Авторcтво: Дьякова Галина Геннадьевна, учитель английского языка; Кодолова Наталья Валерьевна, учитель английского языка ГОУ лицей № 623 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Данная тема рассматривалась нами на двух уроках проводимых совместно двумя группами. Первый урок проводился с применением обучающей технологии – ролевая игра. Технологией второго урока было создание мыслительной карты. Данные уроки проводились на конечном этапе изучения темы в качестве закрепления и обобщения материала. Ролевая игра – это огромная мотивация к говорению, поэтому она и была положена в основу первого урока. Ее целью является формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра подражает действительности, поэтому ее можно расценивать как самую точную модель общения на уроке.
В качестве формы урока мы выбрали Talk Show, так как она способствует формированию сотрудничества и партнерства. Такой урок предполагает слаженную работу в группах, взаимодействие и помощь друг другу. На наш взгляд, само перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей. Кроме того, ролевая игра в форме Talk Show бесспорно является одним из важнейших элементов здоровьесберегающих технологий. Таким образом, нам удалось:
· создать благоприятный психологический климат на уроке;
· усилить мотивацию и активизировать деятельность ребят;
· дать возможность ребятам использовать имеющиеся знания, опыт и навыки общения.
Главной задачей педагога в построении второго урока является создание мотивации у учащихся к решению экологических проблем. Ведущей обучающей технологией этого занятия, на наш взгляд, может стать внедрение в учебный процесс мыслительной карты, которая создается непосредственно самими учениками.
Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:
1. создать мотивацию к овладению иностранным языком, как средствам общения
2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся
3. Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся
4. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся
5. Организовать проектную деятельность учащихся
6. Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений
7. Мыслительную карту можно использовать для представления результатов проектной деятельности.
На данном уроке в виде мыслительных карт ребята изображали результаты проекта и новые идеи по решению экологических проблем.
Существуют определенные правила создания мыслительных карт.
· Основная идея, проблема или слово располагается в центре
· Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки или картинки
· Каждая главная ветвь имеет свой цвет
· Для создания карт используются цветные карандаши или маркеры
· Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями
· Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми
· Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово
· Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки
Работая систематически с картой , мы пришли к выводу, что современному школьнику необходима помощь в работе с огромным потоком информации, которую он должен перерабатывать. Применение таких карт в обучении школьников дает огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения занимательнее и плодотворнее.
Открытый урок английского языка в 8ом классе.
Темаурока: Focus on environmental problems.
Вид урока: Обобщающий, в форме Talk show.
Цель урока:
1. Учебный аспект: Закрепление лексики по теме, совершенствование грамматических навыков говорения, умение изложить результаты исследования с использованием презентаций.
2. Сопутствующая задача: Развитие диалогической и монологической формы речи, представление материала с помощью презентации.
3. Воспитательный аспект: Формирование сознательного отношения к окружающей среде, инициирование учащихся на самостоятельную поисковую и творческую деятельность, направленную на определение проблемы и поиска путей ее разрешения.
4. Познавательный аспект: Знакомство с проблемами окружающей среды и ролью человека в их возникновении.
Организация урока: Урок проводится с применением современной обучающей технологии – ролевая игра. С этой целью урок организован в сотрудничестве двух учителей английского языка со своими подгруппами.
Согласно игре учащиеся делятся на следующие группы:
1. Группа ученых (экологов)
2. Группа журналистов
3. Представители Гринписа
4. Представители администрации
5. Представители флоры и фауны
6. Дизайнер
7. Группа учащихся лицея №623
При подготовке и в процессе урока применяется работа в группах, что позволяет учащимся с разным уровнем подготовки по предмету принять активное участие в работе и проявить свои способности. Кроме того для выявления наиболее серьезных экологических проблем в нашем регионе используется проектная деятельность учащихся.
Техническое оснащение:
1. Интерактивная доска
2. Компьютер
3. Плакаты на тему «проблемы окружающей среды»
4. Костюмы для представителей флоры и фауны
5. Заготовки футболок (сделанные из цветного картона)
Ход урока
I. Сообщение цели урока.
Teacher (T1): Good afternoon, ladies and gentlemen. Welcome to our holiday devoted to World Earth day that people all over the world celebrate on April 22nd.
T2: Well, what do you know about this day? What is it recognized for? When and where was the first Earth Day held?
P: In spring 1970 the oil was spilt into the Pacific Ocean at the seashore of the USA near Santa-Barbara. Hundreds of the inhabitants of this city went out to gather the oil in order to save every living thing from destruction. And then they decided that it was necessary to dedicate one holiday to the Earth. That’s why since 1970 Americans have been celebrating Earth Day on April 22nd every year. In 1994 Earth Day became the world holiday.
T1: Today we’ve gathered to discuss environmental problems. They are widely discussed on TV, on the radio, in papers and magazines.
T2: Our today’s lesson is going to be organized in the form of talk show that’s why we invited so many guests. Please, T1 will you introduce our guests in the studio.
T1: Today, in the studio, we have:
· A group of scientists
· A journalist
· A representative of Greenpeace
· A representative of our local authorities
· Some representatives of flora and fauna
· Students of our school
· A designer
II. Разогрев.
T1: To start our discussion, I’d like to clear up what Ecology studies and what the environment is.
P: Ecology is a brunch of science that studies the relation of living things and plants to each other and to the environment.
P: The environment is the water, air and land on Earth, which can be harmed by man’s activities.
III. Основная часть урока.
Учитель представляет двух ученых, которые делают доклады с использованием презентаций по темам:
1. Глобальное потепление
2. Загрязнение воды
T2: And now our well-known scientists, environmentalists, will tell us about two the most serious problems we face nowadays. Mss. P1 will tell us about the problem of Global warming and Mr. P2 will tell us about water pollution.
P1: Gives the talk about global warming (см. диск).
P2: Gives the talk about water pollution (см. диск).
После презентаций учащиеся обсуждают другие, не менее важные, экологические проблемы.
T1: Let’s thank our guests for their interesting talks and look at the blackboard where you can see a list of other problems we have. They are:
· Different forms of pollution
· Depletion of the ozone layer
· Acid rain
· Destruction of wild life.
T2: Let’s have a look at these problems more closely. In what forms does pollution come?
P: Air pollution, water pollution, land pollution, noise pollution and nuclear pollution.
T1: What causes pollution?
P: Air pollution is caused by smoke from factories which burn fossil fuels and by exhaust fumes emitted by cars.
P: Land pollution is caused by factories which dump industrial waste, by fertilizers, pesticides and herbicides which are used in farming. Besides, sewage from houses and rubbish add to this problem.
T1: Do you know how much waste an average Russian throws away every year?
P: About one ton of waste.
T2: It’s often discussed that scientists discovered a hole over Antarctica. What brings about the depletion of the ozone layer?
P: Plants and trees make oxygen and release it into the air. When plant life is destroyed, fewer oxygen atoms are released as a result less ozone can be made and the holes in our ozone safety net become larger. Pollution is another reason for oxygen loss. It’s caused by cars, air conditioners, factories and power stations. Polluted air damages both oxygen and ozone. Two kinds of gas molecules in polluted air cause the most ozone loss. These are CFCs and halon gas molecules. CFCs are used in things such as aerosols, air conditioners, cleaning products and fridges. The halon molecules are found in chemicals used in fire extinguishers.
T2: How does the loss of the ozone influence people? Beautiful tan, warm climate. What is bad about these things?
P:
· UV rays damage crops we depend on for food,
· UV rays would affect our breathing,
· UV rays already cause sunburns and skin cancer,
· They weaken the immune system, changing its ability to work properly,
· UV rays cause eye problems such as cataracts.
T1: What hazards does acid rain bring?
P: Acid rain damages many different kinds of plants, including the crops and trees which provide us with food. It also pollutes our lakes and rivers, and consequently the fish and the animals that drink it. It destroys buildings and wild life, and it is slowly poisoning the entire planet.
T2: We can’t help speaking about the destruction of wild life. What does it involve?
P: Overfishing, deforestation and dying animal and plant species.
T2: Why are so many species of animals on the brink of extinction nowadays?
P: They are killed by poachers for meet, for fur, for medicine and for sport.
P: They are caught by smugglers and sold to keep as pets. But not all animals can breed and live in captivity.
P: They die out because of pollution. Besides, people cut down trees and destroy their habitat.
Выступление представителей флоры и фауны с призывом о помощи.
T1: And now, let’s listen to what some endangered species could tell us about their life.
P: I’m a purple rhododendron. People call me bagulnik. My blossoms are pink or purple but my leaves are dark green. I have a very pleasant smell. I grow on hills. I’m very nice. Long ago, all the hills in our district were covered with my pink blossoms. But unfortunately, people broke my branches, they picked big bunches of flowers. I suffer from my beauty. People don’t think about the future. I was put into the Red Book. It’s possible that in ten years I’ll disappear forever and your children will never see my beauty which you don’t value. People, think about it!
P: I’m a kabarga or musk deer. I’m graceful and beautiful. I’m a representative of pairhoof animals in Zabaikalye. I’m becoming endangered because of poaching and hunting, especially for males. They have musk. Musk is very valuable, especially in Oriental medicine. People kill us; they burn forests where we live. That’s why we are in danger and can disappear.
P: I’m fish. My name is Lenok, my surname is Salmon. I live in lakes and rivers in Siberia. I look like taimen. My length is 35 cm; my weight is about 1 kg. I’m very tasty. Poachers often net me and my children. I can’t swim in the rivers because of nets. Many rivers are poisoned and there isn’t enough oxygen in the water. Clean water is necessary for all of us. People should understand that the environment is not just their own town or country, but the whole world.
Обсуждение наиболее важных экологических проблем балтийского региона. Журналист задает вопросы представителю администрации.
T2: The problems we’ve just discussed are global. But what about our region? What problems does our region have to overcome? Let’s listen to the representative of our local authorities.
P: (the representative of our local authorities): To tell you the truth, the ecological situation in the city leaves much to be desired. The air is considerably polluted, especially in the central districts. It becomes a little better when strong winds are blowing. But what worries us most is water pollution. Our rivers and canals are so dirty that cats don’t eat fish caught there. The life in the city depends on the water in Ladoga Lake, and it is of utmost importance to keep it clean.
P: (the journalist): Could you tell us why the Baltic Sea is so dirty?
P: (the representative of our local authorities): The Baltic is a special case. It’s small and its water changes slowly through the shallow straits. 250 rivers run into the Baltic. There are hundreds of factories on these rivers and millions of people live along them. Seven industrial countries surround the Baltic. Quite a lot of big cities lie on its coast. All of this combined with active navigation of the sea naturally affects the state of the sea water and the shore line flora and fauna.
P: (the journalist): We wonder if countries surrounding the sea are going to take any measures.
P: (the representative of our local authorities): Fortunately all the countries in the Baltic area have realized the problem. They co-operate actively in solving ecological problems of the Baltic basin. The aim of the agreement among these states is to prevent oil pollution of the sea to organize rational fishing and the preservation of sea life.
Выступление представителя Гринпис в виде ответов на вопросы журналиста.
P: (the journalist): If you don’t mind, I’d like to ask the representative of Greenpeace some questions. Would you tell me about the history of the organization?
P: (the representative of Greenpeace): Hello! Greenpeace has been campaigning against environmental degradation since 1971. We have 25 departments in different countries and we promote important actions all over the world.
P: (the journalist): Thank you. Please, tell me about the role of teenagers in Greenpeace. Do you have teen’s departments in the organization?
P: (the representative of Greenpeace): Of course, we have teen’s division. We want to involve teenagers all over the world in the activity of Greenpeace.
P: (the journalist): Tell me about the future actions of Greenpeace, some “green” events.
P: (the representative of Greenpeace): O.K. I’d like to tell you about the nearest event. We’ll have camps on different sea sides and take care of sea birds. Many petroleum companies pollute the sea. Oil on birds’ wings prevents them from flying. We will wash the birds from oil. This is a voluntary action.
P: (the journalist): It’s a great action. I think many people all over the world want to help sea birds. Your actions are of great importance.
P: (the representative of Greenpeace): Thank you for you attention. Our planet is our home and members of Greenpeace hope that more and more people will be interested in the protection of our planet.
Обсуждение цитаты (цитата выписана на доске).
T1: “If you don’t think about the future, you won’t have it.”– said J. Galsworthy.
Why did Galsworthy ask people to think about the future? What can happen if we don’t think about the future?
P: If we don’t think about the way we live, we’ll make serious mistakes.
P: If we don’t think about the future, we won’t be able to protect ourselves from possible dangers.
P: If we don’t think about the future, we may have an ecological crisis.
P: (Other possible answers.)
Представление дизайнера учителем.
T2: And now, we’d like to give a word to our famous designer who is with us today.
P: (designer): I do my best trying to attract people’s attention to environmental problems. I mostly use eco-friendly fabrics in my collections and try to sponsor some “green” events. As I have been working on my collection of T-shirts, I’d like you to help me with mottoes aimed to make people interested in the conservation of our planet (gives out T-shirts cut out of colorful paper).
Ученики пишут девизы на футболках. Дизайнер собирает их и предлагает гостям выбрать лучшую из них.
IV. Подведение итогов.
T2: The aim of our discussion was to get you aware of a great number of problems we are experiencing nowadays and get you interested in ways of their solving. We wouldn’t like you to stand back as we can make the quality of our life better – not just for us, but also for those who come after us. We should always remember that “we don’t own the Earth we have borrowed the planet from the future generations”.
V. Домашнее задание.
T1: Well, our lesson is coming to the end. Thank you for your work at the lesson. As to your homework, we’d like you to write an article to our local newspaper suggesting ways to help to change the situation in our region.
Открытый урок английского языка в 8ом классе.
