Авторcтво: Селезнева Галина Викторовна, методист ГОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга |
«Круглый стол» - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.
Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.
«Круглый стол», как форма коллективной дискуссии, широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут затрагивать любые социально-значимые проблемы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.
«Круглые столы» характеризуются тем, что:
ü проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;
ü обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;
ü в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;
ü участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.
«Круглый стол» на сегодняшний день один из наиболее популярных жанров организации образовательного, научно-практического или конкурсного мероприятия. Очевидными являются его привлекательные стороны и преимущества: участники имеют определенную свободу и возможность высказывать собственные суждения; мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке, высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь; нет строгой иерархии, жесткого регламента и порядка выступлений; для организаторов не будет драматичной ситуация, если кто-то из участников не сможет присутствовать.
Вместе с тем, несмотря на очевидные преимущества, далеко не все мероприятия, организованные в форме «круглого стола» высоко оцениваются. Часто вызывает нарекание многословие участников, отсутствие конкретных результатов, ощущение хаотичности и недостаточной организации.
Поэтому при организации и проведении «круглого стола» следует обратить внимание на следующее:
ü время проведения «круглого стола» не должно превышать двух часов;
ü количество участников не должно быть очень большим;
ü следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;
ü время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;
ü ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент.
ü вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.
Роль ведущего в проведении «круглого стола» заключается в том, чтобы, находясь в нейтральной позиции по отношению к участникам, продвигать развитие дискуссии, давать возможность каждому изложить свою позицию. Некоторые выступления могут вызвать настолько бурную реакцию, что у участников возникнет желание немедленно обменяться мнением с соседом. В такой ситуации нет смысла пытаться воззвать к порядку и требовать тишины. Более продуктивным будет предоставить несколько минут на обсуждение проблемы.
Для того, чтобы участники чувствовали себя максимально комфортно и уверенно, необходимо в начале работы определить этапы, цели, задачи и основные вопросы, которые необходимо обсудить. При переходе к следующему этапу ведущий обязательно сообщает об этом участникам.
Методическая разработка круглого стола
для администрации образовательных учреждений района
«Имидж образовательного учреждения»
Цель: определить понятие и составляющие имиджа образовательного учреждения, необходимость и пути работы над ним.
Участники: директора и заместители директоров образовательных учреждений района с разным статусом: гимназий, общеобразовательных школ, коррекционных школ, дошкольного образовательного учреждения, государственных и частных.
Примечание: круглый стол может быть проведен внутри ОУ с участием представителей разных методических объединений, либо с участием учащихся, педагогов, родителей и представителей общественности.
Условия и оборудование: зал, мобильные стулья и столики, ноутбук, медиапроектор, компьютерная презентация, доска, карточки с именами участников, рабочие карточки.
Форма проведения: двурядный круглый стол.
Этапы проведения , их задачи и время реализации:
- Предварительная подготовка. Участникам за три дня сообщается тема круглого стола.
Задача: вспомнить понятийный аппарат, сформировать мнение по теме
- Круглый стол:
1) знакомство участников.
Задача: определения правил и регламента круглого стола.
Время 5 минут
2) работа в малых группах с рабочими карточками
Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам с опорой на деятельность своего ОУ.
Время 15-20 минут
3) обмен мнениями в форме двурядного круглого стола.
Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников.
Время 30-40 минут.
4) Практическое задание. Составление общей схемы «Работа над имиджем». Задача: определение практических путей работы над имиджем ОУ. Время 5 -10 минут
5) Подведение итогов
Задача: рефлексия участников.
Время 5 минут
Организация работы круглого стола
Этап 1. Участники усаживаются в малые группы (представители одного образовательного учреждения - 2-3 человека)
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги.Идея о связи имиджа организации с ее конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации публичной деятельности.
Однако то, что применимо к формированию имиджа организации вообще, до последнего времени не переносилось на сферу образовательной деятельности.
Сегодня мы рассмотрим вопрос имиджа образовательного учреждения. В контексте проблемы конкурентноспособности. Я предлагаю следующий регламент работы. Наша встреча пройдет в форме двурядного круглого стола. Сначала работа пройдет в малых группах, вы заполните рабочие карточки, отразив в них свое мнение по вопросам. На эту часть работы предлагаю выделить 15-20 минут. Затем перейдем ко второму этапу: по одному представителю от каждого образовательного учреждения сядут во внутренний круг и будут участвовать в дискуссии, остальные образуют внешний круг и становятся слушателями. Представителя внутреннего круга группа может в ходе круглого стола поменять. Ответы на вопросы должны быть лаконичны. Первыми отвечают участники, которым предоставляет слово ведущий, остальные либо дополняют и расширяют ответ, либо высказывают отличное мнение (30-40 минут).
В конце работы круглого стола мы заполняем рабочую схему и подводим итоги.
Вы согласны с данным регламентом? (предложения обсуждаются)
Этап 2. Работа в малых группах с рабочими карточками (Приложение 1)
В каждой группе работают представители одного образовательного учреждения.
Этап 3. Обсуждение вопросов за круглым столом.
Обсуждаемые вопросы
|
Мнения участников
|
Что такое имидж образовательного учреждения? В чем цель создания имиджа? Обоснуйте
|
- Имидж – это искусственно собранный образ.
- Образ, созданный перед социумом
- Эмоционально-окрашенный сознательно сформированный образ ГОУ
- Лицо учреждения
Цель – привлечение детей, повышение конкурентноспособности, доступ к ресурсам, стабильность, соцзащита, привлечение квалифицированных специалистов, лояльное отношение родителей
|
Из чего складывается имидж образовательного учреждения?
Что важнее внешнее оформление или содержание деятельности?
|
Имидж - это репутация и внешний образ,
- образ персонала, комфортность, стиль и внешняя атрибутика, образ выпускника
- статус, освещение, награды и медали, инновации
- философия компании, внешний облик, внутренняя атмосфера
- качество образования, цены на услуги, уровень психологического комфорта,
- помещения, педагогический коллектив и стиль директора, дресс-код, PR, репутация
- «сарафанное радио», атрибуты, содержание деятельности., главное – отношение к детям
Важнее качество деятельности и содержание, но важностью внешнего образа и атрибутики нельзя пренебрегать
|
Статус школы – как преодолеть стереотипы. Может ли общеобразовательная школа конкурировать с гимназией или лицеем?
|
- Отношение к статусу – есть, дети воспринимаются по разному, для преодоления стереотипа необходимо вовлечение детей и конкуренция в возможных областях (творчество, спорт и т.д.)
- Позиционирование себя
- Статус – это образовательная программа, то есть специальный отбор учащихся, способных по ней обучаться. Необходима работа с родителями учащихся
- Преодоление стереотипов: PR-мероприятия, партнерские социальные связи, параллельные контакты с потребителями услуг.
- Необходимо удовлетворение требований клиентов (к квалификации педагогов, к оснащению, к качеству услуг),
- Для преодоления стереотипов важно участие в различных городских, всероссийских и международных проектах, олимпиадах и конкурсах
|
Корпоративная культура и имидж образовательного учреждения. Как педагогический коллектив влияет на имидж ОУ?
|
- Очень важны внешний вид учителя,
культура общения, качество
преподавания,
- Корпоративная культура – основа
имиджа
- Важны духовные и личностные и
профессиональные качества каждого
педагога, именно эта информация
быстрее всего доходит до социума «от
человека к человеку»
- Стабильный коллектив, общее
коллективное дело, микроклимат
создают корпоративный имидж.
- Организация наставничества, ритуал
вступления в коллектив, тренинги важны
для формирования имиджа коллектива
|
Договор между школой и родителями. Родители и дети – получатели услуг или часть школьного коллектива? Как сделать родителей своими союзниками?
|
- Родители и дети – часть коллектива. Их
вовлечение – создание Попечительского
совета, проведение круглых столов,
создание клубов.
- Родители формируют общественное
мнение и могут повлиять на мнение
детей
- Важно вовлекать родителей в
мероприятия в решение проблем и
трудностей
- Уровень начального образования
ребенка формирует его отношение к
школе, дальше родители должны стать
часть воспитательной системы
- Родители становятся союзниками тогда,
когда оправдываются их ожидания.
- Общая цель ОУ и родителей –
подготовить конкурентноспособную
личность
|
Возможности информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения
|
- Сайт школы предоставляет
общественности информацию,
родителям проводится юридический и
образовательный ликбез.
- Сайт способствует гласности,
публичности, саморекламе, позволяет
быстро сообщать новости.
- Возможно создание блогов для
осуществления обратной связи с детьми
и родителями
- Интернет позволяет проводить PR акции,
доводить до родителей информацию о
мероприятиях и событиях в ОУ.
- Возможно организовать виртуальную
экскурсию в ОУ и школьный музей,
разместить на сайте отчеты о
мероприятиях.
- Сайт должен постоянно обновляться и
способствовать привлечению клиентов.
|
После обсуждения вопросов формируем выводы:
1. Имидж организации– это совокупное общественное восприятие
компании (в том числе и школы) многими людьми. Впечатление об
организации формируется в ходе личных контактов человека с ней; на основе
слухов, циркулирующих в обществе; из сообщений средств массовой
информации
2. Модель имиджа школы включает в себя: 1) образ продукции; 2)
внешнюю атрибутику; 3) традиции; 4) дизайн помещения; 5) эффективные
коммуникации (внешние и внутренние); 6) историю учреждения; 7) рекламу.
3. В создании имиджа участвуют все члены образовательного процесса – педагоги, дети и родители, а также социум(жители близлежащих домов, муниципальные структуры)
Этап 4. Участники круглого стола на карточках схематично или в виде рисунка изображают варианты работы над имиджем образовательного учреждения и располагают эти карточки на общем панно с устными пояснениями.
Оформление школы и атрибутика
Педагоги Учащиеся
Общественность
|
Предлагались такие варианты: эмблема ОУ, форма учащихся и внешний вид педагогов, создание и использование сайтов и блогов , привлечение общественности к социально-значимым проектам ОУ, создание школьных ресурсов (например музей или клуб), создание попечительского Совета, участие в международных проектах и т.д.
Этап 5. Рефлексия участников.
Ведущий. Какие выводы вы сделали для себя?
Ответы участников.
- Разнообразие статусов и форм организации образовательных учреждений предлагает родителям большой выбор. Следовательно, необходимо заботиться об имидже учреждения и формировать его.
- Важнейшая часть имиджа – продукт образования – следует уделить главнейшее значение.
- Важно заявлять об успехах образовательного учреждения, его воспитанников общественности.
- Внешний облик ОУ, атрибуты и оформления – важные части имиджа- с этого начинается впечатление об ОУ.
Ведущий: Была ли тема круглого стола полезной?
Ответы участников:
- Обмен мнениями был очень полезен.
- Понравились конкретные примеры мероприятий, которые демонстрировали участники.
- Возникла идея провести аналогичный круглый стол с педагогами образовательного учреждения.
Приложение 1
«Круглый стол»
Имидж образовательного учреждения
Вопросы для обсуждения
|
Тезисы ответов
|
Что такое имидж образовательного учреждения? В чем цель создания имиджа? Обоснуйте
|
|
Из чего складывается имидж образовательного учреждения?
Что важнее внешнее оформление или содержание деятельности?
|
|
Статус школы – как преодолеть стереотипы. Может ли общеобразовательная школа конкурировать с гимназией или лицеем?
|
|
Корпоративная культура и имидж образовательного учреждения Как педагогический коллектив влияет на имидж ОУ?
|
|
Договор между школой и родителями. Родители и дети – получатели услуг или часть школьного коллектива? Как сделать родителей своими союзниками?
|
|
Возможности информационных технологий в формировании имиджа.
|
|
|
|
Предложите 1-3 идеи работы над имиджем образовательного учреждения ( карточки)
Поделиться: