Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Система внутрифирменного повышения квалификации как условие имиджа современной школы
Динамизм современной образовательной ситуации является одним из качественно новых признаков всей системы образования. В современной социальной ситуации уровень образованности определяет статус человека в обществе. Именно поэтому становится особо актуальной тенденция опережающего развития образования, способная обеспечить будущее нации. Российское образование имеет свои исторические традиции и достижения, признанные мировой системой образования. Сегодня система российского образования сохранила и приумножила свой потенциал и является основой социальной стабильности государства. Приоритетность образования предполагает повышение статуса человека в обществе и вместе с тем предъявляет принципиально новые требования к процессу и результату педагогической деятельности. Особого внимания в этой связи требует система внутрифирменного повышения квалификации как одного из условий становления имиджа современной школы. Экономический словарь даёт такое толкование слова «имидж» (англ.imaqo)- образ фирмы, товара, услуг, обеспечивающий положение фирмы на рынке, верность покупателя фирменной марке. Таким образом, целью формирования имиджа образовательного учреждения является повышение его конкурентноспособности. А конкурентноспособность, в свою очередь, достигается сформированным отношением к школе. Механизм достижения цели здесь выглядит так: имидж влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций. Школа, обладающая большим количеством ресурсов, становится более конкурентноспособной и повышает свою привлекательность для новых партнёров. Её имидж становится всё более позитивным и привлекает всё больше партнёров или инвесторов. Формирование имиджа является первым шагом для построения хорошей школы. Формирование имиджа - это процесс, в ходе которого создаётся некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов (И.А.Хоменко «Имидж школы: механизмы формирования и способы построения»). Ресурсы недаром называют «четвёртым» элементом любой системы качественных преобразований. Стандартами ISO серии 9000:2000 выделяются следующие виды ресурсов: персонал, финансы, средства обслуживания, оборудование, методы и методики. Все они есть в сфере образования. Особенностью ресурсов в сфере образования является то, что часть из них привлекается из других отраслей народного хозяйства (материально- финансовые ресурсы). Другая часть создаётся (воспроизводится) в самой образовательной сфере (методические, информационные, интеллектуальные, достижения науки и передовой педагогической практики, кадровые ресурсы). Являясь необходимым условием функционирования любого процесса, вида деятельности, ресурсы, в том числе кадровые, существенно определяют качество конечных результатов, имидж школы. В российском образовании провозглашён сегодня принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели, включая авторские. В этом направлении и идёт процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий, а также возможностей современной науки в повышении эффективности образовательных и методических структур, в том числе и системы повышения квалификации. О том, что учитель живёт, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, целенаправленным, системным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию. В гимназии № 92 сложилась система внутрифирменного повышения квалификации, которая включает в себя самообразование педагогов, научно – методическую работу, деятельность Ресурсного центра по проблеме «Управление качеством образования в общеобразовательных учреждениях Выборгского района». Система научно-методической работы гимназии состоит из ряда компонентов, вместе с тем представляющих собой некую самостоятельно развивающуюся и управляемую целостность, направленную на достижение целей, обусловленных обществом, социумом, самой гимназией. Основные компоненты внутрифирменного обучения:
Системообразующие факторы и социально – педагогические условия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов внутрифирменной системы повышения квалификации. Существует ряд определённых отличий традиционной и современной методических систем с позиций системообразующих факторов, социально – педагогических условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Основные отличия традиционной и современной методических систем
Схематично система внутрифирменного повышения квалификации в гимназии выглядит следующим образом:
Обучение проводится в очной форме с элементами дистанционного обучения и предполагает уровневую модель. Четыре основных уровня в системе повышения квалификации
I уровень предполагает непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры педагога как всестороннее творческое развитие личности, компенсацию недостатков предшествующей подготовки, оперативную адаптацию к нововведениям, повышение политического и культурного уровня, ведущего к росту его общественной и трудовой активности. Социальная потребность взрослого человека в самообразовательной деятельности существовала на протяжении всей истории цивилизованного человечества. А.В.Даринский отмечал, что «современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к интеллекту и мировоззрению человека, его научному и культурному уровню, профессиональному мастерству и развитию творческих способностей. Жизненные условия определяют потребность взрослого человека постоянно повышать свой профессиональный уровень и вызывают его мотивацию к собственной образовательной деятельности. Наличие такой потребности является необходимым признаком гармоничного развития личности» II уровень предполагает повышение профессиональных компетенций педагогов на уровне кафедр и методобъединений. В гимназии ведётся непрерывный мониторинг профессиональной культуры педагога на уровне методобъединекния. Измерямые параметры системы повышения профессиональной культуры педагогов следующие: 1. Участие в опытно-экспериментальной, инновационной, исследовательской деятельности: · разработка и реализация инновационных проектов, целевых и учебных программ (скорректированных, экспериментальных); · участие в работе творческих групп; · осуществление консультационной работы в ученическом научно-исследовательском обществе «Сократ» 2. Повышение профессионального уровня на базе гимназии: · участие в работе семинаров, лекций, Дней педмастерства, круглых столов, педсоветов, учительских факультативов 3. Обучение на уровне методобъединений: · система наставничества; · взаимопосещение и анализ уроков; · презентация собственного опыта; · информирование участников образовательного процесса о достижениях педагогической науки и практики (обзор методической литературы, публицистики) 4. Работа над методической темой: выбор в соответствии с проблематикой гимназии Поэтапное оформление результатов: · разработка дидактических материалов; · открытый урок, представление собственного опыта на уровне гимназии; · методическая подготовка к трансляции опыта на уровне района, города 5. Обеспечение работы методического объединения нормативно - правовыми доку- кументами: · своевременное и в системе формирование нормативно-правовой базы 6. Качество ведения документации методического объединения: · документация ведётся и соответствует требованиям Положения о методическом объединении 6. Выполнение требований нормативных документов, установленных стандартов и норм: · нормы письменных, контрольных, лабораторных работ; · ведение классных журналов; · тематическое поурочное планирование 7. Наличие информационной базы (статистика) по результатам педагогической диагностики: · многоплановая статистика по результатам педагогической диагностики для внесения корректив в образовательный процесс 8. Наличие разнообразной методической продукции: · регулярное планирование и разработка методических пособий (тесты, разноуровневые задания, памятки, алгоритмы, рекомендации) 9. Академические достижения обучаемых в соответствии с требованиями госу- дарственного и регионального стандартов, выполнение школьного компонента учебного плана: высокий уровень академических достижений; участие в олимпиадном движении на всех уровнях 10. Творческие достижения учащихся: · исследовательская деятельность; · конкурсы, смотры, выставки, интеллектуальные игры на всех уровня 11. Оценка качества урока по методике, принятой в гимназии: · анализ урока по мониторинговой карте III уровень. Научно-методический совет гимназии - высший коллегиальный орган, объединяющий и координирующий методическую работу в гимназии. На заседаниях НМС рассматриваются различные актуальные для работы гимназии вопросы, планирование и создание условий для творческого роста педагогов, аналитическая культура учителя, проблемы аттестации учителей, поэтапность перехода на новые образовательные стандарты и др. IV уровень. Общешкольная научно – методическая работа, включающая серию различных обучающих постоянно действующих научно – методических семинаров для всех учителей, выполняющих такие важнейшие требования, как: выработка системы основных понятий и единства подходов, действий в учебной, инновационной, поисково – исследовательской, научно – методической деятельности; активное межпредметное общение и обмен педагогическим опытом; коллективное обсуждение проектов и результатов инновационной деятельности и др. Разработка и внедрение такой многоуровневой модели внутришкольной методической системы, предполагающей также дифференциацию педагогического коллектива по уровню творчества, педагогического мастерства и многим другим основаниям, помогает повысить у учителей психологическую, теоретическую и практическую готовность не только к эффективной реализации различных инновационных подходов к учащимся в процессе обучения, но и к конструированию и внедрению собственных индивидуально – авторских методических систем как высшему уровню профессионального развития. Деятельность ресурсного центра гимназии также ориентирована на повышение профессионализма учителя, его способности и готовности к решению проблем в русле требований «новой школы». Для обеспечения и гарантии качества обучения в гимназии работает на базе ресурсного центра постоянно действующий семинар «Повышение качества преподавания словесности: современный подход в работе с текстом». В течение года в гимназии было проведено по данной тематике восемь семинаров таких, как: «Структурный и интертекстуальный анализ стихотворения М.В.Ломоносова «Вечернее размышление», «Образ качелей в лирике Сологуба», «Презентация к курсу «Из истории публичного экзамена», «Компетенции, формирующиеся в ходе проектной деятельности», «Роль ремарок в произведениях русских классиков», «И.Бабель «Конармия». Структурный анализ текста» Системный подход к организации занятий позволяет отбирать формы, виды, технологии в соответствии с намеченными целями и задачами. Так, сразу определились основные образовательные технологии для работы с учителями: лекции, диалоговые формы, практикумы, ИКТ. Основной формой занятий является практико – ориентированный семинар, который проводится по алгоритму:
Особое внимание уделяется проектированию уроков разного типа и вида, определению и формулировке главных целей (обучающей, развивающей, воспитывающей) и задач урока; средствам и методам расширения образовательной среды урока, прогнозированию возможных затруднений учащихся при овладении новым материалом и путях их преодоления. Продуктом инновационной деятельности гимназии явилось научно – методическое пособие «Диалог культур, диалог в культуре и диалог с культурой». Авторы: С.Б.Сочилин, директор гимназии, Почётный работник общего образования Российской Федерации; С.В.Фёдоров, кандидат педагогических наук, профессор кафедры Истории педагогики СПб АППО; В.Е.Пугач, кандидат педагогических наук, доцент непрерывного филологического образования СПб ГУ, А.Ю.Финагентов, учитель словесности высшей категории ГОУ гимназии № 92, победитель конкурсного отбора учителей в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» Эксперт: Е.И.Казакова, доктор педагогических наук, профессор СПб ГУ Спецкурс, представленный в данном учебно-методическом пособии, является весьма интересным образцом инновационного продукта, характерным для современной ситуации в средней школе. Особенности как самого спецкурса, так и пособия следующие: - во-первых, спецкурс построен на солидной методологической базе, а его научная проблематика (установление диалоговых отношений в пространстве культуры) вплотную связана с поисками современной гуманитарной науки; в основе методологических разработок лежат труды таких учёных, как Ю. Лотман, Р. Барт, У. Эко, Ж. Деррида, К. Левин и др.; - во-вторых, очень важно, что научный пафос создателей спецкурса не ограничивается теорией, а находит непосредственный выход в школьной практике; - в-третьих, понимание современных процессов, идущих в культуре, знание психологии подростков помогает найти правильные методические ходы. Знаком этого становится тяготение к интерактивным методикам, рассчитанным на сотворчество обучающих и обучаемых; - в-четвёртых, создаётся ситуация, когда неизбежен отход от приоритетного мнения одного учителя в пользу понимания многозначности художественного текста, вариативности истины; если учесть, что наиболее серьёзные историки науки второй половины двадцатого века (например, Т.Кун, И. Лактос, С.Тулмин и др.) склоняются к тому же в области естествознания, то в гуманитарных дисциплинах отстаивание единого «правильного» ответа выглядело бы анахронизмом; - в-пятых, нельзя не одобрить разнообразие предлагаемых в разработках педагогических жанров. Велика роль в гимназии в системе внутрифирменного повышения квалификации информационных технологий. В современном мире владение информацией повышает мобильность специалиста, определяет его способность живо реагировать на социальные и экономические изменения в обществе. Владение информационными процессами даёт педагогу преимущественное положение в профессиональной сфере. Владение компьютерными технологиями придаёт полученным знаниям гибкость, то есть способность быстро перестраиваться от одного уровня знаний к другому. В гимназии в системе внутрифирменного повышения квалификации педагоги повысили свой профессиональный уровень по следующим направлениям:
Как видим из приведённой ниже диаграммы, практически все педагоги освоили работу с электронным журналом, что объясняется неукоснительным требованием времени, социальным заказом наших инвесторов (родителей), в меньшей степени используется работа с интерактивной доской и мультимедийныеми презентациями А, между тем, овладение компьютерной техникой даёт педагогу преимущественное положение в профессиональной области. Использование вычислительной и коммутативной техники даёт человеку инструментарий, посредством которого он получает дополнительные возможности перейти на более высокий уровень информативности. В современном мире владение информацией и повышение мобильности определяет способность субъекта к профессиональному росту. Овладение компьютерными технологиями придаёт полученным знаниям гибкость, т.е. способность быстро перестраиваться в изменившихся условиях и с наименьшими затратами переходить от одного уровня знаний к другому. Таким образом, применение компьютерных технологий даёт субъекту образовательного процесса два ключа к мобильности:
Эти два ключа открывают ему дверь в мир осведомлённости, общения и, как следствие, преимущественного положения в профессиональной сфере. Информативность определяет способность педагога к получению и обмену информацией, в том числе, о состоянии макро и микроуровневой социокультурной среды, а также способность использования обучающих информационных систем в своей профессиональной области. Мобильность в принятии решений определяется адекватной оценкой состояния социальной среды, в которой приходится адаптироваться субъекту образования. Вторым ключевым элементом мобильности следует назвать коммутативность, т.е. возможность быстрого изменения связей со всеми доступными объектами информационного пространства и возможность взаимного обмена информацией. Средства коммуникативности позволяют организовать, в том числе, процесс дистанционного обучения по любой образовательной программе, что особо актуально для профессионального роста учителя. С применением компьютерных технологий проблема информационной достаточности процесса образования практически отпадает, поскольку использование компьютера обеспечивает доступ к информационным технологиям, позволяющим получать неограниченный поток информации.
В системе внутрифирменного повышения квалификации узловым моментом было повышение профессионального мастерства учителей начальной школы в связи с переходом на новые стандарты. 2010-2011 учебный год явился подготовительным к переходу начальной школы на работу по новым образовательным стандартам. Учителя начальной школы самостоятельно знакомились с нормативными документами, в январе 2011года состоялось МО начальной школы, где основной документ ФГОС был представлен публично и обсужден. Следует отметить, что программа «Школа 2100» в содержании учебного материала, методах и технологиях обучения многое уже подготовила к работе по-новому. В марте состоялся педсовет «Подготовка начальной школы к работе по Стандартам II поколения». Все учителя 1-3 классов в День педагогического мастерства провели для педагогов гимназии открытые уроки, где показали приемы и технологии работы с детьми в рамках образовательной системы «Школа 2100». Уроки были высоко оценены коллегами основной и средней школы. На педсовете состоялось представление Стандарта II поколения, показано соответствие программы «Школы 2100» и открытых уроков в начальной школе гимназии требованиям стандарта. Информационная открытость – одна из доминант развития системы образования гимназии, позволяющая быть школе конкурентноспособной и востребованной для учащихся, родителей, наших социальных партнёров. Сегодня участие педагога в тиражировании своего опыта как через участие в различного вида конкурсах, публичное представление опыта, публикации в СМИ мы рассматриваем тоже как одну из составляющих системы внутрифирменного повышения квалификации. Участие в конкурсах
Публичное представление опыта
Список публикаций педагогов гимназии за 2009-2011 гг.
В результате системы внутрифирменного повышения квалификации формируется положительный имидж гимназии, что проявляется в следующем:
Поделиться: |