Использование элементов проектной деятельности на уроках английского языка.
Тема урока: environmental problems.
Вид урока: обобщающий, в игровой форме
Цель урока: создание условий для выработки у школьников умений и навыков структурирования лексического и грамматического учебного материала, решение учебных проблем и развития внутренних мотиваций обучения на уроках английского.
Сформировать целостное представление о проблемах экологии, возможных путях их решения.
Задачи урока:
1. Языковая – формирование лексических навыков устной речи.
2. Развивающая – развитие у учащихся интереса к теме, развитие внимания и мышления, расширение кругозора, умение переноса усвоенного материала в новую ситуацию.
3. Воспитательная – обучить бережному отношения к окружающей среде.
Оснащение урока:
1. Листы ватмана
2. Фломастеры
3. Интерактивная доска
Организация урока:
На уроке происходит работа по созданию карты мыслительной деятельности посредством технологии Mind Mapping, структурирование материала и обобщение уже имеющихся знаний.
На уроке осуществляются межпредметные связи с биологией, географией и экологией.
Ведущая технология: Mind Mapping.
Две группы учеников задействованы в едином педагогическом процессе в рамках данной тематики. Сутью построения урока является мотивация учащихся к решению экологических проблем. На данном уроке в виде мыслительных карт ребята изображают результаты проекта и новые идеи по решению экологических проблем.
ХОД УРОКА
1) Приветствие. Постановка темы.
Действие учащихся: настраиваются на работу.
2) Постановка целей урока: ориентирование школьников на предстоящую работу.
Действие учащихся: класс делится на 2 группы, обсуждает ответы.
Каждой группе учащихся выдаются фломастеры и лист ватмана.
Тема 1ой группы ”Energy saving ”
Тема 2ой группы ” Deforestation”
3) Работа над устной речью, совершенствование навыков говорения.
Действие учащихся: в каждой группе учащиеся заполняют карту, учитывая внесенные предложения.
4) Повторение лексики, совершенствование употребления слов по разговорной теме.
Действие учащихся: Презентация карты, каждой группой.
II часть урока
Игра “Sea Battle”
Цель:
· повысить интерес к изучению английского языка
· активизировать знания учащихся, в том числе по темам, изученным в 1-м полугодии: “Can People do without you?”и “How do you treat the Earth?”
· совершенствовать навык работы в команде
· учить сотрудничеству, взаимовыручке и поддержке
Техническое оснащение:
· листы с изображением игрового поля и с заданиями
· презентация Power Point
· компьютер
· проектор
· экран
· листы бумаги для черновиков
· жетоны-очки с изображением корабликов
· карточки с вопросами по теме
Ход игры.
Презентация
1. Организационный момент.
Приветствие, сообщение условия игры.
Good morning, children! I am glad to see you. How are you, Sasha? And you, Sveta? Today we shall play a game, shan’t we?
Учитель демонстрирует 1-й слайд презентации, где дано название предстоящей игры.
What is the name of the game, children? Yes, you are quite right. The name of our game today is “ Sea Battle”. Children, as far as we have a game, there should be 2 teams. What is the name of your team, children?
Ребята сообщают названия своих команд: “Sea Wolves” и “ Pirates”, а учитель открывает следующий слайд презентации и сообщает условия игры.
You should try to guess where the ship is. Then you should do the task. The team which does it better will be a winner and will get a picture with a ship. Who will start the battle? …Let it be so. Well, name any place on the battle field.
Ребята называют клетки поля, а учитель открывает их наведением мыши, например A2, B1 и так далее, пока кто-либо не назовет клетку с корабликом, который выстреливает. Здесь обе команды должны будут на время, кто быстрее, выполнить одно и то же задание, которое раскрывается гиперссылкой. Учитель сопровождает игру репликами:
1. It’s a pity, but there is nothing.
2. Let’s go on.
3. Now it’s your turn, Pirates.
Игра продолжается, пока все задания не будут выполнены. Во время игры участники должны употреблять реплики, которыми можно подбадривать друг друга, выражать свой восторг и другие чувства, как это делают носители языка – англичане:
1. Come on!
2. Have a go!
3. You can do that!
4. Try again!
5. Cheer up!
6. Wow!
7. Congratulations!
8. Oops!
Свою готовность выполнить задание команды должны сообщить репликой: We are ready! В случае правильных ответов команды получают жетоны с изображением кораблика.
2. Выполнение заданий.
Ответы на вопросы (26 вопросов с использованием карточек)
3.Подведение итогов.
В качестве вознаграждения за игру небольшие подарки и оценки.
Примечание: все вопросы касаются проблем экологии и их решения.
Приложения:
- Презентация 1
- Презентация 2
Поделиться: