Поиск по сайту

Образование без рисков


Авторcтво: Спиридонова Людмила Евгеньевна, директор ГОУ гимназии № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга


С новым Федеральным законом № 83-ФЗ связаны, пожалуй, самые большие изменения в деятельности образовательных учреждений, ожидаемые в этом учебном году. Напомню, что в соответствии с этим законодательным актом, все мы должны выбрать дальнейшее направление своего развития и работать или в статусе автономного, или бюджетного, или казенного образовательного учреждения.

Автономное образовательное учреждение имеет большую финансовую самостоятельность: оно финансируется из бюджета в форме субсидий, при этом выходит из-под казначейского системы. К тому же автономное образовательное учреждение получает возможность оперативно распоряжаться заработанными средствами, которые, к примеру, могут поступать от платных услуг. Это самые большие плюсы автономной формы хозяйственного ведения, которые, увы, в реалиях нашей жизни имеют свои подводные камни.

Что касается бюджетных образовательных учреждений – они остаются на бюджетном финансировании, но при этом возрастает уровень их открытости, что, безусловно, положительно отразится в целом на образовательном процессе.

Казенные учреждения остаются полностью под защитой государства. Это касается детских домов, коррекционных школ и школ- интернатов. С одной стороны, такая защищенность делает «безопасным» работу казенного учреждения, а с другой стороны – в законе, к сожалению, не прописаны возможности привлечения ими дополнительных финансовых средств.

В прошлом учебном году наш педагогический коллектив принял решение выйти на автономию. И хотя соответствующая организационная деятельность была запущена, этого не случилось. Главная причина здесь - несовершенство механизма данного перехода. К сожалению, на сегодняшний день он проработан не до конца, чреват многими сложностями, в первую очередь, юридической неразработанностью процедур перехода. Кроме того, этот процесс крайне трудозатратный. Ответственность за процесс перехода полностью ложится на руководителя. Формально, наверное, это естественно. Но на практике просится вопрос: почему возникает единоличная ответственность руководителя образовательного учреждения, если огромное количество бумаг требуется обязательно согласовывать в разных инстанциях? Я уже не говорю о вопросах, которые, вполне логично, появляются у любого здравомыслящего руководителя. К примеру, сохранится ли у педагогов гимназии после перехода на автономию льгота выхода на пенсию по выслуге лет? Или закон этого не предусматривает? Пройдет ли через субсидии оплата льготного питания детям? Смогу ли я обратиться за помощью в случае, если выделенной субсидии не хватит на хозяйственные нужды гимназии? Эти и множество других важных вопросов на сегодняшний день не ясны. Во многих регионах накоплен немалый опыт реализации ФЗ № 83. Например, коллеги из Новгорода на одной из встреч рассказали о том, что администрация города выработала единую образовательную политику, целью которой было как можно более безболезненный  перехода образовательных учреждений в автономию, поэтому даже малокомплектные детские сады смогли перейти на эту правовую форму. В нашем регионе единой образовательной политики в этой сфере пока не сложилось. Поэтому, я пришла к выводу, что до тех пор, пока не заполнятся все эти пробелы и недосказанности, переход не состоится. Я, как руководитель, не имею права рисковать стабильной работой нашего образовательного учреждения.

Все мы страдаем от невозможности оперативного решения вопросов финансирования  образовательного процесса в школе. Ведь активная ее жизнь требует постоянных денежных вложений. За примером далеко ходить не надо – предположим, у нас в гимназии сломалась дверь. Наличных денег нет. Руководитель обязан решить эту проблему, но сложившаяся система финансирования не позволяет закрыть ее быстро. Автономия, отчасти, это позволяет сделать оперативно. Скорее всего, изменения были продиктованы желанием уйти из-под громоздкой казначейской бюджетной системы финансирования.

– Дополнительные денежные средства нужны любому образовательному учреждению. И любое образовательное учреждение хотело бы их оперативно использовать на свое развитие. Автономия это предусматривает. Бюджетное образовательное учреждение работает согласно сметному финансированию и в рамках 83-ФЗ.

Сегодня в образовательной среде бытует мнение, что переход на автономию без дополнительных денежных средств невозможен. Я тоже думаю, что это скорее «да», чем «нет», ибо просчитать субсидии, которые потребуются в действительности образовательному учреждению в автономии на следующий год, очень сложно. Не досчитаешь – придется искать резервы, а где? Естественно, из дополнительных источников!

К примеру, наша гимназия занимает два здания. Для того, чтобы выплачивать коммунальные расходы по этим двум зданиям, я должна буду обратиться за помощью. Таковы реалии жизни. Бюджетное финансирование это предполагает. А автономия? Этого я не знаю. В законе нет конкретного механизма. Как я буду ремонтировать помещения, в случае непредвиденных обстоятельств? При существующей форме я смогу обратиться к учредителю. В ином случае, он мне совершенно справедливо может сказать – «извините, но у вас есть субсидии». Естественно, нас не бросят, но в моем понимании, для образовательного учреждения, где учатся дети, необходимо все прописать «от» и «до». Никаких рисков не должно быть в принципе, однако именно их и несет нам представленный вариант закона. Эту задачу должна решать нормативная база, создаваемая в регионах.


Поделиться: