Поиск по сайту

«Круглый стол» как форма организации коллективной дискуссии в работе с педагогами


Авторcтво: Селезнева Галина Викторовна, методист ГОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


«Круглый стол» - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

«Круглый стол», как форма коллективной дискуссии, широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут затрагивать любые социально-значимые проблемы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.

«Круглые столы» характеризуются тем, что:

ü проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;

ü обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;

ü в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;

ü участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.

«Круглый стол» на сегодняшний день один из наиболее популярных жанров организации образовательного, научно-практического или конкурсного мероприятия. Очевидными являются его привлекательные стороны и преимущества: участники имеют определенную свободу и возможность высказывать собственные суждения; мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке, высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь; нет строгой иерархии, жесткого регламента и порядка выступлений; для организаторов не будет драматичной ситуация, если кто-то из участников не сможет присутствовать.

Вместе с тем, несмотря на очевидные преимущества, далеко не все мероприятия, организованные в форме «круглого стола» высоко оцениваются. Часто вызывает нарекание многословие участников, отсутствие конкретных результатов, ощущение хаотичности и недостаточной организации.

Поэтому при организации и проведении «круглого стола» следует обратить внимание на следующее:

ü время проведения «круглого стола» не должно превышать двух часов;

ü количество участников не должно быть очень большим;

ü следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;

ü время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;

ü ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент.

ü вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.

Роль ведущего в проведении «круглого стола» заключается в том, чтобы, находясь в нейтральной позиции по отношению к участникам, продвигать развитие дискуссии, давать возможность каждому изложить свою позицию. Некоторые выступления могут вызвать настолько бурную реакцию, что у участников возникнет желание немедленно обменяться мнением с соседом. В такой ситуации нет смысла пытаться воззвать к порядку и требовать тишины. Более продуктивным будет предоставить несколько минут на обсуждение проблемы.

Для того, чтобы участники чувствовали себя максимально комфортно и уверенно, необходимо в начале работы определить этапы, цели, задачи и основные вопросы, которые необходимо обсудить. При переходе к следующему этапу ведущий обязательно сообщает об этом участникам.

Методическая разработка круглого стола

для администрации образовательных учреждений района

«Имидж образовательного учреждения»

Цель: определить понятие и составляющие имиджа образовательного учреждения, необходимость и пути работы над ним.

Участники: директора и заместители директоров образовательных учреждений района с разным статусом: гимназий, общеобразовательных школ, коррекционных школ, дошкольного образовательного учреждения, государственных и частных.

Примечание: круглый стол может быть проведен внутри ОУ с участием представителей разных методических объединений, либо с участием учащихся, педагогов, родителей и представителей общественности.

Условия и оборудование: зал, мобильные стулья и столики, ноутбук, медиапроектор, компьютерная презентация, доска, карточки с именами участников, рабочие карточки.

Форма проведения: двурядный круглый стол.

Этапы проведения , их задачи и время реализации:

  1. Предварительная подготовка. Участникам за три дня сообщается тема круглого стола.

Задача: вспомнить понятийный аппарат, сформировать мнение по теме

  1. Круглый стол:

1) знакомство участников.

Задача: определения правил и регламента круглого стола.

Время 5 минут

2) работа в малых группах с рабочими карточками

Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам с опорой на деятельность своего ОУ.

Время 15-20 минут

3) обмен мнениями в форме двурядного круглого стола.

Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников.

Время 30-40 минут.

4) Практическое задание. Составление общей схемы «Работа над имиджем». Задача: определение практических путей работы над имиджем ОУ. Время 5 -10 минут

5) Подведение итогов

Задача: рефлексия участников.

Время 5 минут

Организация работы круглого стола

Этап 1. Участники усаживаются в малые группы (представители одного образовательного учреждения - 2-3 человека)

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги.Идея о связи имиджа организации с ее конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации публичной деятельности.

Однако то, что применимо к формированию имиджа организации вообще, до последнего времени не переносилось на сферу образовательной деятельности.

Сегодня мы рассмотрим вопрос имиджа образовательного учреждения. В контексте проблемы конкурентноспособности. Я предлагаю следующий регламент работы. Наша встреча пройдет в форме двурядного круглого стола. Сначала работа пройдет в малых группах, вы заполните рабочие карточки, отразив в них свое мнение по вопросам. На эту часть работы предлагаю выделить 15-20 минут. Затем перейдем ко второму этапу: по одному представителю от каждого образовательного учреждения сядут во внутренний круг и будут участвовать в дискуссии, остальные образуют внешний круг и становятся слушателями. Представителя внутреннего круга группа может в ходе круглого стола поменять. Ответы на вопросы должны быть лаконичны. Первыми отвечают участники, которым предоставляет слово ведущий, остальные либо дополняют и расширяют ответ, либо высказывают отличное мнение (30-40 минут).

В конце работы круглого стола мы заполняем рабочую схему и подводим итоги.

Вы согласны с данным регламентом? (предложения обсуждаются)

Этап 2. Работа в малых группах с рабочими карточками (Приложение 1)

В каждой группе работают представители одного образовательного учреждения.

Этап 3. Обсуждение вопросов за круглым столом.

Обсуждаемые вопросы

Мнения участников

Что такое имидж образовательного учреждения? В чем цель создания имиджа? Обоснуйте

- Имидж – это искусственно собранный образ.

- Образ, созданный перед социумом

- Эмоционально-окрашенный сознательно сформированный образ ГОУ

- Лицо учреждения

Цель – привлечение детей, повышение конкурентноспособности, доступ к ресурсам, стабильность, соцзащита, привлечение квалифицированных специалистов, лояльное отношение родителей

Из чего складывается имидж образовательного учреждения?

Что важнее внешнее оформление или содержание деятельности?

Имидж - это репутация и внешний образ,

- образ персонала, комфортность, стиль и внешняя атрибутика, образ выпускника

- статус, освещение, награды и медали, инновации

- философия компании, внешний облик, внутренняя атмосфера

- качество образования, цены на услуги, уровень психологического комфорта,

- помещения, педагогический коллектив и стиль директора, дресс-код, PR, репутация

- «сарафанное радио», атрибуты, содержание деятельности., главное – отношение к детям

Важнее качество деятельности и содержание, но важностью внешнего образа и атрибутики нельзя пренебрегать

Статус школы – как преодолеть стереотипы. Может ли общеобразовательная школа конкурировать с гимназией или лицеем?

- Отношение к статусу – есть, дети воспринимаются по разному, для преодоления стереотипа необходимо вовлечение детей и конкуренция в возможных областях (творчество, спорт и т.д.)

- Позиционирование себя

- Статус – это образовательная программа, то есть специальный отбор учащихся, способных по ней обучаться. Необходима работа с родителями учащихся

- Преодоление стереотипов: PR-мероприятия, партнерские социальные связи, параллельные контакты с потребителями услуг.

- Необходимо удовлетворение требований клиентов (к квалификации педагогов, к оснащению, к качеству услуг),

- Для преодоления стереотипов важно участие в различных городских, всероссийских и международных проектах, олимпиадах и конкурсах

Корпоративная культура и имидж образовательного учреждения. Как педагогический коллектив влияет на имидж ОУ?

- Очень важны внешний вид учителя,

культура общения, качество

преподавания,

- Корпоративная культура – основа

имиджа

- Важны духовные и личностные и

профессиональные качества каждого

педагога, именно эта информация

быстрее всего доходит до социума «от

человека к человеку»

- Стабильный коллектив, общее

коллективное дело, микроклимат

создают корпоративный имидж.

- Организация наставничества, ритуал

вступления в коллектив, тренинги важны

для формирования имиджа коллектива

Договор между школой и родителями. Родители и дети – получатели услуг или часть школьного коллектива? Как сделать родителей своими союзниками?

- Родители и дети – часть коллектива. Их

вовлечение – создание Попечительского

совета, проведение круглых столов,

создание клубов.

- Родители формируют общественное

мнение и могут повлиять на мнение

детей

- Важно вовлекать родителей в

мероприятия в решение проблем и

трудностей

- Уровень начального образования

ребенка формирует его отношение к

школе, дальше родители должны стать

часть воспитательной системы

- Родители становятся союзниками тогда,

когда оправдываются их ожидания.

- Общая цель ОУ и родителей –

подготовить конкурентноспособную

личность

Возможности информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения

- Сайт школы предоставляет

общественности информацию,

родителям проводится юридический и

образовательный ликбез.

- Сайт способствует гласности,

публичности, саморекламе, позволяет

быстро сообщать новости.

- Возможно создание блогов для

осуществления обратной связи с детьми

и родителями

- Интернет позволяет проводить PR акции,

доводить до родителей информацию о

мероприятиях и событиях в ОУ.

- Возможно организовать виртуальную

экскурсию в ОУ и школьный музей,

разместить на сайте отчеты о

мероприятиях.

- Сайт должен постоянно обновляться и

способствовать привлечению клиентов.

После обсуждения вопросов формируем выводы:

1. Имидж организации– это совокупное общественное восприятие

компании (в том числе и школы) многими людьми. Впечатление об

организации формируется в ходе личных контактов человека с ней; на основе

слухов, циркулирующих в обществе; из сообщений средств массовой

информации

2. Модель имиджа школы включает в себя: 1) образ продукции; 2)

внешнюю атрибутику; 3) традиции; 4) дизайн помещения; 5) эффективные

коммуникации (внешние и внутренние); 6) историю учреждения; 7) рекламу.

3. В создании имиджа участвуют все члены образовательного процесса – педагоги, дети и родители, а также социум(жители близлежащих домов, муниципальные структуры)

Этап 4. Участники круглого стола на карточках схематично или в виде рисунка изображают варианты работы над имиджем образовательного учреждения и располагают эти карточки на общем панно с устными пояснениями.

Оформление школы и атрибутика

Педагоги Учащиеся

Общественность

Предлагались такие варианты: эмблема ОУ, форма учащихся и внешний вид педагогов, создание и использование сайтов и блогов , привлечение общественности к социально-значимым проектам ОУ, создание школьных ресурсов (например музей или клуб), создание попечительского Совета, участие в международных проектах и т.д.

Этап 5. Рефлексия участников.

Ведущий. Какие выводы вы сделали для себя?

Ответы участников.

- Разнообразие статусов и форм организации образовательных учреждений предлагает родителям большой выбор. Следовательно, необходимо заботиться об имидже учреждения и формировать его.

- Важнейшая часть имиджа – продукт образования – следует уделить главнейшее значение.

- Важно заявлять об успехах образовательного учреждения, его воспитанников общественности.

- Внешний облик ОУ, атрибуты и оформления – важные части имиджа- с этого начинается впечатление об ОУ.

Ведущий: Была ли тема круглого стола полезной?

Ответы участников:

- Обмен мнениями был очень полезен.

- Понравились конкретные примеры мероприятий, которые демонстрировали участники.

- Возникла идея провести аналогичный круглый стол с педагогами образовательного учреждения.

Приложение 1

«Круглый стол»

Имидж образовательного учреждения

Вопросы для обсуждения

Тезисы ответов

Что такое имидж образовательного учреждения? В чем цель создания имиджа? Обоснуйте


Из чего складывается имидж образовательного учреждения?

Что важнее внешнее оформление или содержание деятельности?


Статус школы – как преодолеть стереотипы. Может ли общеобразовательная школа конкурировать с гимназией или лицеем?


Корпоративная культура и имидж образовательного учреждения Как педагогический коллектив влияет на имидж ОУ?


Договор между школой и родителями. Родители и дети – получатели услуг или часть школьного коллектива? Как сделать родителей своими союзниками?


Возможности информационных технологий в формировании имиджа.




Предложите 1-3 идеи работы над имиджем образовательного учреждения ( карточки)


Поделиться: