким образом достигается высокий уровень взаимодействия науки и практики в рамках конкретной образовательной системы. Именно поэтому на сегодняшний день изменился статус научно-методических центров: они стали информационно-методическими. Тем самым подчеркивается важнейшая задача для центров на сегодняшний день - предоставлять полный объем информации педагогическому сообществу об изменениях, происходящих в научном и практическом педагогическом мире, осуществлять комплексный и системный мониторинг состояния образовательной системы.
Но принципиально, чтобы центр продолжал и научную деятельность, поскольку именно он остается промежуточным звеном между реально действующими педагогами и высокой наукой. Цель научной деятельности - исследование, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Область применения научной педагогики – педагогические явления и процессы, сфера обучения и воспитания. При этом важно понимать, что существующая педагогическая практика носит как сознательный, так и стихийный характер, потому что объект педагогической практики - взаимодействие реальных участников образовательного и воспитательного процесса.
Все это становится возможным при точном понимании взаимосвязи науки и практики, понимании непосредственных целей, на достижение которых ориентирована наука и практика.
Закономерности науки и практики взаимосвязаны и способствуют совершенствованию образовательного процесса, если предстают во взаимодополнении. Мы знаем, что высокие результаты в образовательном процессе достигаются тогда, когда участники образовательного процесса учитываю факторы, находящиеся за рамками образовательного учреждения. Научные исследования позволяют учесть эти факторы, их взаимодействие и взаимовлияние. Педагогическая же практика вынуждает искать инновационные пути решения задач, которые перед участниками образовательного процесса ставят явления, находящиеся за рамками собственно учебно-воспитательного процесса: социально-экономические преобразования, изменение образа жизни людей, другие внешние факторы. Потому взаимосвязь и взаимодействие науки и практики необходимы.
Еще один аспект взаимодействия педагогической науки и практики – это прогнозирование результатов педагогического процесса, определение путей достижения того или иного результата и методов оценки достижений. В прямой компетенции педагогической науки находится целенаправленное изучение теоретических аспектов обучения и воспитания, разработка методологических основ и методов исследования, определение актуальной проблематики научно-исследовательской работы в теоретическом, историко-педагогическом и сравнительно-педагогическом плане, обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических закономерностей, путей и условий их целенаправленной реализации в опыте образовательных учреждений общего и профессионального назначения. Научное знание педагогической практики и теории позволяет определять, какие именно можно выбирать эффективные педагогические решения.
Педагогическая наука осуществляет исследования как фундаментальных, так и прикладных проблем. С одной стороны, она изучает объективно закономерное общественное явление воспитания. В этой области создаются фундаментальные методологические, теоретические и теоретико-экспериментальные исследования, раскрывающие возможности воспитания подрастающего поколения в конкретно-исторических общественных условиях. С другой стороны, педагогика практически решает проблемы организации образования, воспитания и обучения.
Исходя из современных требований, мы можем говорить о новом аспекте деятельности информационно-методических центров.
Построение образовательной системы в современных условиях фактически подчинено законам организации и построения бизнес процессов. Такую аналогию позволяет провести сходство требований, предъявляемых к существованию любого учреждения, в том числе и образовательного: модернизация, наличие рыночных отношений и процесс ассимиляции нашего образования в мировую образовательную систему. Бизнес процесс - это специфически упорядоченная совокупность работ, действий во времени и пространстве с указанием начала и конца работ и точным определением входов и выходов. Так же можно рассмотреть и бизнес процесс управления образовательным учреждением: планирование, непосредственно деятельность, осуществление контроля за учебной деятельностью и оценка результатов обучения.
В рамках стратегии развития всей образовательной системы России образовательные учреждения должны во многом изменить свой подход к организации своей работы, фактически провести так называемый реинжиниринг, то есть осуществить процесс существенной реорганизации методов и подходов к функционированию ОУ.
В этих условиях деятельность информационно-методического центра (ИМЦ) в сфере образования приравнивается к деятельности консалтинговой кампании. Именно ИМЦ обладает возможностями для осуществления консалтинговых услуг для образовательных учреждений, находящихся в состоянии постоянного реинжиниринга, то есть существенной реорганизации методов и подходов к функционированию образовательного учреждения. Переход на образовательные стандарты второго поколения потребует внесения изменений и в организационную структуру ОУ, и в организацию учебного процесса, и в методы, формы средства обучения. Обладая научными знаниями, сотрудники информационно-методических центров могут предоставлять необходимую информацию педагогической общественности.
Для образовательных учреждений важно определить стратегию своего развития с учетом Стратегии развития образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020». Для этого ИМЦ разрабатывает Программу развития образовательной системы района и помогает в определении программы развития каждого конкретного образовательного учреждения. Так осуществляется стратегический консалтинг:
- формируется стратегическое видение будущего, определение долгосрочной перспективы развития;
- определяются цели пути перевода стратегического видения в практическую плоскость;
- разрабатывается единая стратегия, а также методы оценки результатов выполнения стратегической программы.
Сегодня информационно-методическими центрами активно используются информационные технологии, которые позволят не только сопровождать образовательный процесс, как традиционно воспринималась задача научно-методических центров, но и создают условия для решения гораздо более широких задач:
- в настоящее время активно формируется и развивается информационно-коммуникационная среда как локального, так и глобального уровня;
- внедрены информационные технологии во все сферы деятельности ОУ;
- осуществляется постоянный мониторинг состояния образовательной системы района, оценка эффективности организации учебной деятельности;
- осуществляется разработка и поддержка информационных объектов.
И еще один немаловажный аспект деятельности информационно-методических центров в рамках проблемы взаимодействия науки и практики. Это опытная и экспериментальная работа. Сотрудничая с образовательными учреждениями, мы можем выявить наиболее эффективные условия использования научных рекомендаций. Так в ходе опытной работы накапливается фактический материал для теоретических выводов и обобщений, для проверки научных предположений и гипотез. Так научно-методическими центрами обосновываются новые модели для дальнейшего экспериментирования.
Завершая разговор о взаимоотношениях науки и практики в пределах компетенции научно-методических центров, мы можем сделать вывод о том, что сегодня деятельность ИМЦ – это обеспечение сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных достижений педагогической науки и педагогической практики.
Поделиться: